Стильно?
Само здание – волны, изящные арки. А потом фигакс – квадратная башня лифта. Красивые обводы, зоны Duty Free, а на них выщерблины прямоугольных вентиляционных дырок…
С одной стороны – изящные, умно подсвеченные стойки регистрации. Сотрудник может из-за стойки выйти, помочь. Стойки парами. Круто! А потом смотришь – колонны с индикацией “Check-in row” стоят отдельно, заборчиком огорожены, и повернуты неправильно!
Что может быть логичней, сделать как в новом аэропорту Стамбула – тут по крайней мере столбы держателями табличек по совместительству работают, а так у них основное занятие – крышу держать.
Или, что еще правильней – в новом аэропорту Пекина.
И места не занимает, и видно отовсюду и каждая стойка пронумерована с индексом, а не просто числом. Как лучше, двух мнений быть не может. Да и номера стоек хорошо бы видно было от начала ряда. В общем если нужна экспертиза навигации – обращайтесь.
Еще навигация
Навигация очень слабая. Складывается ощущение, что туда не смогли пригласить ни толковых программистов, ни толковых дизайнеров. Вот вроде очень простая вещь – табло вылета, но как сложно ее запрограммировать. Кто его сделал отлично? Студия Артемия Лебедева. Просто добавили информацию, сколько идти до гейта от табло. Не уверен, что это они изобрели и мне даже кажется, что где-то еще я встречал подобную навигацию, но навскидку не скажу. В аэропорту Шанхая Пудонг мне очень не хватало этой информации. Я чуть на рейс не опоздал, ведь оказалось, что до моего гейта надо идти 15 минут от дьютика!
А в новом терминале не только такой информации нет, тут даже само табло чёрти где находится. Навигация, ты гдееее?
Я даже бумажный посадочный достал, чтобы посмотреть, какой же у меня гейт.
В итоге я увидел стрелочки, что гейты группы D налево, а остальные B, C, E, F направо. Вот тут мне и поплохело. Дело в том, что терминал называется «терминал А» и мой гейт тоже называется «А»… только указателя с такой буквой не было... «А-а-а-а»... Побегал немного кругами и нашел всё же, что мой сектор с гейтами в другой стороне.
Куда бежать, ведь у меня А9? Если мы с вами еще не запутались окончательно, то вот вам еще один прикол. Гейты с выходами к телетрапам имеют сквозную нумерацию от 1 до 49, с однобуквенным префиксом…. Но гейты с выходами к автобусам имеют свою отдельную нумерацию тоже с буквенными префиксами. То есть может быть гейт А2, может быть гейт Е2, может быть гейт F2. Но вот гейтов B2, С2, D2 быть не может. Притом, что выходы к гейтам серии E и F находятся посередине между выходами к гейтам групп B и С. То есть вы выходите после паспортного контроля в центральный зал и если в этот момент остановиться, то сектор А будет на 4 часа, B на 2 часа, EF на 12, С на 10, D на 8. Логично ведь?! А теперь добивочка – некоторые гейты имеют выход с несколькими телетрапами, поэтому имеется еще и буквенный постфикс. Поэтому на посадочном может быть такая дичь – «Gate А11B», а ты на указателе только что видел “Gates AB11”. А учитывая, что нигде, ни в интернете ни в самом аэропорту нет его схемы, то мозг взорвется, особенно если вы приехали с совсем небольшим запасом времени. Но опять же, это всё из области курьезов. В России всё веселее, например, в аэропорту Самары мне на посадочном написали Gate/Выход G10. Так я минут 5 искал, где проход в эту точку зону G... пока не дошло, что буковку «G» написали просто так…
А в остальном терминал офигенный - яркий, красочный, праздничный, тут можно купить и духи в Duty Free необычных брендов, и вполне себе обычную сумочку Эрме в брендовом бутике. Есть где перекусить, есть где отдохнуть - куча пуфиков, диванчиков, стульчиков, кресел. Курилок несколько штук! Всё для гедонизма консьюмеризма есть. Проверено. Но это же не может нас отвлечь от прекрасного, ведь да?
Прекрасное
А теперь давайте рассмотрим объекты, которые должны стать знаковыми для терминала. Безусловно ничто не может сравниться в этом плане с Сингапуром. Там и водопад, лес, кинетические скульптуры, сад бабочек и т.д. Здесь решили ограничиться скульптурно-архитектурным решением.
Сана Аль Нур
В переводе с арабского мы получаем что-то вроде «солнечный свет». А теперь внимание, по-арабски буквально фразу «Sana al Nour» можно записать так: سنا النور. И если мы загоним это в переводчик обратно, то получим «возраст света». Ничего не напоминает? Мы же в первой части статьи сравнивали декор первого терминала с проколом в ткани пространства, кротовиной. Именно там время течет иначе, и можно переместиться быстрее скорости света… Вот вам и связь старого и нового терминала.
Действительно европейские дизайнеры буквально решили создать объект преломляющий свет, соединяющий зал вылета и прилета кратчайшим путем, недоступным для обычного человека. Ну каковы аналогии!!! Гениально. Посмотрим, что у них получилось.
На уровне скетча идея была следующей:
Свет с первого этажа, отражаясь от зеркальной полупрозрачной фигуры, попадает в нижний этаж – зал прилета. Но высокой комиссии не понравилась форма, уж очень она напоминала градирню. Поэтому пришлось переделывать.
Утвердили проект с более широкими полами шляпы. Увы теперь это очевидно не катеноид. Пропала некая математическая идеальность. Обратите внимание, что внешняя поверхность зеркальная, внутренняя – небесного цвета. Межэтажное перекрытие тоже выложено зеркальным материалом, чтобы свет максимально с верхнего уровня попадал в нижний холл. Игра со светом с помощью стеклянных конструкций, это фирменная фишка этого союза двух дизайнеров с разных сторон Атлантики. Поэтому нельзя их упрекнуть в непрофессионализме. Их объекты на уровне концепта всегда интересны. Посмотреть можно на Carpenterlowings.com. Кстати, там же можно прочитать технические характеристики проекта.
Мы же рассмотрим процесс трансформации объекта от задумки то интенсивной эксплуатации. В зоне вылета это выглядело бы как-то так:
Но опять вмешалась реальность. Дело в том, что общая световая концепция терминала – «рассеянное освещение». Поэтому даже небольшое количество зеркальных элементов запрещено дизайн-кодом. Поэтому, вместо зеркального покрытия, с одной стороны нанесли просто белёсое.
Так как это стекло, а не пластик, то выглядит очень неплохо. Давайте поближе взглянем на узор на стекле:
Ну конечно, это же месяц на луне. И теперь мы уже на 100% уверены в том, что разгадали смысл, заложенный авторами в арт-объект. Но реальность всё сильнее вмешивалась в авторский замысел. Из-за замены покрытия, когда было решено убрать отражающий слой, получилось, что свет никак не попадёт на нижний этаж. Уже на этапе моделирования было решено добавить искусственное освещение.
И это было все еще прикольно! Шанс на красоту оставался. И когда удалось посмотреть на объект в реальности, прилетевшие пассажиры убедились – получилось красиво. Только зачем-то добавили нижнее стальное толстое кольцо, которое разрушает ощущение легкости этой почти стотонной конструкции.
В первое время и со второго этажа воронка времени выглядела симпатично, но время её увы не пощадило.
Менеджеры аэропорта изучили passenger flow и заметили, что люди часто подходят к этой точке, фоткаются. А значит надо что? Правильно, именно тут разместить рекламу. Поэтому легкий стеклянный барьер заменили глухой стеной с наклеенной рекламой.
И вот, после этой финальной итерации трансформации, оказалось, что ничто теперь не наводит на мысль о первоначальном замысле дизайнеров, никто не может считать подтекст этого стеклянного раструба. Даже сами сотрудники аэропорта! Самое забавное, что даже представители guest relation аэропорта не знают, в чем смысл фигуры. Понятно, что на стойке информации вам не смогут ответить на этот вопрос. Но они пригласили сотрудника GR сервиса, которая как раз знает всё об аэропорте. Но женщина сказала, что это отсылка к национальной архитектуре, что это бадгир. Бадгиром в Эмиратах называют устройство вентиляции. Она утверждала, что эта скульптура – естественный кондиционер, что он перемещает воздух с нижнего уровня на второй. Максимально странное объяснение!
Естественно, проектировщики подумали о таком эффекте, проанализировали его и решили что влияние такой массивной формы на воздушные потоки будет невелико, хотя бы потому что между лепестками воронки есть ощутимые щели, хотя какой-то объем воздуха определенно будет перетекать. Но тут скорее наоборот, прохладный воздух со второго уровня будет стекать вниз по внешней поверхности, а теплый снизу подниматься к потолку аэропорта. Но я не нашел в чертежах HVAC доказательств, что это сделано нарочно.
Арт ли?
Что еще по мнению создателей терминала, должно привлечь пассажиров, конечно если не учитывать десятки кафе и магазинов. Вы удивитесь, но это… лестница. Тут уже моя фантазия бессильна. И как же называется этот уникальный артобъект? "Feature staircase"
Видимо не только моя фантазия бессильная понять смысл этого объекта, но и авторы проекта не особо напрягались в нейминге. Дело в том что все лестницы в английском можно разделить на "egress stair" и "feature stair". То есть тупо фукнциональные конструкции без декоративных задач и лестницы, служащие в том числе и декоративным элементом. Как называется ваша лестница? «Красивая лестница». Ну такое…
Расположена она в зоне прилета, когда пассажиры проходят от гейтов в зону получения багажа. Естественно тут есть эскалаторы, поэтому авторы и утверждают, что это именно архитектурный объект. И тут придраться абсолютно не к чему. Дело в том, что форма овала является основной декоративной фигурой в аэропорту, в частности такими формами декорирован потолок, такой формы выполнены светильники. И такие же формы образуют сами лестничные пролеты. Даже впрямую видна потрясающая пропорциональность. Конечно, с точки зрения функционала она не идеальна, можно было сэкономить количество шагов. Но не забываем, есть же дублирующие эскалаторы. По ней мы именно дефилируем, показывая скучающим внизу в ожидании багажа пассажирам свою новую Birkin.
Кстати, я так и не узнал, кто проектировал эту лестницу, если знаете, напишите в комментариях. Но не удивлюсь, если это окажется Бюро Захи Хадид, ведь она очень параметрическая, не хватает только щепотки фирменного деконструктивизма.
Но не хватает именно чтобы атрибутировать объект Хадид, в рамках же данного пространства, лестница выглядит идеально.
Море слышишь?
Конечно, без ракушки не мог обойтись дизайн приморского аэропорта. И она великолепна.
С одной стороны поверхность, заданная фасеточным фриттованным стеклом, перекликается с «Сана аль Нур» на входе с точки зрения материала, с другой стороны – внутренний силуэт из темного металла напоминает ее форму.
Но тут нет точного копирования, тут как раз Хадидовская деконструкция. Посмотрите, как идеально она вписана в окружающее пространство. Легко догадаться, что этот объект или его прообраз планировался тут изначально. Ведь, как и Сана аль нур, Ракушка пронизывает пространство терминала по вертикали. И если при входе в терминал можно лишь посмотреть вниз, то здесь можно и спуститься. Пока эта возможность скорее потенциальная, так как фактически проход закрыт. Интересно, что за жемчужина скрывается внутри этой раковины?
Если же взглянем на материалы, то это окажется фирменный «арабский золото». Правда в данном случае это полированная латунь, формирующая традиционный узор… лепестки которого вы уже видели - это узор на полу. Рамой для лепестков служат балки кортеновской стали. Они должны были играть шершавым контрастом, но складывается ощущение, что их слегка залакировали «для красоты». И тут позвольте не давать трактовку, а расскажите сами в комментариях, что символизирует этот арт-объект.
Последний взгляд
От самого возвышенного перейдем к самому обыденному. Последней предполетной мероприятием является посещение санузла. И тут Я был в шоке…
Аэропорт проработал менее года, но уже дозаторы для мыла рядом с краном не работают. Поэтому один диспенсер повесили на боковую стену. Хорошо еще, что русские мужчины не моют руки после туалета, а вот если рейс в Европу, то было бы не очень удобно – бегать за мылом между моющимися гражданами. Вы скажете, что это я брызжу гневом на такую мелочь… А всё потому, что меня буквально тоже забрызгали. На фото изображена сушилка для рук… Подносишь руки и поток воздуха сдувает воду с рук прямо на тебя… Зато пол не надо протирать. Такой кунштюк со мной проделали впервые.
Очень жду ваших комментариев, но пожалуйста, не поступайте со мной как эта сушилка для рук ;-)
Всего рассказ про аэропорты Абу-Даби был разделен на 5 частей:
Надеюсь, у вас остались силы написать пару ласковых автору.
P.S. Вот и закончилось наше путешествие по великолепнейшему, прекрасному, удобному аэропорту имени Шейха Заида. Скажите мне, а каком еще аэропорте вы хотите узнать поподробней. Только вот таких банальщин, про что поесть в бизнес лаунже и какое вкусное недорогое виски купить в дьютике я не пишу...