Критик Жирмунский приводит предельно чёткое определение, кого стоит считать "байроническим героем" (см. чуть ниже).
А кто такой "байронический герой"? Cегодняшние блогеры — это "байронические герои"?..
Кто такой Байрон сегодня?
Джордж Байрон, два столетия бывший эталоном красиво-талантливо-азартного аристократа-путешественника, стал чужаком для современных детей. Клянусь честью, у меня на уроках они обычно слышат его имя и титул впервые. Неужели красота, талант, вольнолюбие и азарт к путешествиям больше ничего не значат для молодёжи?
#Байрон
#стихиБайрона
#поэзия
#современнаякультура
#стихи
#романтизм
#БугаёваНН
#LiterMort
Есть несколько ответов. Во-первых, можно сказать, что у всякого героя есть свой "срок годности". По прошествии двухсот лет все, даже величайшие из людей, уходят в забвение. Законы жизни таковы, что никого нельзя помнить вечно, даже герои и сверхлюди обречены на Лету. Мы — раса иванов, не помнящих родства.
Во-вторых опровергает сказанные выше слова. Цицерона с Аристотелем помнят тысячелетиями, как и Гомера. Никто не обязывает нас, людей, забывать своих героев. Не пожелаем — вот и не забудем. Свои великие победы можно помнить хоть тысячу лет (хотя победы Дария и Александра Великих уже третью тысячу лет подряд не забыты, так что тысяча лет не предел). Восхищаться стариной не порок. Фаюмские портреты не перестали быть красивыми лишь оттого, что стары. Так почему же Байрон, будучи более чем на 1500 лет юнее фаюмской энкаустики, слишком стар для того, чтобы восхищать?
Стало быть, не слишком. Рукописи не горят, а красота не устаревает. Солнце не стало менее красиво лишь оттого, что ему 4,5 миллиарда лет? Никто же не скажет: фу, это солнце старовато, оно мне претит своей несвежестью, поищу-ка я солнышко помоложе и на него стану глядеть на закате.
Но аналогии хороши только для философии, развития ума и потакания болтливости. Можно привести и совсем иную аналогию: например, с просроченным бургером. Нет, пожалуй, бургер слишком пошл. Игорь Северянин советует нам аналогию с просроченными ананасами в шампанском (которые, безусловно, столь же вычурны, сколь пошл бургер). Но мы ещё не сошли с ума, чтобы спорить с Игорем Северяниным.
Так вот, аллегории с "просроченным солнцем" противостоит аллегория с просроченными ананасами в шампанском. Как бы ни были они хороши, искристы и остры по свежести, рано или поздно их свежести приходит конец. Пик вкусности сменяется западиной прокисшести. Как бы ни были свежи воспоминания о свежем ананасе, они не сделают его свежее по истечении срока годности.
Применима ли эта мысль к искусству?
Как бы ни было что-либо своевременно, искристо и остро, былые победы не сделают его менее устаревшим, когда прошло условных 200 лет?
Полагаю, аллегории из физического мира не полностью применимы к феноменам мира метафизического. Идея не покрывается плесенью, в отличие от ананаса. Плесенью покрываются люди в саркофагах, но не их деяния. "Чёрная шаль"Пушкина не умерла в тот миг, когда умер сам Пушкин. Кузнецовский фарфор не разлетелся на осколки, когда умер сам Кузнецов. Дерево не срубают, когда умолкло сердце посадившего его.
Так что, возвращаясь к не чтящей Лорда Байрона молодёжи, отмечу: красота, талант, вольнолюбие и азарт к путешествиям — это вечные ценности. Человек не может не боготворить красивых, талантливых, вольнолюбивых путешественников (и зажиточных, само собой, ибо очарование богатства — всё ещё сила, с которой приходится считаться).
Но сколько процентов юного населения Российской империи знали Байрона в 1830? В 1880 году? А сколько россиян знали его в 1995? Напомню, в конце 19 - начале 20 вв. дворянство насчитывало около 2 миллионов, а крестьянство — 130 миллионов. Городской рабочий класс составлял около 1,7 миллионов. Естественно, Лорда Байрона знали в узкой среде дворянства и интеллигенции. 132 миллиона недворян его не знали, зато знали частушки, загадки, скороговорки, обрядовые и рекрутские песни... по-своему воспевавшие красоту, талант, вольнолюбие и азарт к путешествиям.
Впрочем, Пушкин, Жуковский и Лермонтов, к примеру, тоже отлично владели народным материалом и знали частушки, загадки, скороговорки, обрядовые и рекрутские песни... То есть они знали и то, и другое, а народ, само собой, — только то. "Знание Байрона" не ограничивало знания фольклора, однако непроницаемость фольклорной (народной) среды перекрывала пути к расширению знаний.
Следовательно, ответ такой: причина, почему кто-либо не знает о Байроне, объясняется непроницаемостью социальных границ среды, в которой кто-то произрастает и воспитывается. Невежеством, иными словами. Невежество — это не знать великих полководцев, философов, учёных и писателей последних 2000 лет, так как именно эти 2000 лет порядочно задокументированы.
Россияне — наследники в равной мере и славянской, и европейской, и восточной культуры. Мы таковы, это наш путь, наш крест, называйте как хотите. Наше культурное "я." А знание — сила. Всё существует, пока о нём помнят.
Цивилизация существует не только материально, но и концептуально. Если потерять идеи и память — будет потерян и прогресс и настанет "день сурка", то есть стагнация, повторение одного и того же участка пути без развития, потому что без учитывания пройденного пути идущий будет снова и снова повторять то, что уже сделано.
Например, вы тоже видели шутки о том, как "миллениалы изобрели авоську", "миллениалы изобрели деревню", "миллениалы изобрели коммуналку" и проч.? Это подшучивание над "изобретением без изобретения", то есть повторением уже выполненных цивилизацией шагов, потому что эти шаги позабыты. И естественно, что внутри цивилизации проделанные личностью "шаги" принадлежат всей цивилизации: один изобрёл айфон — и он уже достояние мира, один изобрёл метал-музыку — она уже достояние цивилизации. С искусством то же самое: нельзя каждый год заново изобретать кубизм лишь на том основании, что изобретатели невежественны (хоть и талантливы) и слыхом не слыхивали о том, что кубизм уже изобретён.
Каков выход? Заниматься кубизмом, естественно, однако знать и имена предыдущих кубистов. Любой, кто занимается делом в определённой сфере, но не знает авторитетных имён внутри этой сферы, — дилетант и профан. Это правило нашего мира. Возможно, талантливый дилетант.
А если не придерживаться этого правила и чрезмерно ценить вольнолюбие как свободу от авторитетов, то можно оказаться в положении Демьяна Бедного. Этот поэт раннесоветского периода однажды наткнулся на сказы Павла Бажова. Бедный ничего не знал ни о Бажове, ни о шагах по развитию фольклористики, проделанных Бажовым. Вследствие этого Бедный посчитал уральские сказы Бажова фольклором в чистом виде и начал активно брать из них куски для своих литературных сюжетов. Они же фольклорные, думал Бедный, то есть ничьи. Бедного нимало не смутило, что сказы Бажова были написаны литературным языком, без междометий, повторов и обрывов, свойственных народным текстам, записанным со слов крестьян, а сюжеты были композиционно выверены. Очевидно, это были следы гигантской литературной обработки уральского фольклорного материала, на основе которого Бажов написал собственные сказы, вдохновлённые народными. Если бы Бедный, принимаясь включать фольклорные мотивы в свои работы, потрудился узнать "авторитетов" внутри своей литературной сферы, то не опозорился бы так, как он опозорился в результате своих непредумышленных заимствований. А в итоге кто-то из коллег заметил, что работы Бедного прямо таки кричат: "Бажов!" Коллега обратил на это внимание Бедного, тот удивился и... неприлично тесное сотрудничество с Бажовым резко прекратил.
Наконец, если сегодня царит эпоха постпостмодернизма и постиронии, но не учитывать опыт наших коллег-предшественников в любой сфере — моветон. Это попросту неприлично. "Много эпох прошло, сложно всё учить, голова не умеет много знать, мозг маленький и ленивенький" — пустые отговорки. Следовательно, и в том, что касается сферы красоты, таланта, вольнолюбия, азарта к путешествиям и поэзии в одном флаконе, обойти стороной Байрона — неприлично.
А теперь, когда я так славно доказала, что Байрон живее всех живых, рассмотрим наконец предельно чёткое определение критика Виктора Максимовича Жирмунского, данное "байроническому герою" и рассудим: можно ли считать современных блогеров, развивающих идеи путешествий, свободолюбия и красоты, последователями байронизма или "байроническими героями"?
Поэзия Байрона, воспитанная, как и поэзия молодого Пушкина, на „вольнодумстве“, создаёт романтический образ мятежного героя-индивидуалиста, пессимистического и разочарованного, героя-отщепенца, находившегося в конфликте с современным обществом и преступника с точки зрения господствующей морали. Все творчество Байрона превращается в лирическую исповедь.
Итак, образ "байронической" личности складывается из пунктов:
Применимы ли приведённые выше "байронические"пункты к блогерам современности? (Потому что Интернет завоевал мир и феномен блогинга уже стал культурным фактом. Сегодня лорд Байрон вёл бы блог и записывал с берегов Геллеспонта такие репортажи, что люди теряли бы сознание от восторга и от красоты Турции и самого Байрона.)
Можно ли назвать современную популярную культуру "байронической"?
Какие из пунктов совпадают:
Не правда ли, сходства преобладают? Итак, мы живём в век постпостбайронизма, а "лидеры мнений" и "инфлюенсеры" современности бряцают перед нами не чем иным, как байронизмом, лишь — под иными названьями.
Напоследок привожу стихотворение "Written After Swimming from Sestos to Abydos", писанное Джорджем Гордоном, лордом Байроном после переплытия из Абидоса в Сестос совместно с лейтенантом Экенхедом.
Стихи, написанные после пересечения вплавь Дарданелл между Сестосом и Абидосом
Леандр, влюбленный эллин смелый,
О девы, всем известен вам:
Переплывал он Дарданеллы
Не раз наперекор волнам.
Декабрьской ночью, в час бурливый,
Он к Геро на свиданье плыл,
Пересекая ширь пролива, —
О, их удел печален был!
Я плыл под ярким солнцем мая;
Сын века хилого, я горд,
Устало тело простирая:
Какой поставил я рекорд!
Леандр, как говорит преданье,
Во тьме декабрьской ночи плыл,
Ища любви и обладанья;
Меня ж толкал тщеславья пыл.
Пришлось обоим нам несладко,
И гнев богов нас поразил;
Он — утонул, я — лихорадку
В воде холодной захватил.
(Перевод И. Пузанова)
Благодарю за прочтение!
Ещё интересные статьи на канале LiterMort: