Моторные масла с вязкостью 0W появились на рынке в начале 2000-х годов специально для использования в холодное время года. А сегодня «нулёвки» используются в любое время года, причём современные автопроизводители рекомендуют их по умолчанию, особенно для мощных двигателей с прямым впрыском и наддувом. Что представляет собой такая смазка и надо ли переходить на неё зимой? Разбираемся в нашем ликбезе.
Почему автопроизводители массово переходят на нулёвки?
Технически объяснение такое: в современных двигателях масляные каналы стали очень тонкие, поэтому более густые продукты в них хуже прокачиваются. Работа на высоких оборотах требует более точной смазки, и узкие каналы могут обеспечить лучшее распределение масла, снижая трение и улучшая эффективность.
Есть и противники данного подхода. Они утверждают, что реальная причина, по которой автопроизводители указывают масла 0W в своих рекомендациях – это экологические требования и не более того. Новые требования стран Евросоюза и Японии жёстко регламентируют уровень вредных выбросов в атмосферу, и борьба там за каждый процент. Чтобы уменьшить содержание вредных веществ в выхлопных газах, были созданы новые двигатели, которые работают на маловязких маслах. Плюс экономия топлива – небольшое, но всё же есть.
Думаем, что истина где-то между. Требования экологии – не слабый аргумент (который, к тому же, важен для всех жителей этой планеты, так что нет смысла его игнорировать). Но и прогресс не стоит на месте – благодаря экологическим или другим причинам, современные двигатели действительно отличаются от прошлых поколений. И неудивительно, что моторное масло меняется под требования рынка.
Зимой и летом
Смазки с маркировкой 0W не зря еще называют арктическими. Они выполняют свои рабочие функции даже при температуре в -35оС. Нижний порог вязкости — тот самый 0 перед литерой W — тесно связан со скоростью смазывания ДВС при запуске. И у «арктических» масел эта скорость в 2 раза выше, чем у масел с вязкостью 5W или 10W. А значит масло 0W достигнет нужных узлов двигателя быстрее, трения на сухую будет меньше и, как результат, износ мотора наступит позже. С маслами 0W зиму автомобиль переживет с наименьшими потерями.
Однако не зимой единой. В семье «нулевок» можно найти масла с маркировкой 0W-20, 0W-30, 0W-40, где цифра после W — это показатель вязкости масла при высоких температурах, смазки с таким обозначением относятся к всесезонным или универсальным.
Как следует из названия, всесезонные масла можно использовать как зимой, так и летом, так как они содержат специальные загущающие добавки, которые сохраняют необходимый уровень вязкости при разных температурных режимах. Естественно, при выборе моторного масла стоит ориентироваться на рекомендации производителей.
Плюсы маловязких масел
- Легкий запуск, особенно в мороз: Масло быстро достигает всех частей двигателя, обеспечивая быструю смазку, что снижает риск износа в первые минуты работы.
- Энергоэффективность: Низкая вязкость уменьшает сопротивление при работе двигателя, что может уменьшить расход топлива (на 1-5% в зависимости от режимов, по замерам самих производителей).
- Хорошие пакеты присадок: Чтобы маловязкое масло работало эффективно, к нему выдвигаются повышенные требования к содержанию противоизносных и других присадок. При работе летом, важно, чтобы маловязкие всесезонные масла соответствовали требованиям по термостойкости и окислительной стабильности. Это достигается за счёт применения определённых антиоксидантов и добавок, которые предотвращают образование шлама и деградацию масла, особенно в условиях высокой температуры
- Содержание ПАО. Для улучшения производительности в различных температурах могут быть использованы различные добавки, такие как полиальфаолефины (ПAO) или эффективные модификаторы вязкости, которые обеспечивают стабильность вязкости и хорошую работу масла в условиях как низких, так и высоких температур.
Минус маловязких масел:
- Не подойдёт старым двигателям, у которых зазоры между деталей шире, а также машинам с большим пробегам.
Теперь рассмотрим конкретные продукты
Масло SAE 0W-20
Эта синтетическая смазка разрабатывалась специально под новые модели автомобилей, спроектированные по стандартам «Евро-5» и «Евро-6» с повышенными требованиями к экологичности. Причем она отлично «влилась» как в машины с классическими моторами — бензиновый или дизель, так и в гибриды.
Фишка этого маловязкого масла в том, что даже по сравнению с другими «нулевками» масло 0W-20 самое жидкое. Оно легко проникает ко всем компонентам двигателя и снижает сопротивление трущихся деталей, что повышает эффективность работы мотора. Есть у 0W-20 и другие преимущества:
- быстрый запуск в морозы и уменьшение времени на прогрев;
- экономия топлива;
- уменьшение выбросов CO2;
- предотвращение преждевременного износа деталей;
- подходит для современных высокотехнологичных ДВС;
- обладает стойкостью к окислению благодаря полностью синтетической основе;
- соответствует самым современным требованиям стандартов API, ACEA и ILSAC.
Масла 0W-20 в линейке Havens
В линейке бренда Havens представлены два вида моторного масла SAE 0W-20 с хорошей температурой застывания -45°C и высоким щелочным числом (9,36 и 9,95).
Havens Triple C SAE 0W20 API SP, ILSAC GF-6A
Полностью синтетическое моторное масло премиум-класса для бензиновых двигателей японских, корейских и американских автомобилей. Может использоваться в атмосферных и турбированных двигателях, а также в гибридах. Подходит для всесезонного применения в самых сложных условиях эксплуатации, таких как автомагистрали, плотный городской трафик.
ОСОБЕННОСТИ:
- обеспечивает легкий запуск в холодную погоду даже при -35°C (идеально для российского климата);
- обладает отличными характеристиками защиты от износа;
- содержит в составе современный пакет присадок, в том числе молибден;
- улучшает экономию топлива;
- сокращает выбросы CO2;
- обеспечивает длительную защиту даже при экстремальных нагрузках;
- способствует усиленной защите турбин;
- соответствует и превосходит API SP and RC; SN Plus; SN; ILSAC GF-6A; GF-5; Ford WSS- M2C947-A; WSS-M2C947-B1; WSS-M2C962-A1; GM 6094M; dexos 1 Gen 2; ACEA A1/B1.
Havens Hybrid SAE 0W20 API SP ACEA C5, API SP, SN PLUS, SN/CF
Полностью синтетическое ультранизковязкое моторное масло премиум-класса для самых современных бензиновых, дизельных и гибридных двигателей, в том числе соответствующих стандарту ACEA C5. Подходит для европейских, корейских, японских и американских автомобилей. Идеально подходит для использования при экстремально низких температурах, быстро достигает рабочей температуры, гарантируя максимальную защиту двигателя. Содержит пакет Low SAPS присадок.
ОСОБЕННОСТИ:
- легкий запуск двигателя в мороз;
- экономия топлива благодаря молибдену в составе и низкой вязкости;
- совместимость с биотопливом;
- увеличенный интервал смены масла;
- защита турбонагнетателя;
- защита от LSPI;
- защита GPF, DPF;
- защита от нагара;
- соответствует и превосходит: ACEA C5; API SP and RC; API SN Plus and RC; ILSAC GF-6A & GF-5; BMW LL17FE+ (BMW LL14FE+ backward compatible); MB 229.71; VW 508.00/509.00; Porsche C20; Renault RN17FE; Volvo VCC RBS0-2AE 0W-20; Opel Vauxhall OV 040 1547; Ford WSS-M2C947-B1; WSS-M2C962-A1; Jaguar STJLR.03.5006-16; STJLR.51.5122; Land Rover STJLR.51.5122; Fiat 9.55535-GSX; Chrysler MS-12145.
Масло SAE 0W-30
Следующим в семействе «нулевок» идет синтетическая смазка 0W-30. Как и 0W-20 она маловязкая и относится к универсальным.
Подобные характеристики позволяют этому маслу прекрасно «прижиться» в российском климате.
Преимущества:
- 100 % синтетическая основа дает превосходную термоокислительную стабильность;
- эффективная защита двигателя от износа при тяжелых условиях эксплуатации;
- хорошие низкотемпературные характеристики, что позволяет облегчить запуск двигателя в мороз;
- защита от нагара;
- высокие антифрикционные свойства;
- экономия топлива.
В ассортименте бренда Havens масло SAE 0W-30 представлено маслом Havens Safeguard SAE 0W30 ACEA C2 C3, API SP, SN PLUS, SN/CF.
Это очень высокоэффективный, низковязкий полностью синтетический MID SAPS смазочный материал для бензиновых и дизельных двигателей, в том числе соответствующих стандарту ACEA C2/C3. Продлевает срок службы мотора благодаря отличной устойчивости к перепадам температур и позволяет увеличить интервал замены масла.
ОСОБЕННОСТИ:
- защита двигателя от износа, нагара и образования отложений;
- защита LSPI;
- защита GPF, DPF;
- экономия топлива;
- снижение выбросов загрязняющих веществ, таких как HC, NOx, CO2;
- устойчивость к экстремальным нагрузкам и температурам (выдерживает до -46°C);
- сбалансированный пакет присадок;
- усиленная защита турбин;
- увеличенный интервал замены масла;
- соответствует и превосходит: ACEA C2, C3; API SP; API SN Plus; SN/CF; AM 229.31/229.51/229.52; BMW LL04; GM dexos 2; Renault RN0700; RN0710; RN17 level; VW 504.00/507.00; Porsche C30; Fiat 9.55535-S3; Ford WSS-M2C917-A; PSA B71 2290; B71 2297.
Масло SAE 0W-40
Как и его маловязкие собратья 0W-40 исключительно синтетический продукт, иначе это масло просто не смогло бы выполнять свои функции на сильном морозе. Оно также позволяет без проблем запускать мотор в холода, экономит топливо, сводит к минимуму нагар и отложения, эффективно защищает элементы двигателя от трения. Но летний диапазон температур у него выше.
В линейке масел Havens масло с индексом SAE 0W-40 тоже есть. Это Havens Triple C SAE 0W40 API SN+, SN\CF, ACEA A3/B4 — полностью синтетическое моторное масло премиум-класса для защиты бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и внедорожников даже при экстремальных нагрузках. Подходит для всесезонной эксплуатации в тяжелых условиях. Обеспечивает легкий старт и высокую защиту двигателя при экстремально низких температурах. Может применяться в атмосферных и турбированных двигателях без сажевого фильтра (DPF).
ОСОБЕННОСТИ:
- легкий запуск в мороз от -35°C и ниже;
- экономия топлива;
- отличные характеристики защиты от износа;
- температура застывания -50°C;
- сбалансированный пакет присадок (кальций, магний, фосфор, цинк, бор, молибден);
- повышенное содержание ПАО в составе;
- увеличенный интервал замены масла;
- защита от трения и выбросов CO2;
- соответствует и превосходит: ACEA A3/B4; API SN PLUS; MB 229.3/229.5; BMW LL01; Porsche A40; VW 502.00/505.00; PSA B71 2296; Renault RN0700; RN0710.
В любом случае, решение о том, какое масло лить, остается на совести автолюбителя. А мы рекомендуем при выборе моторного масла заглядывать в руководство по эксплуатации авто и не забывать про условия эксплуатации машины.