Найти в Дзене

Работаем с функциональными фразами на уроке (на базе учебника)

Функциональные фразы необходимы в разных ситуациях общения. Они выполняют различные функции: пригласить, пожаловаться, обсудить планы, извиниться, отреагировать на новость, выразить сочувствие, поблагодарить и т.д. Хорошо, если эти фразы будут заучены в готовом виде, так, как они используются носителями языка, то есть правильно и аутентично. Репертуар таких фраз у каждого ученика свой, чем выше уровень языка, тем больше их количество и тем они сложнее. Например, чтобы извиниться, можно сказать I'm sorry, а можно Oh, I do apologise! I didn't mean to upset you! В нашем учебнике, начиная с 5 класса, есть задания, направленные на отработку функциональных фраз. В каждом модуле на это выделяется один урок "Everyday English" или часть урока. Материал неплохой, но как с ним работать? Напишу как я обычно работаю с такими заданиями. Прежде всего мы разбираем сами функциональные фразы, которые представлены в таблице. Обязательно прорабатываем неличные формы глагола, которые следуют после этих
Оглавление

Что такое функциональные фразы

Функциональные фразы необходимы в разных ситуациях общения. Они выполняют различные функции: пригласить, пожаловаться, обсудить планы, извиниться, отреагировать на новость, выразить сочувствие, поблагодарить и т.д.

Хорошо, если эти фразы будут заучены в готовом виде, так, как они используются носителями языка, то есть правильно и аутентично.

Репертуар таких фраз у каждого ученика свой, чем выше уровень языка, тем больше их количество и тем они сложнее.

Например, чтобы извиниться, можно сказать I'm sorry, а можно Oh, I do apologise! I didn't mean to upset you!

Работа с учебником

В нашем учебнике, начиная с 5 класса, есть задания, направленные на отработку функциональных фраз. В каждом модуле на это выделяется один урок "Everyday English" или часть урока.

Spotlight, 11 класс
Spotlight, 11 класс

Материал неплохой, но как с ним работать? Напишу как я обычно работаю с такими заданиями.

Этап 1. Подготовка

Прежде всего мы разбираем сами функциональные фразы, которые представлены в таблице. Обязательно прорабатываем неличные формы глагола, которые следуют после этих фраз, то есть заканчиваем все предложения.

Далее прочитываем мини диалог, который даётся ниже в качестве образца. Потом я прошу ребят заменить в этом диалоге только функциональные фразы. Следующая пара также меняет функциональные фразы на те, которых ещё не было.

Таким образом мы один и тот же диалог прочитываем несколько раз, употребляя в нём разные функциональные фразы из таблицы.

На этом этапе учащиеся должны понять, как можно использовать разные функциональные фразы, чтобы сказать одно и тоже. Я им объясняю, что у каждого человека есть свой репертуар функциональных фраз, которые он обычно использует в разных ситуациях общения. У кого-то он больше и разнообразнее, у кого-то меньше и очень простой.

Прошу учащихся просмотреть все фразы в таблице и назвать те, которые они уже знают и постоянно используют. Это поможет им определиться с выбором того, что они будут тренировать, так как запомнить всё сразу невозможно.

Слабые учащиеся выбирают простую конструкцию, сильные - наоборот, сложную. Именно на этих фразах они будут концентрировать своё внимание.

Этап 2. Практика

Работаем в парах сменного состава. Проделываем несколько заходов, проговаривая мини диалоги и заучивая выбранные функциональные фразы.

Первый заход: учащиеся читают с учебника всё, что им нужно.

Второй и третий заходы: учащиеся только подглядывают в учебник.

Четвёртый заход: учащиеся разговаривают без учебника.

Время на каждый заход строго фиксируется и ограничивается. Обычно 2-3 минуты, не больше. Сильные учащиеся за это время успевают не только проговорить, но и развить диалог дальше.

Если не хватает пары, то я сама сажусь в пару с учеником, и через меня проходят несколько человек. В этом случае я могу исправить ошибки, объяснить то, что непонятно.

Если пар хватает, то просто слушаю как дети говорят, отмечаю типичные ошибки. Между заходами обращаю на них внимание.

Очень важно, чтобы ребята правильно заучили функциональные фразы и правильно их использовали. Эта работа направлена не на беглость речи, а на правильность употребления определённых конструкций. Как раз в этом случае они не должны говорить своими словами, они должны усвоить так, как принято говорить.

Режим работы в парах сменного состава помогает тренировать одно и то же естественным образом.
Режим работы в парах сменного состава помогает тренировать одно и то же естественным образом.

Этап 3. Проверка

Обязательно проверяю несколько человек у доски. Критерии оценивания довольно жёсткие: функциональная фраза должна быть выучена и правильно, без ошибок употреблена.

Так как учащиеся меняются ролями, то соответственно им нужно выучить и употребить минимум две функциональных фразы.

Остальные учащиеся внимательно слушают и называют фразы, которые были использованы в диалогах.

В целом на эту работу уходит 25-30 минут, практически весь урок.

На следующем уроке стараюсь обязательно повторить материал. Это можно сделать в режиме перекрёстного опроса, когда один учащийся, обращаясь к кому-то в классе, говорит свою реплику. Другой ученик ему отвечает, потом он обращается к кому-то другому, и так по цепочке отвечают несколько человек.

На одном из последующих уроков делаю карточки, где нужно вставить изученные реплики, тоже для повторения. На этих карточках можно повторить разный материал, который уже прошли в течение модуля.

Ну и в дальнейшем время от времени возвращаемся к этому материалу, чтобы он хорошенько усвоился.

Коллеги, а как вы работаете с функциональными фразами?