Найти в Дзене
norD79

История аэропортов Абу-Даби. Часть 2. Эпоха оптимизма

Оглавление

На Луну

Новый терминал аэропорта Абу-Даби проектируется с акцентом на трансферных пассажиров. Однако и тут получилось не очень удачно. Вплоть до нынешнего времени процент трансферных пассажиров исчезающе мал и не сравним с показателями того же Дубая ни в количественном, ни даже в процентном исчислении.

Говорить о технических характеристиках аэропортов скучно, давайте посмотрим какой аэровокзал придумал и спроектировал Paul Andreu, французский архитектор и авиационный функционер. Это фантастическое здание – наверное лучший его проект. Я оказался среди тех счастливчиков, которые успели его посмотреть. Увы, сейчас такого шанса уже не представится. Здание закрыто.

Визуально новый терминал выглядит как лунная база. И это не удивительно, ведь полет на Луну состоялся в 1969 году, а проектировать новый аэропорт стали в 1974, в период космического оптимизма.

Естественно, дизайнер вдохновлялся проектами лунных баз. Ведь климат луны лишь немногим более враждебный чем климат летом в Эмиратах.

Посмотрите, поистине лунный пейзаж:

-2

Терминал этот, будто друза аметиста, снаружи неприглядный, внутри же поражает блеском и сиянием. Кто-то скажет, что изнутри терминал выглядит как оазис, ведь сложно не провести аналогии с пальмами, фонтаном.

вид со второго этажа
вид со второго этажа

Безусловно, синий цвет символизирует воду, а желто-зеленый – местную растительность. Узор напоминает формой финики, а то, что в качестве материла используется колотая керамика дает однозначную отсылку к солнечным бликам на поверхности воды.

-4

Одно слово восторг. Это один из самых необычных и красивых терминалов аэропорта в мире тех лет.

вид с первого этажа
вид с первого этажа

Кстати, вся эта воронка используется целиком как зал для трансферных пассажиров, предполагается, что они сэкономят тут кучу времени, избежав перехода в основное здание аэровокзала, и отправятся в другом направлении…

-6

Ничего не напоминает? Ну конечно, эта воронка – натуральная кротовина – мост Эйншейна-Розена! Ведь именно в то время фантасты увлеклись модной теорией относительности и кротовыми норами!

-7

А весь этот пересадочный конкорс ну вылитая летающая тарелка!

-8

Я же говорю невероятно крутой дизайн, аналогов которому я не встречал. Попадая туда, оказываешься словно в космическом корабле. Какие кожаные кресла, восторг.

Дизайн получился, цельный, лаконичный, функциональный, уникальный… Увы лишь в идеальном мире такой терминал мог уцелеть нетронутым. За 40 лет многое изменилось. И я уже увидел его совсем другим.

-9

Центральный «фонтан» «украсили» золотым чехлом, пол замостили плиткой, даже перила поменяли на обычные. Зал расширили пристройкой, и теперь потрясающие окна превратились во входные группы магазинов. Терминал теперь не выглядит невероятно, он выглядит просто красиво. Но такова плата за функциональность. К счастью, старые фотографии и воображение позволили мне представить, как это было в 1983 году.

Естественно, такая красота не могла не попасть на почтовую марку.

Но что же мы говорим лишь о центральной тарелке-конкорсе, как же основное здание аэровокзала? А оно увы не столь интересно, но все же и не уныло. Обратите внимание на овальное табло вылета!!! Дизайн в каждой детали.

-11

Обратите внимание, какое сочетание прямоугольников и окружностей. Это уже не конструктивизм, но еще не Заха Хадид. Разумный баланс, в котором считывается надежность с одной стороны и стихия. Посмотрите на потолок и мысленно переверните картинку. Что мы видим – ну конечно синие волны выплескиваются на берег белой пеной.

-12

Ведь вау?! Увы, к нынешнему моменту, это уцелело в редуцированном виде.

-13

Гребни волн спилили, белую пену заменили национальным узором, вместо бесконечного песчаного пляжа, теперь добавлены выхлопы кондиционеров… С другой стороны здание чуть расширили и вместо окон теперь прилавки магазинов. Стало ли удобней? Возможно. Стало ли красивей? Точно нет. Но такая трансформация ничто, по сравнению с тем как уничтожаются памятники транспортной инфраструктуры в России.

Но и этого терминала вы уже не увидите. Всё закрыто.

Повторение пройденного

Ну а мы вернемся в 80-е Пока у нас все хорошо. Терминал отлично работает, обслуживает пасажиров, которых пока немного – меньше миллиона в год. Но потом начинается бум среднемагистральной авиации и уже в 1993 году через аэропорт проходит 3 миллиона. Тенденция роста очевидна, и принято решение о модернизации.

В 1996 году снова обращаются к французам, и они предлагают очевидный и прекрасный вариант – пристроить сбоку копию аэровокзала.

-14

Но к несчастью, в ОАЭ приходит экономический кризис. После высоких цен на нефть в 1980х годах приходят низкие цены 90х. У нас разваливается СССР, начинается глобальный кризис. В Абу-Даби всего лишь отказываются от идеи строительства нового терминала.

Количество пассажиров практически не растет до начала 21 века. Поэтому оказалось достаточно в 2002 году немного расширить зоны телетрапов в существующем терминале Т1, разместив гейты непосредственно в них. Но отказаться совсем от дизайнеров тогда еще не могли, поэтому получилось даже симпатично.

-15

Будто кошачья лапка, с подушечками на пальчиках и телетрапами коготками.

Взрывной рост

Но потом случился новый скачок количества авиапутешественников, и в 2005 году строят новый терминал Т2 для «менее престижных» пассажиров. Опять же, с точки зрения ОАЭ, это была временная мера в условиях кризиса, такой терминал в России считался бы нормальным для постоянной эксплуатации.

-16

Оказалось, что можно строить быстро, дешево, незатейливо. По местным меркам. Подобным строят и еще один терминал T3

-17

Т«3» открывают в 2009 году. Дизайн? Смотрите сами.

-18

Обратите внимание, как увеличилось количество мест ожидания. Плотность кресел невероятная! Сразу видно, что тут летает много, очень много людей. Авиатранспорт теперь воспринимается как массовый, общественный, привычный. Терминал не строится как дворец, как уникальное сооружение из дорогих материалов. Теперь стоит другая задача – обслужить большое количество пассажиров быстро, недорого, удобно.

-19

Но тут никто и не пытался даже изобразить усердие, ведь даже рабочее название терминала было «Временный терминал авиакомпании Etihad» Но нет ничего более постоянного, чем временное, ему придется проработать 14 лет!

-20

В 2011 году станет ясно, что нужна еще одна модернизация Т1 и к этому году уже решили отказаться от какой-то цельности аэровокзального комплекса.

-21

Как видно, строят уже просто коробочки–коридоры и коробочки–залы.

-22

Дизайн покинул чат. Нашу летающую тарелочку и не разглядишь уже. К счастью, непосредственно тут до конца больше ничего не меняли. Но это были объяснимые экстренные временные меры.

Со стороны дороги же изменения продолжаются, как папилломы на теле от терминалов отрастают отдельные помещения – новые залы вылета и прилета.

-23

А в 2021 году еще и новый зал для медицинских проверок.

Наверное, по степени неудобства к 2022 году Абу-Даби с легкостью может конкурировать с Шереметьево. Спасло лишь то, что в 2022 году пассажиров через этот аэропорт прошло в 4 раза меньше, чем в Шереметьево.

Аэропорту постоянно не везёт, менеджмент делает все правильно исходя из прогнозов, но уже в который раз прогнозы не оправдываются.

Читать третью часть "Стагнация".

Всего рассказ разделен на 5 частей:

Надеюсь у вас найдется время и желание прочитать все.