Обзорная статья о состоянии французской авиации в 1МВ находится ЗДЕСЬ
Разведчики, корректировщики артиллерийского огня, и легкие бомбардировщики
В 1-й мировой войне основную массу самолетов ВВС всех стран, в том числе и Франции, составляли одномоторные многоцелевые аэропланы, способные выполнять целый ряд задач: воздушную разведку, корректировку артиллерийского огня, а так же проводить в полосе фронта тактические атаки на живую силу и военные объекты противника. Но уже вскоре после начала боевых действий из единой прежде разведывательной авиации начала выделяться бомбардировочная: пилоты разведывательных самолетов в желании нанести вред противнику стали брать с собой в полет и сбрасывать на позиции противника ручные гранаты, а потом – появившиеся на вооружении стальные стрелы и первые (еще малые) авиабомбы. И пионерами в деле развития бомбардировочной авиации были французы: уже 23 августа 1914 г. они нанести первый авиационный удар по вражеской территории, сбросив несколько бомб на Мюльхейм. А в сентябре того же 1914-го во Франции были сформированы и первые в мире бомбардировочные эскадрильи. Их вооружили теми довоенными, разрабатывавшимися еще для воздушной разведки самолетами, мощность двигателей которых позволяла брать на борт дополнительный груз. Это были одномоторные Фарманы и Вуазены - бипланы с задним расположением моторов, оснащенных толкающими винтами. Именно многоцелевые Фарманы, Вуазены, Бреге-Мишлены такой же схемы, а так же многочисленные Кодрон G-3 с передним расположением мотора и составляли основу французской бомбардировочной авиации вплоть до 1917 г.
Но эти первые легкие бомбардировщики из-за своих невысоких летных и грузовых характеристик способны были выполнять только тактические задачи в полосе фронта и неглубоко в прифронтовой зоне врага. Лишь с появлением многомоторных машин во второй половине войны началось развитие и стратегической авиации; тем не менее, до самого окончания боевых действий «главную скрипку» в ударной авиации продолжали играть одномоторные многоцелевые аэропланы тактического назначения, способные вести как разведку, так и бомбить позиции противника.
К началу 1916 г. французская авиация насчитывала уже 14 только бомбардировочных эскадрилий (не считая более многочисленных разведывательных, на тех же самолетах). Каждая эскадрилья оснащалась 6-ю аэропланами; эскадрильи сводились по 3-4 в бомбардировочные группы. Но именно в 1916-м в легкой авиации Франции наметился кризис – в связи с бурным развитием технических возможностей самолетов противника Фарманы, Вуазены, Бреге-Мишлены и даже «более передовые» одномоторники Кодроны быстро устарели, и уже не могли эффективно действовать на фронте - они несли большие потери в связи с появлением у врага специализированных истребителей. В результате возникшего «технического застоя» бывшая «законодательница авиамод» Франция была вынуждена обратиться к иностранным разработкам - принять на вооружение и развернуть массовый лицензионный выпуск британских Сопвичей «Полуторастоечных» с передним расположением мотора. Однако как и Кодроны, Сопвичи могли поднять сколь-нибудь приемлемую бомбовую нагрузку лишь в одноместном варианте. А это означало полную беззащитность и одноместных «Полуторастоечных», и Кодронов при атаках вражеских истребителей с задней полусферы, что являлось «возвращением в исходную точку». Ведь именно та же причина обусловила снятие с вооружения Фарманов, Вуазенов, и других французских самолетов, оборудованных задними мотоустановками с толкающими винтами. Так что и принятие на вооружение британских аэропланов оказалось только полумерой, мало улучшившей ситуацию в ВВС Франции. Лишь принятие на вооружение в 1917 году удачного отечественного многоцелевого аэроплана Бреге Вr.14 наконец-то дало французской авиации вполне современный легкий бомбардировщик…
Аэропланы фирмы «Фарман»
ПРИМЕЧАНИЕ: фирма Фарман производила множество вариантов аэропланов – не только потому, что авиация находилась пока в младенчестве, и шел поиск наиболее удачных решений, но еще и потому, что владельцы фирмы – братья Анри и Морис Фарман - постоянно конкурировали между собой, соревнуясь, чьи идеи окажутся наиболее рациональными. Причем аэропланы, созданные Морисом, маркировались как MF, машины, разработанные Анри – как НF, а самолеты, над которыми братья трудились совместно – просто F.
Разбор всех моделей фирмы «Фарман», многие из которых создавались как учебные, или на продажу для лицензионного производства другими странами, требует написания толстенной книги. Поэтому здесь будут даны только некоторые, наиболее многочисленные и популярные модели этой фирмы, создававшиеся исключительно как боевые машины, причем в подавляющем своем большинстве служившие именно во французской авиации.
Farman MF.7 (1912-1915 гг.)
ТТХ Фармана MF.7: Двигатель: 1х70 л.с. Вес пустого: 580 кг, вес взлетный: 885 кг. Скорость: 95 км/ч, потолок: 4000 м, продолжительность полета: 3,25 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение проектом не предусмотрено; но в частях иногда устанавливался 1х8-мм пулемет «Гочкис». Бомбовая нагрузка не превышала 30-50 кг.
Фарман MF.7 был разработан и принят на вооружение французских ВВС еще в 1912 году. Это биплан ферменной конструкции, оснащенный двигателем с толкающим винтом, и гондолой экипажа, установленной на нижнем крыле. Характерной чертой самолета являлся дополнительный передний руль высоты, вынесенный вперед на законцовках противокапотажных лыж. Самолет был довольно популярным, и производился по лицензии еще и в Италии, Великобритании, Норвегии, Испании и Японии. Фарман дебютировал в боях ещё во время Балканских войн — в 1913 г. MF.7 греческой армии использовались как разведчики, а в Марокко в том же году испанцы даже наносили с них «бомбовые удары» ручными гранатами по позициям мятежников!
Всего французские ВВС получили от своей промышленности 358 MF.7. За 1913-1914 гг. из них было сформировано 11 разведывательных эскадрилий; но в конце 1914 появилась и бомбардировочная эскадрилья из 6 MF.7, применявшихся как тактические бомбардировщики (для ударов по живой силе они часто вместо бомб сбрасывали охапками оперенные стальные стрелы). Однако уже в начале лета 1915 г. эскадрильи Фарманов перевооружились с безнадежно к тому времени устаревших MF.7 на «более современные» MF.11.
Farman MF.11 (1914-1916)
ТТХ Фармана MF.11: Двигатель: 1х80 л.с. Вес пустого: 620 кг, вес взлетный: 945 кг. Скорость: 118 км/ч, продолжительность полета: 3 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 8-мм пулемет «Кольт» на носовой установке (применялись и другие типы пулеметов). Масса бомбовой нагрузки - до 50 кг.
Фарман MF.11 являлся развитием MF.7 с несколько увеличенным размахом крыла и измененным стабилизатором (из бипланного он стал монопланным). Новая машина лишилась переднего руля высоты, и противокапотажные лыжи значительно уменьшились в размерах. Гондола экипажа теперь не крепилась на нижнем крыле, а «подвешивалась» между крыльями. Однако двигатель с толкающим винтом и на этой машине располагался сзади, и невысокое КПД такой установки не позволило MF.11 значительно превзойти предшественника в летных данных. Тем не менее, он был вполне надежной в эксплуатации машиной.
Самолет Фарман MF.11 появился в 1914 году, и к лету 1916 во Франции выпустили более 650 MF.11; кроме того MF.11 производился по лицензии в Италии, Великобритании и Японии. Французы же передали часть построенных ими MF.11 России, Бельгии, Румынии и Сербии. Во Франции в дополнение к MF.11 малыми сериями выпускались так же аэропланы F.20, F.22, F.23, поплавковые F.25Н, и MF.27, являвшиеся практически теми же MF.11, и отличавшиеся друг от друга только разными моторами и формой гондолы экипажа. Машины, в создании которых принимал участие Анри Фарман, имели разработанный им крупный плавающий руль направления (такой же, как на появившемся впоследствии крупносерийном F.40).
Во французской авиации Фарманами MF.11 вооружили 37 эскадрилий. Из них только три были бомбардировочными, все остальные – разведывательные (хотя и разведывательные части периодически тоже привлекались к выполнению ударных задач).
Все эскадрильи MF.11 в 1914-1915 гг. действовали очень активно; однако уже к осени 1915 участившиеся атаки появившихся у противника в значительном количестве специализированных истребителей вынудили Фарманы перейти к ночным налетам. Как «ночники», MF.11 смогли провоевать еще год, но затем рост боевых возможностей истребительной авиации противника и усиление его зенитных средств окончательно низвели «одиннадцатых» в устаревшие машины. И осенью 1916 MF.11 окончательно сошли со сцены, полностью уступив свое место Фарманам F.40…
Farman F.40 (с лета 1915 – по 1917)
ТТХ Фармана F.40: Двигатель: 1х130 л.с. Вес пустого: 748 кг, вес взлетный: 1120 кг. Скорость: 135 км/ч, продолжительность полета: 2,5 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 7,7-мм пулемет «Льюис» на носовой установке (иногда устанавливались и другие типы пулеметов). Масса бомбовой нагрузки - 150 кг (у поздней модификации F.40bis с мотором на 160 л.с. - до 240 кг).
В 1915 г. ранее конкурировавшие между собой братья Морис и Анри Фарман объединили усилия для создания аэроплана на замену MF.11. В новых Фарманах F.30, а затем F.40 объединились идеи обоих конструкторов. Гондола экипажа «подвешивалась» между крыльями, как и у аэропланов Мориса; он же настоял на бипланной коробке с нижним крылом гораздо меньшего размаха, чем верхнее. От конструкций Анри Фармана была взята конструкция хвостовой фермы и оперения. Гондоле, выклеенной из шпона, придали «яйцевидную» форму - более обтекаемую, чем у предшественников. И так как потребность в замене быстро устаревающих MF.11 была велика, новые аэропланы поспешно запустили в производство уже летом 1915 г. Правда, имевший меньшие размеры F.30 французов не удовлетворил (зато он стал одним из самых массовых в России, где его производили лицензионно); а вот более крупный F.40 начал поступать в разведывательные части в конце августа – начале сентября; самолет строился вплоть до 1917 г. Всего во время войны Фарманами F.40 были вооружены 47 французских эскадрилий(точного числа выпущенных F.40 я не нашел).
Правда, Фарман F.40 не стал существенным шагом вперед по сравнению с заменяемым MF.11 - сказывались низкая маневренность и ненадежность моторов. К тому же, как и предшественник, он являлся беззащитным от атак истребителей сзади. Превосходство F.40 перед МF.11 заключалось в увеличенной бомбовой нагрузке, что и стало причиной его популярности.
Во французских ВВС Фарманами F.40 вооружались в основном разведывательные и корректировочные эскадрильи, ранее летавшие на «Фарманах» MF.11. Бомбардировочных эскадрилий F.40 было только три; они применялись как для дневных, так и для ночных налетов. F.40 досаждали немцам бомбежками железнодорожных узлов, промышленных объектов, баз дирижаблей и немецких городов. Но уже к 1916 г. стало понятно, что время самолетов с задними мотоустановками, исключавшими защиту машины от атак истребителей с хвоста, прошло. В дополнение К потерям F.40 от воздействия противника летчикам досаждали проблемы с ненадежностью моторов. И летом 1917 началось перевооружение эскадрилий F.40 на другую технику…
Одномоторный Кодрон G.3 (с 1912 г.)
ТТХ Кодрон G.3A2: Двигатель: 1х80 л.с. Вес пустого: 420 кг, вес взлетный: 710 кг. Скорость: 106 км/ч, продолжительность полета: 4 часа. Экипаж: 1-2 человека. Вооружение: нет. Масса бомбовой нагрузки – до 115 кг (в одноместном варианте).
В довоенной Франции не менее популярными авиастроителями, чем братья Фарман, были братья Рене и Гастон Кодрон, чьи аэропланы тоже пользовались огромным спросом. Поэтому в 1912 году французская армия выдала им государственный заказ на создание военного (до 1МВ это означало только разведывательного) самолета, пригодного не только для проведения разведки, но и для обучения большого количества офицеров на военных летчиков. Этот заказ стал причиной появления одномоторного аэроплана Кодрон G.3, который понравился не только французским военным и частным любителям авиации, но и командованию британских ВМС, а также китайцам. Англичане поначалу Кодроны закупали, а потом сами выпустили по лицензии 233 таких машины. Китай же самолетов не строил; просто купил у французов большое количество G.3.
Самолет Кодрон G.3 представлял собой цельнодеревянный трехстоечный полутораплан с короткой гондолой, обшитой фанерой; но при внешней схожести с Фарманами, этот самолет был передовым: у него двигатель с более продуктивным тянущим винтом стоял впереди! Сразу за двигателем находились топливный и масляный баки; затем располагалось место пилота, а в хвосте гондолы — место либо ученика, либо наблюдателя. Крыло двухлонжеронное, деревянной конструкции, обтянутое полотном. Все стойки деревянные, деревянную конструкцию имела и ферма, несущая хвостовое оперение - стабилизатора с рулями высоты и двумя рулями поворота на небольших килях. Шасси состояло из двух пар колес; заднего костыля не было, его заменяли окованные нижние части хвостовой фермы. Управление креном самолета осуществлялось перекашиванием крыльев; элероны появились лишь на последних машинах, и только на верхнем крыле.
Во Франции с началом войны все учебные и частные Кодроны были мобилизованы, а производство продолжилось только для армии. Машины довоенных выпусков и первые серии военного времени использовались только как разведчики; но вскоре конструкторы переработали машину в легкий бомбардировщик G.3А2, а учебно-бомбардировочную версию этого самолета с двойным управлением обозначили как G.3Е2. Одновременно к лицензионному производству G.3А2 приступила Италия (изготовила 170 экземпляров). Бомбардировочная версия G.3А2 могла нести до 115 кг бомб (правда, этот груз самолет тянул только в одноместном варианте). Стрелкового вооружения Кодрон G.3 не имел; но иногда на некоторых двухместных машинах (не предназначенных для бомбежек) устанавливали пулемет над верхним крылом, или на шкворневой установке у наблюдателя.
В ходе войны Кодроны G.3А2 получили широкое распространение: они использовались во французской армии и флоте, в британском Экспедиционном корпусе и в самой Англии, в армиях Италии, Бельгии и России. В процессе производства на самолет ставились самые различные ротативные двигатели: «Гном», «Рон», «Клерже» - мощностью от 80 до 100 л.с. Всего только во Франции было построено 2.450 самолетов G.3, и в 1914-1915 гг. эти Кодроны являлись чуть ли не основными аэропланами французской авиации, да и других стран Антанты. Однако в течение осени 1916 — весны 1917 года Кодроны G.3 были полностью сняты с вооружения практически во всех этих армиях, как устаревшие. А фирма перешла к строительству двухмоторных бомбардировщиков, о которых будет рассказано позже…
НАЧАЛО: 1МВ. Авиация Франции (01). Обзор состояния французской авиации
ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Авиация Франции (03). Многоцелевые аэропланы фирм «Вуазен» и «Бреге»
Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.