Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ. Авиация Франции (03). Многоцелевые аэропланы фирм «Вуазен» и «Бреге»

Статья о многоцелевых аэропланах фирм «Фарман» и «Кодрон» находится ЗДЕСЬ Наряду с «Фарманом» и «Кодроном» заказы французской военной авиации массово выполняли так же авиафирмы «Вуазен» и «Бреге». Их аэропланы были тяжелее Фарманов, но оснащались несколько более мощными двигателями и могли нести более весомую боевую нагрузку. Поэтому Вуазены и Бреге обычно широко применялись в качестве легких фронтовых бомбардировщиков, в то время, как Фарманы и большинство одномоторных Кодронов в основном использовались для авиаразведки. ТТХ Вуазена-3: Двигатель: 1х120 л.с. Вес пустого: 950 кг, вес взлетный: 1.350 кг. Скорость: 98 км/ч, потолок: 4.000 м, продолжительность полета: 3,5 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение Вуазен-3: 8-мм пулемет «Гочкис» на носовой установке-треноге; бомбовая нагрузка - 90-120 кг. Вооружение Вуазен-4: 37-мм полуавтоматическая пушка «Гочкис» в носовой установке. Самолеты Вуазен, как и Фарман, являлись «классическими» для «зари авиации» ферменными двухместными бипланами с
Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Статья о многоцелевых аэропланах фирм «Фарман» и «Кодрон» находится ЗДЕСЬ

Наряду с «Фарманом» и «Кодроном» заказы французской военной авиации массово выполняли так же авиафирмы «Вуазен» и «Бреге». Их аэропланы были тяжелее Фарманов, но оснащались несколько более мощными двигателями и могли нести более весомую боевую нагрузку. Поэтому Вуазены и Бреге обычно широко применялись в качестве легких фронтовых бомбардировщиков, в то время, как Фарманы и большинство одномоторных Кодронов в основном использовались для авиаразведки.

Voisin-3 / Voisin-4 (LA, LAS / LB, LBS). 1914-1915/1917 гг.

-2

ТТХ Вуазена-3: Двигатель: 1х120 л.с. Вес пустого: 950 кг, вес взлетный: 1.350 кг. Скорость: 98 км/ч, потолок: 4.000 м, продолжительность полета: 3,5 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение Вуазен-3: 8-мм пулемет «Гочкис» на носовой установке-треноге; бомбовая нагрузка - 90-120 кг. Вооружение Вуазен-4: 37-мм полуавтоматическая пушка «Гочкис» в носовой установке.

Самолеты Вуазен, как и Фарман, являлись «классическими» для «зари авиации» ферменными двухместными бипланами с расположенным сзади двигателем с толкающим винтом. Встречающаяся в литературе маркировка Вуазенов LA, LAS, LB, LBS была внутренней заводской, обозначавшей некоторые различия в деталях между моделями; армейцы же делили все эти подмодификации на две крупные версии: Вуазен-3 (легкий бомбардировщик) и Вуазен-4 («артиллерийский» самолет). Всего французские ВВС получили 1.000 таких аэропланов (800 Вуазен-3 и 200 Вуазен-4). Кроме того, Вуазен-3 (LA/LAS) выпускались по лицензии в России, Италии и Великобритании.

Во Франции первые эскадрильи Вуазенов были сформированы в августе 1914 как разведывательные. Однако солидная по тем временам грузоподъемность Вуазенов уже в сентябре 1914-го привела к формированию из них первых бомбардировочных эскадрилий. С декабря 1914 первая бомбардировочная группа, состоявшая из трех эскадрилий Вуазенов, воевала в районе Соммы. К маю 1915 на фронтах действовали уже 4 трехэскадрильные бомбардировочные группы; но тут у противника появились первые специализированные истребители, которым не защищенные сзади тихоходные Вуазены противостоять просто не могли. Поэтому осенью 1915 французские бомбардировочные группы перевели в ночные; а в январе 1916 вообще начали заменять Вуазены-3 на усовершенствованные Вуазены-5.

-3

«Артиллерийские» Вуазены-4 (LB/LBS) с 37-мм полуавтоматическими пушками «Гочкис» появились на фронте в апреле 1915; предполагалось их использование в качестве истребителей сопровождения бомбардировочных групп. Однако из-за малой скорости и плохой маневренности из Вуазена истребитель не получился; и тогда его начали использовать как штурмовик против наземных артиллерийских батарей и железнодорожных составов. А после перехода бомбардировочных групп к ночным налетам Вуазены-4 занимались уничтожением зенитных прожекторов. В этом качестве «четверки» провоевали довольно долго – до мая 1917 г.!

Voisin-5/-6 (LAS). 1916 г.

-4

ТТХ Вуазена-5: Двигатель: 1х150 л.с. Вес пустого: 1.000 кг, вес взлетный: 1.450 кг. Скорость: 109 км/ч, продолжительность полета: 4 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 1х8-мм пулемет «Гочкис» или 7,7-мм «Льюис» на носовой установке. Масса бомбовой нагрузки - 180 кг.

Убедившись в недостатке мощности мотора Вуазена-3, конструкторы фирмы летом 1915 разработали новый аэроплан с более мощной силовой установкой, гондолой более обтекаемой формы, усиленным шасси и переработанной бипланной коробкой. Заводчане продолжали обозначать самолет как LAS, а военные дали двум новым моделям, отличавшимся друг от друга только мощностью мотора, порядковые номера -5 и -6. Их поставки в войска начались в конце 1915 г.; всего изготовили 459 самолетов, в т.ч. около 50 «Вуазенов»-6 (тот же самолет, но с мотором на 160 л.с.).

Вуазены-5 принимали участие в боях с февраля 1916 г.; к марту они практически вытеснили из бомбардировочных эскадрилий все «тройки»; однако пушечные «четверки» и далее продолжали заниматься штурмовыми задачами (каждая бомбардировочная группа состояла из двух эскадрилий Вуазенов-5, и одной штурмовой Вуазенов-4). А Вуазены-5 использовались для бомбовых ударов по железным дорогам, аэродромам, узлам коммуникаций и немецким городам. Однако продолжалось это сравнительно недолго: к концу 1916 года «пятерки» тоже были выведены из фронтовых частей, а бомбардировочные эскадрильи пересели на Вуазены-8. Ведь «пятерка» по сравнению с «тройкой» не сделала существенного шага вперед: несмотря на более мощный мотор, ее боевая нагрузка возросла незначительно, да и заметного улучшения летных данных добиться не удалось.

Voisin-8 (LAР/LBР). 1917 г.

-5

ТТХ Вуазена-8 (LАP): Двигатель: 1х220 л.с. Вес пустого: 1.310 кг, вес взлетный: 1.860 кг. Скорость: 118 км/ч, продолжительность полета: 3,5 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 1х8-мм пулемет «Гочкис» или 7,7-мм «Льюис» на носовой установке. Масса бомбовой нагрузки - 180 кг.

Вуазен-8Са2 (LBP) — пушечный вариант того же самолета, оснащенный вместо пулемета 37-мм полуавтоматической пушкой «Гочкис».

Несмотря на то, что его аэропланы из-за устаревшей концепции все больше отставали от требований времени и войны, Габриэль Вуазен упрямо держался за схему биплана с толкающим винтом. Хотя противник на всех своих самолетах уже давно использовал переднее расположение мотора с тянущим винтом, что давало намного лучший КПД, Вуазен по-прежнему конструировал ферменных «заднемоторников», пытаясь в рамках «классической» для довоенного времени конструкции улучшить хотя бы самые важные для бомбардировщика параметры - боевую нагрузку и дальность полета. Для этого Вуазен установил на очередную модель 220-сильный двигатель «Пежо» жидкостного охлаждения; но из-за большого веса этого мотора предпринимателю пришлось усилить конструкцию гондолы и шасси, а также увеличить на 3 м размах крыла. Новый аэроплан Вуазен-8 был запущен в производство в августе 1916 г., он так же выпускался в двух модификациях: бомбардировщик и пушечный самолет. Общий объем выпуска Вуазенов-8 составил около 1.100 единиц.

Вуазен-8Са2 (LBP)
Вуазен-8Са2 (LBP)

К началу 1917 г. на «восьмерки» перевооружились три бомбардировочные группы, продолжившие вместо отставленных «пятерок» наносить бомбовые удары по железным дорогам, аэродромам, узлам коммуникаций и немецким городам. Пушечные Вуазены-8Са2, заменяя выводившиеся с фронта «четверки», занялись вместо них штурмовыми операциями. Но и те, и другие «восьмерки» несли при этом серьезные потери – расположенный сзади мотор просто не позволял им отстреливаться от заходящих в хвост вражеских истребителей… В результате уже к сентябрю 1917-го из более тысячи изготовленных Вуазенов-8 в строю осталось чуть более сотни! И в том же месяце начался вывод еще уцелевших «восьмерок» из фронтовых частей; а к началу 1918 г. таких самолетов в боевых эскадрильях практически не осталось. Самолет Вуазен-8 с самого начала не пользовался особой популярностью среди экипажей из-за своего тяжелого и ненадежного двигателя; а его полная беспомощность перед немецкими истребителями только усугубляла такое отношение…

Voisin-10 (LAR/LBR). 1917-1918 гг.

-7

ТТХ Вуазена-10 (LАR): Двигатель: 1х280 л.с. Вес пустого: 1.400 кг, вес взлетный: 2.200 кг. Скорость: 135 км/ч, продолжительность полета: 5 часов. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 1х8-мм пулемет «Гочкис» или 7,7-мм «Льюис» на носовой установке. Масса бомбовой нагрузки - 300 кг.

Вуазен-10Са2 (LBR) — пушечный вариант того же самолета, оснащенный вместо пулемета 37-мм полуавтоматической пушкой «Гочкис».

Несмотря на фактическую неудачу с предыдущими версиями своих самолетов, слишком тихоходных и слишком уязвимых для вражеских истребителей из-за своей архаичной конструкции с задним расположением мотора, Габриель Вуазен с фанатическим упорством не отходил от этой концепции. Он продолжал «развивать» ее даже в 1917 году – в середине войны, когда во всех остальных странах строили уже только машины с передним расположением мотора! Соответственно, и следующий «шедевр» конструктора – Вуазен-10, пошедший в войска поздней осенью 1917-го (!), тоже оставался архаичным тихоходным «заднемоторником», неспособным прикрыть огнем свой собственный хвост. Хотя этот самолет получил мотор «Рено», более мощный и легкий, чем «Пежо», стоявший на «восьмерке», скорость «десятки» возросла всего до 135 км/ч, И это в то время, когда скорость немецких и британских одномоторных бомбардировщиков еще в 1916-м перевалила за 150 км/ч, а в 1917 уже была не менее 180 км/ч! Единственное, в чем Вуазен-10 превзошел другие «одномоторники» - это в бомбовой нагрузке. На «десятке» бипланная коробка особых изменений не претерпела, а вот фюзеляжную гондолу несколько увеличили для размещения дополнительного запаса топлива.

И этот аэроплан выпускался в двух вариантах - бомбардировщик и пушечный самолет. Военные отнеслись к Вуазену-10 как к промежуточному варианту – пока конструкторы не создадут более современные и мощные бомбардировщики. Однако работы над достойным образцом все никак не завершались, и в результате к концу войны авиаторам пришлось принять на вооружение около 900 Вуазенов-10.

-8

К началу 1918 г. Вуазенами-10 вооружили пять эскадрилий, а в течение 1918 г. это количество возросло до 13. Все они применялись, в основном в качестве ночных бомбардировщиков; причем пушечные Вуазен-10Са2 часто прямо в эскадрильях переделывались в бомбардировщики (с демонтажем орудий и установкой бомбодержателей). В течение всего 1918 г. эскадрильи Вуазенов-10 продолжали рутинную работу по ночным налетам на объекты железнодорожной сети. При этом для поиска цели ночью французы начали выделять один Вуазен с наиболее опытным экипажем для обозначения намеченного объекта светящимися бомбами, после чего остальные самолеты уже бомбили ярко освещенную цель.

Но немецкое наступление в марте-апреле 1918 г. вынудило французов перевести группы «десяток» на удары по прифронтовым коммуникациям и колоннам войск, ограничивая подход вражеских резервов к фронту. Подобной «работой» Вуазенам-10 приходилось заниматься так же в августе и сентябре; а в последнем сражении Первой мировой войны — битве за Шампань и Аргонн (25 сентября - 11 ноября 1918 г.) четыре группы Вуазенов-10 за две недели наиболее напряженных боев выполнили 250 ночных полетов, сбросив на врага более 61,5 т бомб.

-9

Интересно, что даже запоздалое появление в августе 1918 давно ожидаемых двухмоторных Фарманов F.50, наконец-то соответствующих требованиям времени, из-за их малочисленности не привело к уменьшению количества частей, вооруженных Вуазенами-10. Несмотря на свою архаичность, самолеты Вуазен-10 использовались в качестве ночных бомбардировщиков вплоть до окончания Первой мировой войны. Но это объясняется отнюдь не их высокими летными данными, а только отсутствием у французов более совершенных машин аналогичного назначения. Из-за этого и в послевоенное время самолеты Вуазен-10 ещё около двух лет оставались на вооружении французской авиации.

Breguet BrM.2/BrM.4/Br.5 (1915-1917)

-10

ТТХ Бреге BrM.4B2: Двигатель: 1х220 л.с. Вес пустого: 1.435 кг, вес взлетный: 2.115 кг. Скорость: 135 км/ч, потолок: 3.900 м, продолжительность полета: 5 часов. Экипаж: 2 человека. Вооружение 1х8-мм пулемет «Гочкис». Бомбовая нагрузка - до 320 кг.

Конструктор Луи Бреге трудился над созданием боевого двухместного самолета с толкающим винтом с 1914 по конец 1915 г. За это время им было разработано две версии бомбардировщика с разными двигателями, выпуск которых составил по 50 самолетов (строились на авиазаводе «Мишлен», поэтому их часто называют «Бреге-Мишлен»). Это были Бреге BrM.2В2 (BUM) с двигателем «Сальмсон» на 200 л.с., и Бреге BrM.2В2 (BLM) с мотором «Рено» на 220 л.с.; обе версии могли нести по 200 кг бомб. Кроме того, было выпущено 40 «пушечных» аэропланов Бреге BUC/BLC с 37-мм пушкой «Гочкисс» (часть с «Сальмсоном», часть с «Рено»). Но в конечном итоге остановились на доработанном варианте BrM.4B2 (иногда пишут ВМ.4) с мотором «Рено» и увеличенной площадью крыла, который мог поднять более 300 кг бомб. Испытанный в конце 1915 г., он пошел в серию в апреле 1916 г., и до мая 1917 их выпустили 200 штук. Тогда же, на рубеже 1915/1916 гг. на базе бомбардировщика BrM.4B2 разработали новый «истребитель сопровождения» Br.5Са2. Он имел несколько уменьшенные размеры, а бипланная коробка из трехстоечной стала двухстоечной. Бомбовая нагрузка на Br.5Са2 не предусматривалась; «истребители сопровождения» вооружались или 37-мм пушкой «Гочкисс», или спаркой 7,7-мм пулеметов «Льюис». Большинство Br.5Са2 оснащались мотором «Рено», лишь 50 таких машин получили «Сальмсоны» (их обозначили как Br.6Са2). «Пятерок» и «шестерок» тоже построили 200 экземпляров; таким образом, общий выпуск всех модификаций BrM.2/4/5/6 составил 540 самолетов.

-11

«Двойками» BrM.2B2 и их пушечными вариантами в сентябре 1915 вооружили бомбардировочную группу, состоявшую из трех эскадрилий. А в апреле 1916 эти же эскадрильи перевооружились на BrM.4B2; тогда же «четверками» оснастили еще одну трехэскадрильную группу. Почти одновременно с ними в те же эскадрильи начали поступать и новые «истребители сопровождения» Br.5Са2/6Са2. Правда, первые же боевые вылеты показали непригодность Вr.5/6 для применения в качестве истребителей. Пушка из-за сильной отдачи сбивала наводку, и «мазала» по воздушным целям, а низкая маневренность самолета не позволяла противостоять немецким истребителям. Не особо успешными оказались и попытки использовать Вr.5/6 как штурмовик для обстрела из пушки наземных целей. Поэтому вскоре с Вr.5Са2 стали снимать пушки, заменяя их пулеметами, и монтировать на них подкрыльевые контейнеры для малокалиберных бомб (общим весом до 290 кг). Так «истребители сопровождения» превратились в бомбардировщики, которые тут же переименовали в Вr.5В2…

-12

Бомбардировщики Бреге всех модификаций до осени 1916 активно занимались бомбежками железнодорожных сетей и станций, а при проведении крупных наземных операций Антанты они переходили к налетам на скопления немецких войск. Однако после понесенных в налете 12 октября 1916 г. на завод «Маузер» тяжелых потерь (из 14 самолетов было сбито 6) обе группы, летавшие на «Бреге-Мишленах», перевели на ночные действия. Весной-летом 1917 Бреге совершали только ночные рейды на бомбардировку аэродромов и промышленных объектов противника, а с сентября началось постепенное перевооружение этих эскадрилий на другую технику. К началу 1918 Бреге оставались только в двух эскадрильях, которые весной тоже сдали эти самолеты.

Самолеты «Бреге-Мишлен» не пользовались популярностью среди экипажей: они были гораздо труднее в пилотировании, чем «Вуазены», строившиеся по аналогичной схеме. К тому же, как и все самолеты с толкающими винтами, Бреге были беззащитны от атак сзади, и более-менее годились только для ночных бомбардировок. Но ночные полеты на Бреге были рискованными из-за неудачной центровки, сильно затруднявшей посадку. Случилось даже несколько катастроф при вылетах с одним пилотом и без балласта в передней кабине.

1МВ. Авиация Франции (01). Обзор состояния французской авиации

1МВ. Авиация Франции (02). Одномоторные аэропланы фирм «Фарман» и «Кодрон»

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Авиация Франции (04). Многомоторные бомбардировщики

1МВ. Авиация Франции (05). Одномоторные «многоцелевики» заключительного этапа войны.

Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.