Найти тему
Хорошо. Громко.

«Вниз, в землю» Роберта Силверберга: инопланетная фантастика о слонах и людях. 8/10⭐

Вещь. Качественная литература, но скорее философская, чем развлекательная. Если вы ищете фантастику для разгрузки мозга, то лучше, наверное, взять что-нибудь типа Николаева или даже Беляева. А если вы предпочитаете отвлекаться от серьёзных вопросов, размышляя о других серьёзных вопросах, - айда со мной ВНИЗ, В ЗЕМЛЮ 😉.

Прежде всего. Я правильно сделала, что одновременно с Силвербергом прочитала «Сердце тьмы» Джозефа Конрада. «Вниз, в землю» произведение самодостаточное, его можно читать насухую, без первоисточника, но с «Сердцем» впечатления будут гораздо насыщеннее.

-2

«Сердце тьмы» Конрада - повесть конца 19 века о том, как европейцы колонизировали Африку. «Вниз в землю» Силверберга (1970 г.) - роман о том, как земляне колонизировали другую планету. Силверберг в некотором роде переписал «Сердце тьмы» в космических декорациях, но сделал это грамотно. «Вниз в землю» не подражание и не фанфик, это полноправный самостоятельный роман.

К тому же между произведениями есть одно существенное различие. «Сердце тьмы» рассказывает о европейцах в Африке, но не с точки зрения порабощения чёрных людей белыми, а про отношение завоевателей к завоёванным вообще. А «Вниз, в землю» касается именно расизма, когда земляне считают других разумных существ ниже себя просто потому, что те выглядят по-другому.

Давайте же уже его обсуждать. Ручонки чешутся 🙌📖

-3

Сюжет: когда-то люди открыли планету и назвали её Мир Холмана. На планете были полезные ископаемые, подходящие гравитация и климат, растения, животные и даже разумные существа - нилдоры. Нилдоры по разуму не уступали человеку, а внешне выглядели почти точь-в-точь как земные слоны. Даже жили, как слоны: бродили стадами по лесам, ели траву и листья с деревьев, одежды не носили, техникой не пользовались, в космос не летали.

Поначалу земляне приняли стандартный колонизаторский modus operandi: построили станции для добычи полезных ископаемых, наладили транспорт добытого на Землю, а нилдоров припрягли в качестве рабочей силы. Люди знали, что нилдоры разумны, а всё равно относились к ним скорее как к животным, чем как к братьям по разуму. Напрямую их к труду не принуждали, с виду было, будто люди вежливо просят нилдоров о помощи, которую те великодушно оказывают, но осадок оставался.

В конце концов на Земле сообразили, что поступают не по-пацански. Неважно, как нилдоры выглядят и какой образ жизни ведут. Все разумные существа имеют право жить на своей планете свободно, говорить на своём языке и делать что хотят. Люди признали, что были неправы, официально отказались от претензий на Мир Холмана, добывающие станции закрыли, персонал вывезли. На планете остались только несколько энтузиастов.

Главный герой Эдмунд Гандерсен один из тех, кто работал на Мире Холмана в колониальные времена и уехал, когда планету вернули нилдорам. Теперь он возвращается на Белзагор (так нилдоры называют свою планету), потому что чувствует вину за то, что когда-то тут сделал. Однажды он силой заставил нескольких нилдоров прервать паломничество и пропустить ритуал повторного рождения, крайне значимое для них событие. Вместо этого нилдорам пришлось выполнять какую-то работу, которая требовалась людям. Гандерсена гнетёт, насколько жесток, аморален, бесчеловечен был его поступок. Он летит на Белзагор каяться.

*🧍🏻‍♂️*🐘*

Это всё была предыстория. А сам сюжет вот. Гандерсен прилетает на Белзагор и узнаёт, что на планете живёт его бывший коллега по фамилии Курц. Курц всегда был безбашенным, по отношению к нилдорам он вёл себя особенно гадко. Когда Белзагор вернули нилдорам, Курц не вернулся на Землю, а решил остаться. Через какое-то время он вдруг переосмыслил своё прошлое поведение, да так глубоко, что нилдоры даже разрешили ему пройти вместе с ними обряд повторного рождения. Обряд Курц прошёл, но после этого его никто не видел.

Что до Гандерсена, то он изначально собирался только попросить у нидоров прощения. Как глубоко ни сожалел он о содеянном, в глубине души он продолжал считать их обычными слонами.

-4

Но пока Гандерсен будет путешествовать по Белзагору, он, во-первых, встретит заново рождённого Курца, и это произведёт на него неизгладимое впечатление, а во-вторых, намного глубже поймёт нилдоров и пересмотрит свои взгляды на то, что такое разум. В конце концов он и сам захочет пройти обряд повторного рождения, а вот что из этого выйдет - я вам не скажу, потому что это самая развязка и разгадка. И ещё потому, что ровно эта часть - когда Гандерсен заново рождался - мне в книге не понравилась.

-5

А что понравилось? Всё остальное.

Взять хоть название и эпиграф. Они из Книги Екклесиаста. Стих 3:21
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Вообще я не люблю библейские эпиграфы. Не потому что это как-то задевает мои религиозные чувства, а потому что чаще всего такой эпиграф не в кассу, а само произведение почти наверняка оказывается фуфлом. Чесслово, чем низкопробнее писанина, тем больше шанс, что автор полезет за эпиграфом в Библию 🤦🏻.

Силверберг разорвал шаблон. Всё в тему, соответствует духу произведения, и - главное! - произведение отличное.

Эпиграф - стих 3:21 Екклесиаста, но зацените его вкупе со стихами 18, 19 и 20, так сильнее пробирает:

18) Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
19) потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета!
20) Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21) Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

В этом вся суть романа: где проходит грань, отделяющая человека от животного, и есть ли она вообще?

У Силверберга есть и другие отсылки к Библии. Например, люди добывают на Белзагоре не только полезные ископаемые, но и яд местных змей. Для использования яд перерабатывают, а если выпить его сырым, то наступает похожее на транс состояние, в котором человек чуть ли не познаёт добро и зло.

Ничо так аллегория, докежьте? 🐍🍎

Ещё что впечатляет. Роман написан в 1970 году, а читается, как современный. Даже нет. Не как современный, а как безвременный. С научно-фантастической стороны в нём нет ни одного анахронизма или технической детали, которая сегодня казалась бы наивной или архаичной. И идеи, которые выдвигает автор, по-прежнему актуальны до злободневности.

Кстати об идеях. Самая очевидная проблема, которую обсуждает Силверберг, конечно, шовинизм = дискриминация одних существ другими только за то, что те выглядят по-другому и ведут другой образ жизни. Но это далеко не единственный вопрос, которым задаётся автор.

Что такое разум?
Какое существо разумное, а какое нет?
Чем отличаются люди от животных?
Как допустимо обращаться с животным?
Чего нельзя себе позволить с равным по разуму?

-6

Хотя в части что такое разум? автор не додумал. Он старается вести линию, что все мы немножко лошади, но не доводит.

Есть фрагмент, где один из нилдоров дискутирует с Гандерсеном о том, какое существо можно считать разумным, то есть равным человеку/нилдору, а какое - лишь животным, низшим. Гандерсен утверждает, что земные слоны, например, - однозначно животные. С ними нельзя иметь полноценную коммуникацию, а значит, они ниже человека и с ними можно обращаться, как с бездушными животными. Нилдор не считает этот аргумент убедительным. Он говорит, если человек не в состоянии иметь коммуникацию с каким-то другим видом, например, со слонами, возможно, всё наоборот, и причина в том, что тот вид стоит намного выше человека по развитию.

-7

Проблема Силверберга в том, что на Белзагоре есть не только нилдоры, но и обычные животные тоже. При этом нилдоры уверены, что они разумные и высшие, а какие-нибудь рыбы в озере - тупые и низшие. А вот на каком основании - неясно, нилдоры просто заявляют это как факт.

Более того, на Белзагоре есть вторая разумная раса - сулидоры, они похожи на больших обезьян. По отношению к нилдорам сулидоры считаются низшей расой. Но по каким критериям это установили - тоже не объясняется. То есть автор заявляет, что считать нилдоров выше, чем рыбы или сулидоры, можно, а считать человека выше слонов вроде как нехорошо. Но никак это заявление не обосновывает.

⚠️ Уверяю вас, этот логический факап и отсутствие у автора ответа на главный вопрос, по каким критериям определяется разумность вида, не помешает вам наслаждаться книгой. Потому что цель её не столько впарить читателю готовый ответ, сколько заставить задуматься самому.

Ещё из заметных плюсов романа - описания природы Белзагора. Вообще описания. Они настолько великолепны, что я несколько раз даже останавливалась восхититься, до чего органично всё у автора вышло. Похоже на натюрморты из Возрождения, где все цветочки с лепесточками, и всякая виноградинка со своим стебельком. Белзагорская растительность описана до былинки, животные тоже во всех деталях, местность, погода, сами нилдоры, их традиции - всё в высшей степени продумано. Достаточно экзотики, чтобы было понятно, что речь о внеземном мире, при этом реалистично, и нет ни единого сомнения, что такой мир может существовать.

А вот что мне не понравилось 📖👎🏼, и за что я сняла 2 звёздочки, - финал, ритуал повторного рождения Гандерсена. Автор, видимо, хотел показать развитие характера главного героя, как он начинает путь закоснелым расистом, а к финалу приходит чуть ли не в буддистском просветлении. Не удалось. Вышло слишком психоделически, слишком галлюциногенно, и реалистичность, естественность повествования от автора ускользнула. Предыдущие 80% романа читатель следует за ним без колебания, а в финале чуть ли не на каждой строчке хочется спросить: почему? Как такое может быть? Зачем так, а не этак?

Причём такое ощущение, что писатель вопросы предвидел. Как только я застревала, тут же передо мной был абзац с пояснениями, будто заранее заготовленный.

Справедливости ради, общее впечатление от этого портится не сильно. Да, финал можно было бы улучшить, но и в таком варианте есть своя прелесть.

-8

Итого: шикарно. Финал подкачал, зато рассуждения автора о том, допустимо ли угнетать коренное население только потому, что они выглядят не по-человечески, выше всяких похвал. Ответов он не даёт, зато вопросы формулирует мастерски, так что их можно долго самому обдумывать и в компании обсуждать. 8/10⭐

*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен, а то с кем же я буду про инопланетных слонов сплетничать?

*****************
Покупайте роман Силверберга «Вниз, в землю»!

*****************
Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: