Сегодня расскажу вам об одном важном и интересном эксперименте времен СССР, а потом по вашему желанию в комментариях мы можем вместе посетовать на то, куда катится мир.
Итак, самый расцвет СССР. Талантливый и признанный ученый Алексей Николаевич Леонтьев занимается изучением детской личности и для этого организует следующий эксперимент:
Ребенку, сидящему за столом, показывают игрушку на противоположном конце стола. Экспериментатор объясняет, что если малыш достанет игрушку, не вставая со стула, то получит в награду конфету. Тем временем эта задача невыполнима – игрушка стоит так, что, соблюдая правила эксперимента, ее никак не достать. Тут экспериментатора якобы срочно вызывают, и он оставляет ребенка одного. Наблюдение за ним, конечно, ведется. Что делает ребенок? Сначала пытается достать игрушку. А потом… быстро поднимается со стула – и игрушка оказывается в его руке. Как раз в этот момент возвращается экспериментатор. Узнав, что задание выполнено, он горячо хвалит ребенка и вручает награду – конфету. Ребенок берет конфету, ест ее … и горько плачет.
Данный эксперимент повторялся в различных вариациях с детьми от трех до семи лет с единым результатом: понимая, что «приз» не заслужен, дети не радовались награде. Часть из них честно отказывалась от конфеты, части детей сладость казалась невкусной или даже горькой.
А если повторить эксперимент в наши дни? Мы это сделали! И вот как вели себя дети:
Маша, четыре года: берет конфету и мгновенно засовывает в рот.
- Вкусная конфета?
- Дааа! – довольно улыбается.
Точно так же поступили еще два ребенка, четырех и пяти лет. Немного выделился шестилетний ребенок: «Нее, я встал со стула. Можно мне конфету?». Получив отказ, мальчик показал бурную эмоциональную реакцию. Конфету получил. Съел с удовольствием.
О чем говорят эти результаты? О незрелости эмоционально-волевой сферы. Об ориентации на внешние, а не внутренние, показатели успеха. О непонимании и непринятии социальных норм. Об отсутствии соподчинения мотивов. О личностной незрелости.
Я начала рассказывать об эксперименте одной знакомой. На том моменте, где ребенок взял незаслуженную конфету, она прервала меня: «И правильно сделал! Бери, пока дают! Пока разберутся – конфета уже съедена, не отберут! Молодец!». И это - о причинах таких провальных результатов современного эксперимента.