Найти в Дзене
Психопедагогика

Воспитание без запретов - это антинаучный, бездоказательный подход!

Саше 10 лет. Он сидит напротив меня, я слушаю его историю и не знаю, за что хвататься. Потому что у Саши одновременно игровая зависимость, нервные тики и ожирение, связанное с перееданием. При этом родители проповедуют «ненасильственное» воспитание: - Ну как я ограничу время за компьютером? Как?! Сашу никогда ни в чем не ограничивали: ни в пирожных, ни в развлечениях. И никогда ни к чему не принуждали. Это я поняла, когда стала с ним общаться, потому что Саша потрясающе не образован и дурно воспитан (ой, ну что за глупости я пишу! Как может быть дурно воспитан тот, кого никто и никогда не воспитывал. Саша совсем не воспитан – это будет точнее). Он сидит в кресле и поерзывает, отчего кресло под ним скрипит. Я вижу, что сидеть ему тяжело, непривычно, хочется скорее достать телефон и «нырнуть» в ставшее родным спокойствие. Беседа ему неинтересна, несмотря на мои многочисленные старания. - Чем увлекаюсь? Да ничем… Играю. - Куда хожу? А, в кружки? Нет, никуда не хожу. В школу только. - Инте
Оглавление

Саше 10 лет. Он сидит напротив меня, я слушаю его историю и не знаю, за что хвататься. Потому что у Саши одновременно игровая зависимость, нервные тики и ожирение, связанное с перееданием. При этом родители проповедуют «ненасильственное» воспитание:

- Ну как я ограничу время за компьютером? Как?!

Сашу никогда ни в чем не ограничивали: ни в пирожных, ни в развлечениях. И никогда ни к чему не принуждали. Это я поняла, когда стала с ним общаться, потому что Саша потрясающе не образован и дурно воспитан (ой, ну что за глупости я пишу! Как может быть дурно воспитан тот, кого никто и никогда не воспитывал. Саша совсем не воспитан – это будет точнее). Он сидит в кресле и поерзывает, отчего кресло под ним скрипит. Я вижу, что сидеть ему тяжело, непривычно, хочется скорее достать телефон и «нырнуть» в ставшее родным спокойствие. Беседа ему неинтересна, несмотря на мои многочисленные старания.

- Чем увлекаюсь? Да ничем… Играю.

- Куда хожу? А, в кружки? Нет, никуда не хожу. В школу только.

- Интересно? В смысле «интересно»? Не. У меня ничего такого нет. Нет, не рисую. Нет, не плаваю. Читать?! О-о-о, нет. Моделирование? Нет. ... Не умею. … Не знаю.

Вот так и живет Саша и тысячи его собратьев по несчастью – «не хочу», «не знаю», «не могу», «не умею», «не буду», «все равно». Их родители хотели воспитать творческую, свободную и сильную Личность, поэтому никогда не давили, не навязывали, не ограничивали, не запрещали.

Что могло пойти не так?

Вы слышали выражение «гений – это 10 % таланта и 90 % труда?». «10% таланта» – это то, с чем ребёнок родился: его психофизиологические возможности, задатки (и хорошо, если это так, потому что ребенок может родится и с психофизиологическими дефектами). А что такое «90% труда»? Это работа над развитием своего мозга.

Нейропсихологи условно делят мозг на три блока. Первый блок отвечает за биологическое существование организма; ребенок рождается с почти полностью сформированным первым блоком. Второй блок - блок приема и обработки информации, он развивается, когда ребенок находится в благоприятной, сенсорно насыщенной среде. Третий блок отвечает за целеполагание, планирование, контроль и регуляцию психической деятельности. Именно здесь скрыта сила воли, соподчинение мотивов («не хочу, но надо»), умение распоряжаться своей жизнью.

«90% труда» - это в основном работа над формированием третьего блока мозга. Его особенностью является то, что он развивается только в целенаправленной деятельности, и никак иначе. Когда ребенку не ставят целей и ограничений, а он делает что хочет и когда хочет, – это часть мозга остается неразвитой. И мы видим людей, не способных к минимальному волевому усилию и напряжению, плывущих по течению, не имеющих целей и интересов.

Со стороны может казаться, что это счастливая жизнь: лежит такой Саша на диванчике, смотрит «тик-токи», кушает бигмаки – не жизнь, а сказка! Но нет, уверяю вас, что Саша глубоко несчастен и бигмак не приносит ему ни малейшей радости. Потому что у Саши заведомо низкий уровень гомонов счастья. Судите сами: с точки зрения биологии счастье – это комбинация гормонов, среди которых главное место занимает дофамин.

Дофамин вырабатывается, когда человек достигает цели и испытывает гордость, удовлетворенность и удовольствие от проделанной работы. Этот гормон отвечает за мотивацию, принятие решений, побуждает работать над достижением целей и увеличивает удовольствие от результата. Понятно, что к Сашиной жизни это не относится. Он не принимает решения и не достигает цели, он не трудится – поэтому не может испытывать гордость и удовлетворение от результатов труда.

Нет дофамина – нет счастья.

Хотите сделать своих детей счастливыми – учите их ставить цели и достигать их. Направляйте, требуйте, ограничивайте, ставьте рамки - развивайте блок программирования и контроля головного мозга. Только благодаря ему человек может трудится: вставать утром, чистить зубы, убираться, работать, узнавать новое, мечтать, достигать, радоваться, жить полной, активной и счастливой жизнью.

Психолог онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).

! Читайте:

-2