В кабинете психолога папа с сыном 7 лет. У мальчика «проблемы с социализацией»: трудно сходится с людьми, боится заводить знакомства, не имеет друзей. Проблемы стали особенно заметны с поступлением в школу.
Мальчик чуть полноват, неловок… Он сидит, округлив спину; покусывает губы, ерзает на кресле. Наметанным глазом я вижу явные неврологические проблемы.
Беседа с папой подтверждает мои догадки: недоношенность, реанимация, ЗРР… Но папа явно придерживается принципа «что было – то прошло», упорно переводя разговор на успехи сына: в шесть лет научился читать, к школе решал примеры, уже год ходит на курсы английского, пошел в лучшую в городе гимназию.
Даю мальчику письменное задание. Он идет к столу, слегка косолапя. Левша. Неправильно держит карандаш. Слишком сильный нажим. Не держит спину, уронил голову на стол. Уже устал, готов заплакать. Глянул на папу. Продолжает выполнять задание со слезами на глазах. Папа не скрывая довольной улыбки смотрит на листок: формально там все правильно. Как мне сказать, что детские проблемы никуда не ушли? Координация и тонус нарушены. Речь мальчика бедна и невнятна. Нейродинамические показатели не соответствую возрасту. Психоэмоциональное состояние нестабильно.
Я представляю этого ребенка в группе сверстников: активных, жизнерадостных, любознательных. Вот они бегут на детскую площадку. А за ними, косолапя и задыхаясь, бежит Ваня. Все ребята весело и быстро забираются на верхнюю площадку, у них там игра – а Ваня стоит внизу. Они придумали подкидывать мяч - а Ваня не может его поймать. Интересно ребятам дружить с ним? Нет, неинтересно. Обидно Ване? Обидно. Наверное, Ваня иногда даже плачет от своего бессилия. А может быть такое, что ребята подшучивают над Ваней, смеются над его неудачами? Может. Хочет ли после этого Ваня заводить новые знакомства? Нет. У него достаточно печального опыта, чтобы понимать, чем это закончится.
Из задумчивости меня выводит голос папы:
- Он очень умный, развитый ребенок. Его ровесники и половину не знают того, что знает он. У нас «Дискавери» любимый канал с четырех лет! Кто-то мультики смотрит, ерунду всякую, а мы Ване всегда включали познавательные передачи, занимались с ним, читали. Он лучше всех в классе читает! Да-да, лучший по технике чтения! Многие дети совсем плохо читают, по слогам!
Сначала я не понимаю, зачем он это рассказывает. Пытается убедить меня в том, что я не вижу того, что вижу? Или сам искренне и слепо верит в то, что его сын самый-самый лучший? Постепенно до меня доходит: все еще хуже, чем мне показалось сначала. Ваня не только сильно отличается от сверстников. Каждый день ему твердят, что он самый умный и способный, начитанный и интеллигентный, больше всех знающий и умеющий. И каждый день жизнь убеждает Ваню в обратном. А это уже путь к неврозу.
Семья Вани проделала большую работу. Они точно могут гордиться собой и сыном. Но это не означает, что проблем больше нет.
То, что ребенок читает и знает все про архозавров – прекрасно. Прекрасно, если эти знания сочетаются с крепким здоровьем и сильным характером, работоспособностью, оптимизмом, любознательностью, волевыми качествами, коммуникативной компетентностью. Без всего этого знания о спутниках Сатурна не стоят ничего. И наоборот: все это делает ребенка самодостаточным и счастливым даже без уникальных знаний.
Перекосы развития в ту или иную сторону всегда создают дополнительные трудности.
Мы все обладаем разными личностными качествами и нервно-психическими характеристиками. Это не означает, что кто-то из нас хуже, а кто-то лучше. Это говорит о том, что кому-то легче жить и трудиться, а кому-то – тяжелее. Задача родителей состоит не в том, чтобы своим воспитанием создавать дополнительные трудности, а как раз в том, чтобы облегчить жизнь своего ребенка, воспитывая гармонично и всесторонне развитую личность.
Психолог онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber)
Читайте еще: