Найти в Дзене

Как отличить сенсорную алалию от речеслуховой агнозии.

Мария: - Сегодня мы хотим поговорить о серьёзной теме. Сравнение сенсорной алалии и речеслуховой агнозии. Очень часто обращаются с этим вопросом, и в комментариях спрашивали что такое речеслуховая агнозия. Пришли мы к выводу, что не всегда люди понимают различия этих нарушений и не понимают что такое агнозия. Агнозия – это вообще греческое слово, переводится как «нарушение восприятия» той или иной информации. В зависимости от того, какая агнозия, какой анализатор нарушен.
Ирина: - Зрительная агнозия, слуховая агнозия. Наверное, бывает расстройство восприятия лиц, вкусов, запахов. Наверное, всё это может быть. И это тема неврологов.
Мария: - Но наша задача раскрыть именно речеслуховую агнозию, потому что мы логопеды, мы про речь. Так что же это всё-таки такое?
Ирина: - Ну, начнём с того, что в логопедии нет такого понятия, как речеслуховая агнозия. Даже если оно сейчас появилось в учебниках, это не логопедическая вещь, это вещь сугубо неврологическая, потому что нарушением гнозиса оф
Оглавление

Что такое речеслуховая агнозия

Мария: - Сегодня мы хотим поговорить о серьёзной теме. Сравнение сенсорной алалии и речеслуховой агнозии. Очень часто обращаются с этим вопросом, и в комментариях спрашивали что такое речеслуховая агнозия. Пришли мы к выводу, что не всегда люди понимают различия этих нарушений и не понимают что такое агнозия. Агнозия – это вообще греческое слово, переводится как «нарушение восприятия» той или иной информации. В зависимости от того, какая агнозия, какой анализатор нарушен.

Ирина: - Зрительная агнозия, слуховая агнозия. Наверное, бывает расстройство восприятия лиц, вкусов, запахов. Наверное, всё это может быть. И это тема неврологов.

Мария: - Но наша задача раскрыть именно речеслуховую агнозию, потому что мы логопеды, мы про речь. Так что же это всё-таки такое?

Ирина: - Ну, начнём с того, что в логопедии нет такого понятия, как речеслуховая агнозия. Даже если оно сейчас появилось в учебниках, это не логопедическая вещь, это вещь сугубо неврологическая, потому что нарушением гнозиса официально должны заниматься неврологи, невропатологи. Все они находятся в коре головного мозга или в подкорке. Но речеслуховой агнозией неврологи заняться не могут, они вообще не понимают, о чем идет речь, что это такое.

Мария: - Как бы странно это ни звучало.

К кому обращаться

Ирина: - Да, потому что нужно совместить две профессии: анатомию и физиологию мозга и речевую работу, чтобы понять, как оно развивается, с чем это связано и так далее. Поэтому неврологическую составляющую я могу только предположить, что это, скорее всего, локализовано в центре Вернике, может быть, петля Гешля. Это у неврологов спросите. А с точки зрения логопедии это фактически очень и очень тяжелая форма фонетико-фонематического недоразвития речи. Что такое ФФН? Это когда человек не различает фонемы родного языка, звуки родного языка, он не может отличить С от Ш, П от Б, М от Мь, например. Не различают, даже гласные бывает. И, разумеется, если для ребенка что Ком, что Дом, Дым, Дум, Пам, Бам звучит одинаково, он не может понять полноценно обращенную к нему речь. Поэтому они, эти дети, с речеслуховой агнозией производят впечатление непонимающих речь или частично понимающих. И их очень часто путают с сенсориками, исключительно из-за этого.

Мария: - Буквально вчера мне задали вопрос, «нужно ли сделать ребёнку МРТ или что-то ещё, чтобы понять, есть ли у него это нарушение?» Скажем, что нет, потому что мы можем всё это проверить, вот буквально попросив ребёнка повторить за нами, па-ба-ба, та-да-та или так далее, то есть разные смешения звуков. Как правило, у ребёнка с таким нарушением возникают трудности, и ему просто слышится одинаково. То есть я скажу «па-ба-па», а он просто повторит «па-па-па».

Отличия речеслуховой агнозии от сенсорной алалии

Ирина: - Или «ба-ба-ба». Давайте будем чётко различать, что при сенсорной алалии у ребёнка очень и очень хорошо работает центр Вернике. Именно за счёт этого они могут эхолалить и довольно чётко воспроизводят не только интонацию, не только рисунок слова, но и даже звуки. То есть ты ребёнку говоришь «привет», и ребёнок, который вообще ничего не понимает из того, что слышит, он тебе произносит «привет», хотя звук «р» у него ещё отсутствует во всех других местах. Он просто услышал, его центр Вернике проанализировал, выдал в абсолютно правильном виде. При речеслуховой агнозии ребёнок может воспроизвести темпоритмическую структуру слова, но чёткости повторения, точности выполнения этого же слова у нас не получается добиться. Различить эти два состояния на ОНР1 довольно сложно. Формально можно попробовать определить это таким способом. Ребенку с сенсорной алалией проще выполнить просьбу, если сказать коротко, одним-двумя словами, именно императивно, как команду «дай мяч». Ребенку с речеслуховой агнозией больше понятно будет, когда мы дадим развернутую фразу: «Малыш, дай мне красный мячик, вон там в углу лежит, помнишь, мы с тобой играли в футбол красным мячиком». Какое-то из этих слов у него в его лексиконе, в его понимании сработает, и он выполнит эту просьбу. Но на самых ранних этапах даже это очень сложно сделать, поэтому мы всегда говорим: «предварительное логопедическое заключение такое-то». Дальше будем выяснять все подробности. Тем не менее, на начальном этапе коррекционная работа будет строиться примерно одинаково.

Мария: - Да, и, в принципе, довольно быстро логопед определит, что это за нарушение.

Различия в коррекции

Ирина: - А вот дальше уже коррекционная работа будет различаться. То есть, фактически, при речеслуховой агнозии, довольно сложный момент, придется работать по звукоразличению. Возможно, обучением грамоте.

Мария: - Нужно будет пройтись абсолютно по всем звукам, нужно будет провести дифференциальную диагностику, чтобы понять, какие именно звуки у ребёнка нарушены, какие именно звуки смешиваются, и он их не различает. Бывает, например, что от длинного слова человек слышит только последние слоги и так далее.

Ирина: - То есть, ну... Ударные позиции, предударные, все что угодно. Нужно очень много будет с этим разбираться.

Мария: - Это отдельная коррекционная работа, которая не имеет отношения к работе с сенсорной алалией. Это не исключает того, что что-то будет перекликаться в работе.

Ирина: - На начальном этапе там в любом случае нужно будет учить бытовой словарь, нужно будет учить глагольный словарь точно так же. И дальше вдруг ты выясняешь, что у ребёнка очень хорошо развивается понимание, но часть слов вот вообще никак, и не понятно, почему оно так выполняется, а потому что ребёнок просто недопонял, что ему произнесли. Во всех языках огромное количество слов имеют разницу в произношении буквально в один звук или даже в ударение «гвОздики» и «гвоздИки» и приплыли. Кстати, у них, возможно, ещё, знаешь, что бывает? Искажённое произнесение, то есть неправильное произнесённое звучание слова, и оно тоже не понимается. То есть самолёт и фамалёт, и ребёнок с ФФН может просто между ними заблудиться. Потому что фонетическая система родного языка в голове еще не сформирована.

Сходство с сенсорной алалией

-2

Мария: - Еще одно сходство с сенсорной. Ребенок маму будет понимать лучше, потому что он уже привык к ее речи, чем к речи остальных людей. Поэтому очень часто из-за этого можно спутать с сенсорной алалией.

Ирина: - Есть еще один отличительный момент. Из-за особенностей личности сложнее заниматься с речеслуховой агнозией, потому что там ребенок все равно частично понимающий, но он не понимает, что он понимает неправильно и поэтому он считает, что он всё прекрасно знает, он напоен, это вы неправильно говорите. Заниматься не хочу. Особенно сложно это у девочек проистекает. С мальчиками ещё можно как-то договориться, а девочки: «я принцесса» и хоть убейся.

Мария: - Я бы сказала, наверное, как с моторной алалии на втором этапе. Когда они себя ощущают «Я звезда».

Ирина: - Особенно у девочек ФФН это очень сложный момент. Они реально спорят с тобой. Говорить еще не научились, но уже конфликты устраивают.

Мария: - Опять же, зависит от того этапа и возраста на котором ребёнок пришёл. Ребёнок может быть и говорящий уже, а может быть ещё и не говорящий. Еще один интересный момент, что у детей с сенсорной алалией встречается нарушение фонетико-фонематического недоразвития, восприятия. Но оно, я бы сказала, находится в составе нарушения с сенсорной алалией, просто как часть.

Ирина: - То есть ребёнок не различает между собой С и Ш, Р и Л. Оно выявляется намного позже. То есть формирование всего языка идёт нормально в коррекционной работе как у сенсорика, а под конец выясняется, что мы не можем правильно выговорить «Лариса». «Ролиса» и всё тут.

Мария: - Да. И в нашем плане коррекционной работы мы всегда проходимся, даже если явно не видно, что у ребёнка есть нарушение фонематического слуха, мы уже заранее предполагаем, что оно у ребёнка с сенсорной алалией будет. Пусть небольшое, но будет. И мы всё равно в коррекционной работе уделяем этому внимание. Пусть оно профилактическое, но обязательно оно есть.

Необходимость ставить звуки

Ирина: - Что ещё нужно сказать? С ребёнком с речеслуховой агнозией приходится практически сразу ставить звуки. И это довольно сложный момент, потому что, если ребёнок маленький, он физиологически ещё не может произносить определённые звуки, потому что они сложны, потому что его органы артикуляции ещё не сформированы. Объяснить, куда поставить язычок, куда поставить губки, ушки, хвостик, довольно сложно. Но это взаимосвязанные вещи. При ФФН один из принципов работы в том, что ты параллельно работаешь над фонетическим распознаванием и над говорением. Этот круг можно разомкнуть только с двух сторон. Ты можешь сколько угодно с таким ребенком заниматься распознаванием звуков, но, если он их неправильно произносит, все равно все вернется в тот же самый порочный круг. Подбирать возраст у нас нет вариантов, потому что задерживаясь с формированием языковой системы мы просто упустим всё время, и кроме ФФН будет ещё масса проблем, аграмматизм, в частности, нарушение ориентации в пространстве и в предлогах. Поэтому неизвестно ещё, что легче – сенсорная алалия или речеслуховая агнозия.

Мария: - Абсолютно не говорим о том, что легче. Это отдельное нарушение.

Ирина: - Иногда родители пытаются выбрать диагноз, какой получше.

Мария: - Ну да. Но на самом деле, во всех тяжелых нарушениях речи очень сложно определить, какой диагноз легче или лучше. Я бы сказала, тут самое главное, насколько вам повезло правильно поставить ребенку диагноз и вовремя начать коррекционную работу с грамотным специалистом.

Ирина: - Степень тяжести влияет, возраст ребенка влияет, послушание влияет. Как обычно, индивидуальный подход.

Мария: - Да, поэтому это не зависит. Поэтому, если вы сомневаетесь, это нарушение ли у вашего ребёнка или сенсорная алалия, то, как правило, в любом случае нужно к специалисту начинать коррекционную работу. И даже если так произойдёт, что специалист с вами начнёт заниматься и предварительно скажет, что сенсорная алалия, а в дальнейшем придёт к выводу, что всё-таки это речеслуховая агнозия, или наоборот, это говорит как раз-таки о компетентности и высоком уровне специалиста, что он может это различить, а не о том, что специалист что-то не понимает или он некомпетентен. Будьте внимательны к тем нарушениям, которые есть у ваших деток, потому что оба нарушения относятся к тяжелым речевым нарушениям и требуют незамедлительной коррекционной помощи.

Итог

Ирина: - Да, чем раньше, тем лучше в любом случае. Итак, вывод: сенсорная алалия, речеслуховая агнозия – это два тяжелых речевых нарушения. Просто речеслуховая агнозия – это модное название для тяжелой формы фонетико-фонематического недоразвития. Если у вашего ребенка это есть, а логопед не знает, что с этим делать, приходите и говорите «ФФН». И логопед такой «Вау, а с ФФН я прекрасно справляюсь, просто это будет чуть дольше и сложнее, чем у шестилеток».

Мария: - Да, сейчас действительно бросают часто какие-то новые модные слова, да и я бы не сказала, что оно новое, просто раньше так часто его не называли, называли это больше тяжёлой формой ФФН, а сейчас стали произносить «агнозия». Я тоже понимаю родителей, потому что они ходят, ищут, что с их ребёнком пытаются понять, а все люди говорят разное, кто-то аутизм, кто-то умственная отсталость, кто-то алалия, кто-то ещё что-нибудь.

Ирина: - «Вербальная агнозия», вот как ещё сенсорную алалию называют.

Мария: - Как название не меняй, это не новое заболевание абсолютно, просто сейчас очень часто стали употреблять это название. Просто сейчас какой-то бум агнозии случился.

Ирина: - Потому что в дело наших речевых детей стали вмешиваться неврологи.

Мария: - Да, и именно поэтому оно так произошло. Поэтому не бросайтесь на новые слова, родители думают: «а может быть, всё-таки у ребенка вот этот диагноз, а не тот?».

Ирина: - И давай искать специалиста по речеслуховой агнозии. А таковых не существует.

Мария: - Да, и все начинают спрашивать. В любом случае, это всё к логопеду, и логопед вам точно скажет, какое нарушение у вашего ребёнка. Если не сразу, не с начала коррекционной работой, то позже.

Ирина: - В процессе динамического обследования.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Запуск речи, выход из алалии, динамика и результаты детей, которые занимаются у нас:

Запуск речи для неговорящих детей. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-3

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?