Найти в Дзене
Психопедагогика

«Ребенок не умеет проигрывать!» Что за этим скрывается?

За проигрышем следует бурная и неадекватная реакция: девятилетний мальчик может плакать навзрыд, крушить все вокруг, хлопать дверями, обвинять соперников в своих неудачах, проявлять к ним агрессию. Причем, речь идет не о каких-то важных соревнованиях, а о чистой воды развлечениях: например, «бродилке» в компании друзей. - Сын тяжело сходится с детьми, - вздыхает папа, - и когда новый друг пригласил его на день рождения мы очень обрадовались. Думали, наконец-то он вольется в компанию, мальчики будут вместе гулять, ходить в гости… - Мы долго готовились! – мама вытирает слезы. – Купили дорогой подарок, костюм, в парикмахерскую его сводили… Повторяли правила поведения, конечно. Мама из-за слез больше не может говорить, поэтому слово берет опять папа: - Ну и там был аниматор, конкурсы какие-то... Аниматор, наверное, специально так подстраивал, чтобы побеждал именинник… Не знаю… В общем, наш такое там устроил, что полицию вызывали… Разнес всю игровую комнату… Кричал, кидался на всех… За окно

За проигрышем следует бурная и неадекватная реакция: девятилетний мальчик может плакать навзрыд, крушить все вокруг, хлопать дверями, обвинять соперников в своих неудачах, проявлять к ним агрессию. Причем, речь идет не о каких-то важных соревнованиях, а о чистой воды развлечениях: например, «бродилке» в компании друзей.

- Сын тяжело сходится с детьми, - вздыхает папа, - и когда новый друг пригласил его на день рождения мы очень обрадовались. Думали, наконец-то он вольется в компанию, мальчики будут вместе гулять, ходить в гости…

- Мы долго готовились! – мама вытирает слезы. – Купили дорогой подарок, костюм, в парикмахерскую его сводили… Повторяли правила поведения, конечно.

Мама из-за слез больше не может говорить, поэтому слово берет опять папа:

- Ну и там был аниматор, конкурсы какие-то... Аниматор, наверное, специально так подстраивал, чтобы побеждал именинник… Не знаю… В общем, наш такое там устроил, что полицию вызывали… Разнес всю игровую комнату… Кричал, кидался на всех… За окно мы до сих пор не выплатили.

- И дружить с ним теперь вообще никто не хо-о-чет! – рыдает мама.

Эта история и из ряда вон выходящая, и типичная. Обращает на себя внимание не только бурная реакция, но и ее неадекватность, не соответствие ситуации. Ребенок, что называется, "раздул их мухи слона", а его ровесники спокойно пережили неудачу. Кроме того, из слов родителей понятно, что ребенок имеет проблемы с социализацией.

- Он на все реагирует слишком бурно. Кто-то прошел мимо и нечаянно задел его плечом – Владик сразу лезет в драку, кричит, плачет, выглядит при этом нелепо. Конечно, дети этим пользуются, специально его подначивают, а потом наблюдают и смеются. А он потом долго не может успокоиться, помнит эту обиду, вынашивает планы мести.

Из этой зарисовки становится ясно, что ребенок легковозбудимый, с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения, что в общем-то является нормой для детей, но в гораздо более нежном возрасте. Т.е. мы имеем дело с незрелой нервной системой. Из последующей беседы с родителями мы узнаем, что ребенок с рождения был капризный, плаксивый, плохо спал, развивался с небольшой задержкой.

- Но мы делали МРТ!– удивляются родители. – Все хорошо, никаких отклонений.

Мозг – очень нежный орган, где работа буквально каждой клеточки имеет значение. МРТ, КТ, нейросонография являются методами визуализации и показывают структурные особенности, а не функциональные. На МРТ можно увидеть мозг, но вот корректно ли он работает? Бывает, при визуализации головного мозга обнаруживается то, чего там не должно быть (кисты, опухоли), но при этом никаких жалоб у обследуемого нет, его нервная система функционирует прекрасно. И гораздо чаще у детей с множественными неврологическими патологиями врачи видят прекрасный здоровый головной мозг, без каких-либо структурных и морфологических особенностей, но глядя на ребенка становится понятно, что этот «здоровый» мозг совсем неправильно работает. Метода, позволяющего увидеть работу мозга, пока еще нет (на ЭЭГ тоже сильно не надейтесь, его возможности очень ограничены).

- Мы дома часто играем вместе в лото, домино или карты. И нам с отцом всегда приходится ему подыгрывать… Иначе весь вечер испорчен! Даже если играем в прятки и Владик прячется – нельзя его находить сразу, надо сначала минут 20 побродить, позаглядывать везде, сделать вид, что мы его не видим…

А это уже про воспитание. Вместо того, чтобы учить ребенка справляться со своими эмоциями и достойно принимать поражения, родители потакают ему, усугубляя проблему. Не имея возможности потренироваться в самообладании в безопасной домашней обстановке, ребенок неизбежно оказывается в некрасивых ситуациях вне семьи. Гораздо дальновиднее со стороны родителей было бы учить принимать ситуацию проигрыша, разделять радость с победителем, тренировать самоконтроль и вырабатывать такое отношение к жизни, когда ребенок понимает, что сегодня ты можешь быть проигравшим, а завтра – победителем, а игра – всего лишь игра и от одного только участия в ней можно получить такое же удовольствие, как от выигрыша. Как это сделать? В первую очередь – собственным примером. Выиграл папа? Пусть мама поздравит его, отметит хорошие ходы, скажет, что он интересный соперник.

- Но я и сама хочу выиграть! А кто не хочет?! Конечно, я расстроилась, что не я победила! Мне хотелось! – маме не по вкусу мои советы.

И это тоже про воспитание. Родители сами иногда провоцируют ребенка на «скандалы проигравшего» свои примером или воспитанием в духе «всегда надо быть первым, всегда надо побеждать». Ребенок как губка впитывает ценности тех, кто его окружает. Если семья играет в лото ради удовольствия, а не ради выигрыша, если родители не выгрызают победу из последних сил, если умеют держать себя в руках, уступать и отличают мелочи жизни от больших проблем – ребенок не будет испытывать чрезмерных негативных эмоций от мелких неудач. Кто-то может сказать: «Как можно воспитывать неудачника, он же потом по жизни будет проигравшим?!» Но тут надо оценивать реальные возможности ребенка. Напомню, что в данном случаем мы говорим о ребенке незрелом, с неврологическими проблемами. Учить его всегда выигрывать – означает, требовать заведомо недостижимого. А это уже путь к неврозу. Достижения для таких детей – это борьба в первую очередь с собой, когда сегодня ты играешь лучше, чем вчера (а это отследить невозможно, если родители всегда поддаются). А самая главная победа – это победа над собой.

Умение достойно проигрывать - важный социальный навык. Вся наша жизнь по сути состоит из побед и поражений. Трудно жить тому, кого любая неудача напрочь сбивает с ног. Проигрыш при правильном подходе учит большему, чем выигрыш. Наибольшую радость приносит та победа, которая сменила поражение.

Психолог онлайн: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber, Telegram)

Читайте еще: