Лозунг «освобождения труда», что труд должен быть «свободным» стал одним из ключевых в марксистской и социал-демократической пропаганде. В массовом сознании он легко трактовался как «делаю что хочу» и «хочу работаю – хочу не работаю». Видимо, этим и следует объяснять его популярность.
Этот лозунг совершенно не вяжется с руководящими ленинскими принципами. В своей работе «Как организовать соревнование?»[1] Ленин перечисляет кары для уклоняющихся от труда, в том числе «расстрела на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве».
Помимо ленинских установок, лозунг совершенно не вяжется с советской действительностью, где нормативными документами начиная с Конституций и заканчивая Уголовными кодексами, труд объявлялся обязательным.
Или свобода выбора труда не подразумевает свободу выбора отсутствия труда?
Наконец не вяжется с элементарной логикой: Освободить труд от чего? От оплаты? От техники безопасности? От заказчика? Марксисты любят повторять «от «эксплуатации». Господа, эксплуатация – вопрос сложный. Но для начала разберитесь, как минимум, кто кого эксплуатирует? Тот, кто организует работу, оплату? Или тот, кто получает готовое рабочее место, сырье, инструмент, заказ? И покажите мне хоть кого-нибудь на Земле, кто считает, что его труд вознаграждается достаточно и что его не «эксплуатируют». Об эксплуатации вообще и применительно к СССР далее мы поговорим подробнее.
Сам Маркс в разработке концепции «освобождения труда» особо не замечен. В «Манифесте…» он пишет: «8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.» В «Критике Готской программы»: «труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни». Давайте четко понимать. Обязательность это не свобода. Потребность – это тоже не свобода.
Наконец собственно текст «Критики Готской программы» посвящен критике программы Германской рабочей партии, где обыгрывается «освобождение труда».
Тем не менее, организованная Плехановым первая российская марксистская группа называлась «Освобождение Труда». Группа была создана в Женеве 13 (25) сентября 1883 года и в качестве основных целей и задач провозгласила:
- перевод на русский язык важнейших трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также произведений их последователей для распространения идей научного социализма;
- критику народничества и разработку проблем русской общественной жизни с точки зрения теории марксизма.
Ещё в 1882 году Плеханов перевёл на русский язык «Манифест коммунистической партии». В дальнейшем группа перевела и издала работы К. Маркса и Ф. Энгельса: «Наёмный труд и капитал» (1883), «Развитие научного социализма» (1884), «Речь о свободе торговли» (1885), «Нищета философии» (1886), «Людвиг Фейербах» (1892), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1894), «Ф. Энгельс о России» (1894).
Почему, группа, занимавшаяся продвижением марксизма, пошла на откровенную ересь?
Возможно, ответ нужно искать в прошлом участников группы. Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч, Аксельрод – это всё бывшие народники. А террористка Вера Засулич – вообще вошла в советский пантеон вместе с Каляевым и Нечаевым. Они отошли от народничества, но установка на слом государственного строя России осталась. Просто поменялось оружие. Вместо пистолетов и бомб они взялись за марксизм. А чтобы привлечь к себе внимание, выбросили привлекательный лозунг. Благо советчиков во второй половине XIX века в Европе хватало. Их дальнейшие отношения с марксистскими группами и организациями были не простыми. Но свою задачу – притащить в Россию антигосударственное, разрушившее сначала Россию, потом СССР учение они выполнили.
Поддержать канал:
Карта Сбербанка: 2202 2050 7819 2629 АНДРЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ Б
Карта Альфа-банка: 4584 4328 2292 3273 ANDREY BOLDYREV
[1] Декабрь 1917 — январь 1918, ПСС, т. 35, с. 204