Найти в Дзене
Психопедагогика

Незрелый ребенок в школе - катастрофа или они все там такие?

- Миша в этом году пошел в первый класс, и у нас проблемы в школе. Не учится, отвлекается, разговаривает во время уроков, может встать и ходить по классу, дерется с одноклассниками… - Перед школой ребенка осматривал психолог? Он рекомендовал идти в школу? - Осматривал. Не рекомендовал. Советовал еще остаться в саду. Некоторые родители, даже получив заключение психолога о том, что ребенок к школе не готов, пренебрегают рекомендациями и собирают первоклашку на учебу. У всех свои мотивы: кто-то хочет попасть к определенной учительнице, кому-то это удобно по режиму, кто-то вовсе считает, что ничего страшного в этом нет. В результате нейрофизически незрелый ребенок оказывается в первом классе. Через несколько месяцев он снова оказывается у психолога. Чаще – по совету учителя с комментариями «не справляется с программой», «отвлекается», «не умеет себя вести». А иногда и с жалобами, не имеющими ничего общего со школой: капризы, непослушание, агрессия, нарушения сна, тики, заикание, энурез. А
Оглавление
- Миша в этом году пошел в первый класс, и у нас проблемы в школе. Не учится, отвлекается, разговаривает во время уроков, может встать и ходить по классу, дерется с одноклассниками…
- Перед школой ребенка осматривал психолог? Он рекомендовал идти в школу?
- Осматривал. Не рекомендовал. Советовал еще остаться в саду.

Некоторые родители, даже получив заключение психолога о том, что ребенок к школе не готов, пренебрегают рекомендациями и собирают первоклашку на учебу. У всех свои мотивы: кто-то хочет попасть к определенной учительнице, кому-то это удобно по режиму, кто-то вовсе считает, что ничего страшного в этом нет. В результате нейрофизически незрелый ребенок оказывается в первом классе.

Через несколько месяцев он снова оказывается у психолога. Чаще – по совету учителя с комментариями «не справляется с программой», «отвлекается», «не умеет себя вести». А иногда и с жалобами, не имеющими ничего общего со школой: капризы, непослушание, агрессия, нарушения сна, тики, заикание, энурез.

А все потому, что ребенок пошел в школу нейрофизиологически незрелый. Иными словами, у него не было физиологической основы для обучения в школе.

Ситуацию, когда незрелый ребенок оказывается в школе, можно сравнить с тем, как если бы начинающего фигуриста отправили на олимпиаду. Вроде бы есть у него коньки, и кататься он умеет, и даже несколько прыжков знает. Но среди опытных спортсменов будет смотреться смешно. И победить у него шанса нет. В олимпийской гонке юный фигурист заработает невроз. А может и вообще откажется выходить на лед. То же самое происходит в школе, когда один и тот же ребенок мешает учителю и всему классу, не работает на уроке, не может делать домашние задания, а то и вовсе отказывается ходить в школу. Просто для него обучение в школе – это сверхнагрузка. Его ежедневная олимпиада, в которой выигрывают другие. А «начинающий фигурист» вообще не понимает, что он там делает.

Нейрофизическая зрелость означает, что мозг ребенка созрел для учебной деятельности и первокласссник готов усваивать знания, которые ему предлагаются.

Нейрофизическая зрелость складывается из зрелости различных структур мозга. То есть не существует одной определенной области мозга, которая отвечает за успешное обучение и которую можно «простимулировать».

  • Так, например, подкорковые структуры мозга — это источник энергии для ребенка, его «батарейка». Они помогают сохранять работоспособность на протяжении уроков, сидеть за партой (детям трудно сидеть на месте, для них более физиологичным является движение), много писать. Если ребенок чрезмерно устает на уроках – мы можем говорить о незрелости подкорковых структур.
  • За прием и переработку информации отвечает комплекс других мозговых структур. Их зрелость позволяет не только слушать учителя, но и слышать его, легко запоминать информацию, ориентироваться в зрительных образах (включая буквы и цифры). От зрелости этого блока мозга зависит почерк ребенка, грамотное письмо и правильное чтение.
  • Самую частую проблему составляет незрелость мозговых структур, отвечающих за самоконтроль. Именно от них зависит поведение в школе: будет ли ребенок лаять из-под парты или сможет действовать в соответствии с социальными нормами. Формирование этого блока мозга начинается около 7 лет и заканчивается во взрослости. Т.е. все дети идут в школу с заведомо не сформированным блоком самоконтроля. Но все же среди семилетних детей много тех, у которых процесс уже пошел, и тех, у кого он еще не запустился. Именно поэтому есть дети, которые сдерживают эмоциональные порывы, отвечают только по просьбе учителя, самостоятельно собираются в школу и делают домашние задания, а есть дети, для которых такое поведение недоступно.

Школьные проблемы легче предотвратить, чем бороться с ними. Потому что иначе формируются вторичные трудности: негативное отношение к школе и отвращение к обучению, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем, положение аутсайдера в классе.

При наличии сомнений в зрелости будущего школьника стоит обратиться к психологу и серьезно отнестись к его рекомендациям.

__________________________________

Психолог онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsАpp, Viber).

Читайте еще:

-2