Найти в Дзене
Уютная история

Портрет усталого Николая II поссорил Серова с императрицей

Оглавление

Этот портрет был только для самых близких — но теперь им любуются миллионы посетителей Третьяковской галереи. Создавался он тяжело, через споры и скандалы; зато каков результат! Такого самодержца — без орденов и золотых цепей, в простой серой тужурке — не увидишь на официальных полотнах. Перед нами живой человек, с беспокойными мыслями, страхами и накопившейся усталостью от нерешаемых проблем.

Валентин Серов «Портрет императора Николая II» (1900)
Валентин Серов «Портрет императора Николая II» (1900)

Первое знакомство с царской семьей

Валентину Серову было всего 27 лет, когда он выиграл серьезный конкурс на создание группового портрета императора Александра III с семьей. Задача перед победителем стояла сложная — достоверно изобразить членов царской фамилии по фотографиям. Венценосные особы согласились позировать только на финальном этапе создания картины, и то буквально по несколько минут. Слишком много чести для малоизвестного художника! Пусть сначала наработает репутацию и авторитет!

Валентин Серов в 1883 году (автопортрет)
Валентин Серов в 1883 году (автопортрет)

И он наработал. Картина получилась такой замечательной, что Романовы пришли в полный восторг. Увы, холст были уничтожен во время Великой Отечественной войны, мы можем судить о нем лишь по немногим сохранившимся эскизам. В этих черновиках очень точно отражен характер моделей. Великая княжна Ольга Александровна — стеснительная, но умная и упрямая девочка…

Великая княжна Ольга Александровна
Великая княжна Ольга Александровна

Великая княжна Ксения Александровна — кокетливая, счастливая барышня; в 1893 году она влюбилась в своего будущего мужа, великого князя Александра Михайловича, и узнала, что ее чувства взаимны.

Великая княжна Ксения Александровна
Великая княжна Ксения Александровна

Великий князь Михаил Александрович — добрый, доверчивый и нерешительный; таким он был в детстве, таким остался и в 1917 году, когда под давлением окружения слишком легко отказался от российского трона.

Великий князь Михаил Александрович
Великий князь Михаил Александрович

А вот и сам царь — лицо открытое, доброжелательное, смотрит спокойно и уверенно. Богатырь, надёжа-государь!

Император Александр III
Император Александр III

К Александру III художник относился с нескрываемой симпатией. Да и самому царю пришелся по душе прямолинейный, дерзкий и талантливый художник. На молодого мастера посыпались высочайшие заказы. На протяжении следующих нескольких лет Валентин писал великих княгинь и великих князей — и портреты эти были не просто великолепны, а эпичны! Взгляните на сверкающие золотые доспехи великого князя Павла Александровича, брата Александра III.

Великий князь Павел Александрович
Великий князь Павел Александрович

А самое главное — Серову доверили изобразить императора в мундире датской Королевской лейб-гвардии. Это была большая честь.

Александр III в датском мундире
Александр III в датском мундире

Художник специально посетил Данию, готовясь к написанию картины. Ему даже позировал в соответствующем мундире неизвестный сержант лейб-гвардии.

Черновой эскиз к портрету Александра III
Черновой эскиз к портрету Александра III

И еще один характерный портрет царя — с рапортом в руке. Картина излучает силу. Этому государю никто не осмелится перечить!

Александр III
Александр III

Серая тужурка

В 1894 году Александра III не стало. Престол перешел наследнику Николаю, и тот немедленно заказал Серову акварель для своего коронационного альбома. Картина «Миропомазание Николая II в Успенском соборе» виртуозно передает множество мелких деталей, что неудивительно, ведь во время церемонии художник находился в непосредственной близости от группы действующих лиц.

Миропомазание Николая II
Миропомазание Николая II

Новый царь остался доволен работой мастера и, следуя примеру отца, поручил Серову портрет в форме полковника Королевского шотландского драгунского полка.

Николай II в шотландском мундире
Николай II в шотландском мундире

Картина очень понравилась не только самому Николаю, но и его супруге Александре Федоровне, внучке английской королевы Виктории. Этот яркий образ полностью соответствовал представлениям императрицы об идеальном монархе. Ее муж выглядел здесь смелым и решительным — а как хорошо он смотрелся в мундире любимой страны!

Вдохновленная шотландским портретом, Александра Федоровна предложила Серову написать еще один, на этот раз неофициальный, где Николай был бы изображен в своей повседневной, домашней одежде — мундире лейб-гвардии Преображенского полка. Императрица планировала повесить этот портрет в своем кабинете.

Николай и Александра после помолвки
Николай и Александра после помолвки

Заказчицей Александра Федоровна оказалась капризной. Она без конца заглядывала в мастерскую художника, чтобы посмотреть, как продвигается работа. Не нравилось ей решительно все. Во-первых, покорная фигура Николая, повторяющая позу знаменитой «Девочки с персиками», Веры Мамонтовой, про которую сам художник говорил, что «измучил ее, бедную, до смерти».

Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887)
Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887)

Во-вторых, императрицу раздражало отсутствие даже минимального монаршего величия в глазах мужа. Как точно определил известный дореволюционный искусствовед Абрам Эфрос, Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».

Александра Федоровна и сама немного рисовала — брала уроки у немецкого художника фон Каульбаха. А потому считала себя вправе давать Серову советы: «Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить».

Рисунок Александры Федоровны для дочери Ольги
Рисунок Александры Федоровны для дочери Ольги

Серов — человек независимый и вспыльчивый — в гневе передал царице палитру и кисть со словами: «Так вы, ваше величество, лучше сами уж и пишите, если так хорошо умеете рисовать, а я — слуга покорный».

После этого случая он зарекся писать портреты августейшей семьи. На все попытки императорской семьи восстановить с Серовым дипломатические отношения, художник отвечал решительным отказом. Когда Николай попробовал подобраться к Серову через Дягилева, Валентин Александрович отрезал: «В этом доме я больше не работаю», — и слово свое сдержал.

Лишь однажды, исключительно для своего удовольствия, нарисовал акварель «Выход императрицы Александры Федоровны», где бывшая заказчица предстает в роли злой черной королевы в окружении кроваво-красных вассалов.

Валентин Серов «Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени» (не позднее 1901)
Валентин Серов «Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени» (не позднее 1901)

Пророческая картина

Сам художник считал портрет Николая в тужурке исключительно удачным и снял с него копию для участия в выставках. В Третьяковской галерее можно увидеть именно эту копию. Оригинал был утрачен во время революции — солдаты ворвались в кабинет Александры Федоровны и изорвали портрет царя штыками.

Фотография кабинета императрицы Александры Федоровны. Тот самый портрет - в правом верхнем углу
Фотография кабинета императрицы Александры Федоровны. Тот самый портрет - в правом верхнем углу

Жизнь Серова оборвалась задолго до этих событий, в 1911 году, но неприязнь художника к Романовым была схожа с чувствами революционных матросов. После Кровавого воскресенья 1905 года мастер полностью разочаровался в царской семье. Он всем говорил, что в своем портрете предугадал несчастливое правление Николая. Однажды, увидев свою картину на очередной выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!»

Фрагмент портрета
Фрагмент портрета

Константин Коровин, друг художника, писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора —
«Радости и горести Александра III»
Уникальный архив — в подписке
Дзен Премиум
Живая история каждый день —
«Уютная история» в ВК