и в чём выбранное Вами произведение можно сопоставить с «Песней о звёздах» В.С. Высоцкого?
Первое задание из открытого банка заданий ФИПИ по подготовке к ЕГЭ по литературе обращается к "Песне о звёздах" В.С. Высоцкого. Рассмотрим её.
Мне этот бой не забыть нипочем, -
Смертью пропитан воздух.
А с небосклона бесшумным дождем падали звезды.
А с небосклона бесшумным дождем падали звезды.
Вон снова упала, и я загадал -
Выйти живым из боя!
Вот так свою жизнь я поспешно связал с глупой звездою.
Вот так свою жизнь я поспешно связал с глупой звездою.
Я уж решил - миновала беда,
И удалось отвертеться...
С неба скатилась шальная звезда прямо под сердце.
С неба скатилась шальная звезда прямо под сердце.
Нам говорили: "Нужна высота!"
И "Не жалеть патроны!"
Вон покатилась вторая звезда - Вам на погоны.
Вон покатилась вторая звезда - Вам на погоны.
Звезд этих в небе - как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, - ходил бы тогда с желтой звездою.
Если б не насмерть, - ходил бы тогда с желтой звездою.
Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто на память...
В небе висит, пропадает звезда - некуда падать.
В небе висит, пропадает звезда - некуда падать.
Вполне очевидно, что это стихотворение о войне. Зная контекст времени, когда жил и творил Высоцкий (1938-1980), речь идёт именно о Второй мировой войне. Поэтому при выборе произведения лучше ориентироваться именно на произведения о войне. Здесь всё ограничивается только вашим знанием темы.
Логично взять для сопоставительного анализа именно стихотворения. Вот список стихотворений о войне:
Расул Гамзатов, "Журавли"
Александр Твардовский, "Я убит подо Ржевом"
Давид Самойлов "Сороковые роковые".
Из прозы можно взять:
«А зори здесь тихие» Б. Васильева.
«Горячий снег» Ю. Бондарева.
«Живи и помни» В. Распутина.
«Живые и мертвые» К. Симонова
«Момент истины» В. Богомолова.
«Навеки – девятнадцатилетние» Г. Бакланова.
Вот пример ответа:
Оба стихотворения — «Песня о звездах» Владимира Высоцкого и «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского — по-разному раскрывают темы войны, героизма и памяти. Они отличаются по эмоциональному тону и художественным приемам, с помощью которых авторы доносят свои идеи.
Высоцкий в своем произведении сосредоточен на внутреннем состоянии героя, на его страхе и надежде. Образ падающих звезд, символизирующих судьбы, подчеркивает уязвимость и неизбежность смерти. Автор использует эти звезды как символ несбывшихся надежд, усиливая ощущение трагичности и случайности гибели.
Твардовский же акцентирует внимание на значимости коллективного самопожертвования, подчеркивая, что каждый павший внес вклад в общую победу. Его герой говорит от лица всех погибших, для которых самоотверженность не является напрасной, ведь они верят, что их жертва дала живым шанс продолжить борьбу.
В стихах Высоцкого преобладает мрачный и безнадежный настрой. Даже звезды, традиционно символизирующие надежду, становятся предвестниками разрушения. Твардовский, напротив, сочетает трагизм с надеждой. Несмотря на осознание бессмысленности войны, он видит в смерти солдат высшую цель — достижение победы, что наполняет стихотворение ощущением достоинства и веры.
Художественные приемы авторов также различны. Высоцкий использует символику звезд, чтобы отразить хрупкость человеческих судеб, в то время как у Твардовского преобладают образы природы и родной земли, воплощающие память о павших в каждом уголке страны. Его образы, связанные с полем и шоссе, создают ощущение вечного присутствия погибших среди живых.
Высоцкий выбирает динамичный ритм и эмоциональные всплески, передающие тревогу и внутренний монолог героя. Твардовский же предпочитает размеренный ритм, насыщенный деталями и обращениями к живым, что подчеркивает связь с миром тех, кто остался жить.
В итоге оба автора по-своему отображают восприятие войны: Высоцкий — через личную трагедию и непредсказуемость судьбы, а Твардовский — через значимость коллективного подвига и вечной памяти. Их стихи, хоть и разные, одинаково глубоко передают боль и горечь войны, позволяя взглянуть на нее с различных сторон.