Обращения на имя Президента РФ «рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"». Так утверждается в ответе Управления Президента РФ по работе с обращениями. Только эти соответствия от Управления обернулись для меня лабиринтом с тупиками и загадками.
25 сентября 2023 г. и 25 октября 2023 г. Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций (далее – Управление) зарегистрировало 2 моих обращения к Президенту РФ.
Оба они поданы в форме электронных документов через http://www.letters.kremlin.ru.
Оба содержат сведения о нарушениях Конституции РФ (затрагивающих права граждан) в конституционном судопроизводстве и просьбу обеспечить конституционные гарантии при его осуществлении. И поскольку Генеральная прокуратура от своей надзорной обязанности уклонилась, а Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (часть 2 статьи 80 Конституции РФ), то и адресованы они именно ему.
Как следует из письма Управления от 25.09.2023 г. № А26-16-НО-98315691 (его копия в статье здесь), обращения на имя Президента РФ рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ.
Для справки
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ закреплено естественное право гражданина «получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов».
Положения пункта 4 части 1 статьи 10 закона №59-ФЗ требуют от госоргана или должностного лица при рассмотрении обращений давать «ответ по существу поставленных в обращении вопросов».
Если же заявитель ошибся в компетенциях адресата обращения, то его обращение перенаправляется на рассмотрение в другой орган или должностному лицу, компетенция которого позволяет отвечать по существу вопросов заявителя (следует из части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 закона №59-ФЗ).
Закон №59-ФЗ (пункт 3 части 1 статьи 10) обязывает госорган или должностное лицо принимать «меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина». Участие в осуществлении названных мер – и одна из основных функций Управления, возложенных на него Указом Президента РФ от 17.02.2010 г. №201.
Ответы на обращения к главе государства Управление готовит очень быстро, в моих случаях – прямо в день их регистрации. А что в них?
Тупик первый
Рассматривать мое первое обращение Управление отказалось. Его файловый формат не позволил главному советнику департамента письменных обращений граждан и организаций А. Попову увидеть суть моего «предложения, заявления или жалобы». Об этом в статье «Неформат обращения к Президенту РФ VS конституционные гарантии прав граждан».
В то же время Управление присвоило обращению статус рассмотрено (отображен в моем личном кабинете на http://www.letters.kremlin.ru).
Загадка первая. Что означает «рассмотрено» для обращения, текст которого, по утверждению Управления, «не подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом»?
Тупик второй
Мое второе обращение также не получило ответа по его существу. Письмо Управления в лице главного советника департамента рассмотрения жалоб и правовой работы Н. Кузнецовой реакции на мою просьбу к гаранту Конституции РФ не содержит. Оно о другом (об этом статья здесь).
И этому обращению Управление присвоило статус рассмотрено.
Загадка вторая. В чем Управление видит соответствие «рассмотрения» обращения без ответа по его существу закону №59-ФЗ?
Тупик третий
Присвоив обращениям статус рассмотрено, Управление направило их в Генеральную прокуратуру РФ.
Между тем, законом №59-ФЗ не предусмотрено направление рассмотренных обращений в иные инстанции.
Кроме того, сути моего первого обращения Управление не обнаружило.
А, как прямо предусмотрено частью 4.1 статьи 11 закона №59-ФЗ,
«в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение» по компетенции в иные органы.
В ответ на второе обращение Управление в лице г-жи Н. Кузнецовой разъяснило мне процедуры ревизии судебных актов.
Подобные разъяснения гражданину предусмотрены частью 2 статьи 11 закона №59-ФЗ и сопровождают возврат обращений заявителям без направления в иные органы.
Правда, направил второе обращение в Генпрокуратуру советник департамента письменных обращений граждан и организаций г-н С. Сафьянников, а не г-жа Н. Кузнецова.
Что это – рассогласованность действий Управления, запутывание заявителя или что-то иное? О законных основаниях направления г-н С. Сафьянников меня не уведомил.
Как бы там ни было, исходя из содержания писем Управления и присвоенного моим обращениям статуса «рассмотрено», полагаю очевидным, что направлены они в Генеральную прокуратуру РФ вопреки Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (частям 4.1 и 2 его статьи 11), а не в соответствии с ним.
Загадка третья. Для чего, с какими задачами Управление направило «рассмотренные» им обращения в Генеральную прокуратуру РФ, сочтя на этом свою миссию выполненной и замкнув меня на Генеральную прокуратуру РФ? Утверждения, что мои обращения не относятся к компетенции Президента РФ и/или что перенаправлены они в порядке части 3 статьи 8 закона №59-ФЗ, письма Управления не содержат.
Уважаемые читатели, а у вас есть разгадки этого квеста? Поделитесь ими в комментариях к статье!
И, если вы так же, как и я хотите пробить мощную броню бюрократии высших органов власти, делитесь моей историей обращения к Президенту РФ и историей конституционного неправосудия в мессенджерах, делайте репосты статей в соцсетях!
Только многоголосье может дать шанс нашей общей проблеме достичь ушей президентской власти! А проблемы судебного произвола, начинающегося с конституционного судопроизводства, и глухоты Администрации Президента РФ, полагаю, наши общие.
Если считаете мою публикацию полезной, кликните по пальцу вверх!
P.S. Напомню, начало моей истории – в статье "Конституционный Суд РФ. Определения по жребию?" (части 1 и 2).
В следующих статьях расскажу о своей попытке разгадать третью загадку Управления и познакомлю вас с ответами Генеральной прокуратуры!