Найти тему
Петр Власов

1МВ. Авиация Франции (01). Обзор состояния французской авиации

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Накануне 1-й мировой войны Франция была самой настоящей «Меккой» для авиаторов всего мира. Занявшись развитием авиации еще в 1906 году, французские энтузиасты к 1910 году превратили свою страну в законодательницу мод в самолетостроении; осваивать азы летного дела во Францию съезжались авиалюбители со всей Европы, и даже из Америки и Азии. Французские летные школы тогда считались лучшими, а самолеты французских конструкторов копировались авиастроителями других стран. Поэтому, чтобы выучиться летать и делать самолеты, во Францию и приезжали энтузиасты авиации со всего мира.

Первый авиационный завод («Клеман») появился в стране уже в 1908 г. Затем к нему присоединился еще целый ряд авиапредприятий, выпускавших аэропланы как для Франции, так и на продажу в другие страны. Наиболее известными и крупными среди них были компании «Блерио» «Фарман», «Моран», «Ньюпор», которые работали не только во Франции, но открывали свои филиалы и за рубежом. В результате к началу войны на французских самолетах летали англичане, итальянцы, русские, американцы и многие другие. Даже в Германии, будущем противнике, компании «Пфальц» и «Фоккер» наладили производство самолетов – точных копий французских аппаратов типа «Моран». Кроме самолетов, Франция была также крупнейшим поставщиком авиационных двигателей (в основном воздушного охлаждения). Так, две трети самолетов мира летали с французскими двигателями или с моторами, созданными на их основе.

-2

Большой интерес к авиации проявила и французская армия. Военное ведомство разработало конкретные требования к военным аэропланам, и если самолет им соответствовал, покупало его. Вследствие этого было приобретено множество аппаратов самых разных систем. В 1911 г. был получен первый правительственный заказ на 100 аппаратов фирм «Блерио» и 40 – фирмы «Фарман». В 1912 году французская армия закупила для своих нужд 161 самолет, а в 1913-м — 259. Кроме того, в собственности у авиалюбителей находилось еще более 400 машин, однотипных с закупленными военными, которые в случае войны можно было конфисковать для нужд армии.

До 1913 г. авиационные части Франции были смешанными: в их состав входили как воздухоплавательные аппараты, так и самолеты; однако единой организационной структуры не имелось. Но накануне войны французские военные провели реорганизацию своих ВВС. Было создано два авиационных и одно воздухоплавательное отделения. Они подразделялись на роты, а роты - на отряды (эскадрильи). В каждом отряде числилось по шесть строевых и по два запасных самолета. Несколько отрядов (вместе со службами обеспечения) составляли авиационный центр, входивший в состав каждого армейского корпуса. Подобная структура была создана и на флоте.

-3

В августе 1914 года, на момент начала войны, в первой линии французской армейской авиации имелось 165 исправных и полностью готовых к боевым вылетам аппаратов. Правда, на этих машинах практически не было вооружения, и их использование в начале войны ограничивалось разведывательными полетами по заданию наземного командования. Однако опыт боевых действий первых месяцев войны показал более широкие возможности авиации. Пилоты Фарманов и Вуазенов брали с собой в воздух ручные гранаты, ящики со стальными стрелами, ручные пулеметы. Все это оружие применялось по наступающим немецким пехотинцам и кавалеристам. И хотя реальные потери врага были невелики, психологическое воздействие оказалось огромным: ведь даже пролет аэроплана на малой высоте над боевыми порядками кавалерии вызывал панику среди лошадей, и атака срывалась. Весной 1915 года французский летчик Ролан Гарро установил на своем Моране пулемет, сопряженный с синхронизатором Солнье, позволявшим стрелять сквозь область, ометаемую винтом, пропуская выстрел, когда лопасть оказывалась перед стволом. Однако так как этот первый синхронизатор то и дело отказывал, Гарро его «доработал», укрепив на лопастях винта стальные пластины отсекателей. И хотя из-за этого тяга винта несколько уменьшилась, а часть пуль летела в сторону, самолет стал серьезным противником: германская авиация начала нести потери. Правда, секрет отсекателей удалось хранить недолго. Поврежденный самолет Гарро попал к немцам, и вскоре такое же вооружение появилось и у них: конструктор Фоккер разработал свой синхронизатор, более надежный, чем у Солнье. Синхронизатор Фоккера не нуждался в пластинах отсекателя на лопастях винта, что позволяло не расходовать впустую боезапас, и не снижало эффективность работы винта.

-4

К середине 1916 года воздушные бои между противниками стали обычным явлением. С этого времени и оформились окончательно основные классы боевых самолетов. К тому же, боевой состав авиации возрос количественно. Если к июню 1915 года в боевых эскадрильях и авиагруппах Франции было около 300 самолетов, то к августу 1916-го — 1.149 машин, что позволило в содружестве с британскими Королевскими Воздушными Силами (RFC) и ВВС Бельгии достичь превосходства в силах над авиацией Германии на Западном фронте. Во французские истребительные эскадрильи поступали специально построенные новые истребители Ньюпор-11, Ньюпор-17, СПАД, являвшиеся передовыми для своего времени. Однако основу разведывательной и бомбардировочной авиации Франции даже через несколько лет боевых действий составляли все те же Фарманы, Вуазены и Бреге, с которыми страна вступила в войну - пусть и сильно модернизированные, но сохранявшие свою устаревшую концепцию. И лишь все возрастающие потери заставили командование французской армейской авиации в конце концов заказать новые, более скоростные и маневренные ударные машины; однако появились они на фронте только к концу войны. При этом следует отметить, что использование возможностей авиации для нанесения ударов по наземным целям французским командованием осуществлялось очень мало и эпизодически; французские военные основное внимание уделяли развитию истребителей, считая их, а не бомбардировщики, главной силой авиации. Именно поэтому основу французской бомбардировочной авиации составляли одномоторные легкие бомбардировщики; Франция до конца войны так и не создала собственных качественных многомоторных самолетов. Дошло до того, что спохватившаяся к концу войны «законодательница авиамод» Франция для оснащения своей бомбардировочной авиации стала закупать машины итальянской фирмы «Капрони» — Са-33 и Са-45! Несколько собственных двухмоторных бомбардировщиков фирм «Кодрон» и «Леторд», созданных в этот период, так и не были доведены до крупных серий, а их летные данные уступали германским машинам этого класса.

-5

Тем не менее, недооценка французами значения и роли в войне бомбардировщиков вовсе не означала слабости французской авиапромышленности. Просто главный упор французскими авиастроителями был сделан на разработку и изготовление истребителей и фронтовых многоцелевых машин. А в этом направлении мощь авиационной промышленности Франции проявилась в полной мере: французские авиастроители не только полностью обеспечили потребности своей авиации в этих типах самолетов, но и постоянно поставляли аэропланы своим союзникам. Большое количество машин производства французских авиафирм на протяжении всей войны получали Великобритания, Россия, Италия, Бельгия и США. Во время войны во Франции самолетостроением занималось 35 заводов, и численность французской авиации продолжала нарастать: к марту 1917 года французские ВВС, несмотря на потери, имели в боевых эскадрильях уже 1.400 машин, а к ноябрю 1917-го — 2.412; и в результате к началу 1918 года Антантой было завоевано господство в воздухе. Германия исчерпала свои ресурсы и уже не могла вести войну на равных. В марте 1918 года французская авиация насчитывала 2.750 самолетов, а к моменту капитуляции Германии — 3.331 машину, что вместе с авиацией Великобритании и Бельгии давало более чем двукратное превосходство в силах на Западном фронте.

Таких результатов удалось добиться благодаря высокому темпу роста производства самолетов. Если в 1914 году их было построено 541, то в 1915-м — уже 4.469 (по другим сведениям 4.489): почти в 10 раз больше. В 1916 году французы построили 7.549 машин, а в 1917 — 14.915. В последний год войны во Франции было выпущено 23.669 (по другим сведениям 24.652) самолетов. Всего же за годы войны французской авиапромышленностью было изготовлено 51.143 (по другим сведениям 52.146) машин всех типов.

-6

Высокими темпами работала и моторостроительная промышленность. За годы войны французы произвели 93.100 моторов, благодаря чему французская авиация за все время боевых действий практически не испытывала нужды в двигателях и запчастях к ним. Однако качественные показатели моторов французских фирм оставляли желать лучшего. Основу моторного парка составляли ротативные, воздушного охлаждения, звездообразные двигатели «Гном», «Рон» и «Клерже». Появление рядных двигателей жидкостного охлаждения «Рено» и звездообразных «Сальмсон» так и не решило проблемы отставания Франции по качественным показателям авиационных моторов. Тем не менее, лучшие французские авиадвигатели фирмы «Испано-Сюиза» не уступали германским аналогам. И хотя к концу войны в Великобритании и США появились моторы, имевшие в 1,5—2 раза большую мощность, чем французские двигатели, все же, именно французские моторы в основном ставились на самолеты российских фирм, и именно французскими моторами снабжалась британская авиация в первую половину войны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Авиация Франции (02). Одномоторные аэропланы фирм «Фарман» и «Кодрон»

1МВ. Авиация Франции (03). Многоцелевые аэропланы фирм «Вуазен» и «Бреге»

Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.