Статья о многоцелевых аэропланах фирм «Фарман» и «Кодрон» находится ЗДЕСЬ
Наряду с «Фарманом» и «Кодроном» заказы французской военной авиации массово выполняли так же авиафирмы «Вуазен» и «Бреге». Их аэропланы были тяжелее Фарманов, но оснащались несколько более мощными двигателями и могли нести более весомую боевую нагрузку. Поэтому Вуазены и Бреге обычно широко применялись в качестве легких фронтовых бомбардировщиков, в то время, как Фарманы и большинство одномоторных Кодронов в основном использовались для авиаразведки.
Voisin-3 / Voisin-4 (LA, LAS / LB, LBS). 1914-1915/1917 гг.
ТТХ Вуазена-3: Двигатель: 1х120 л.с. Вес пустого: 950 кг, вес взлетный: 1.350 кг. Скорость: 98 км/ч, потолок: 4.000 м, продолжительность полета: 3,5 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение Вуазен-3: 8-мм пулемет «Гочкис» на носовой установке-треноге; бомбовая нагрузка - 90-120 кг. Вооружение Вуазен-4: 37-мм полуавтоматическая пушка «Гочкис» в носовой установке.
Самолеты Вуазен, как и Фарман, являлись «классическими» для «зари авиации» ферменными двухместными бипланами с расположенным сзади двигателем с толкающим винтом. Встречающаяся в литературе маркировка Вуазенов LA, LAS, LB, LBS была внутренней заводской, обозначавшей некоторые различия в деталях между моделями; армейцы же делили все эти подмодификации на две крупные версии: Вуазен-3 (легкий бомбардировщик) и Вуазен-4 («артиллерийский» самолет). Всего французские ВВС получили 1.000 таких аэропланов (800 Вуазен-3 и 200 Вуазен-4). Кроме того, Вуазен-3 (LA/LAS) выпускались по лицензии в России, Италии и Великобритании.
Во Франции первые эскадрильи Вуазенов были сформированы в августе 1914 как разведывательные. Однако солидная по тем временам грузоподъемность Вуазенов уже в сентябре 1914-го привела к формированию из них первых бомбардировочных эскадрилий. С декабря 1914 первая бомбардировочная группа, состоявшая из трех эскадрилий Вуазенов, воевала в районе Соммы. К маю 1915 на фронтах действовали уже 4 трехэскадрильные бомбардировочные группы; но тут у противника появились первые специализированные истребители, которым не защищенные сзади тихоходные Вуазены противостоять просто не могли. Поэтому осенью 1915 французские бомбардировочные группы перевели в ночные; а в январе 1916 вообще начали заменять Вуазены-3 на усовершенствованные Вуазены-5.
«Артиллерийские» Вуазены-4 (LB/LBS) с 37-мм полуавтоматическими пушками «Гочкис» появились на фронте в апреле 1915; предполагалось их использование в качестве истребителей сопровождения бомбардировочных групп. Однако из-за малой скорости и плохой маневренности из Вуазена истребитель не получился; и тогда его начали использовать как штурмовик против наземных артиллерийских батарей и железнодорожных составов. А после перехода бомбардировочных групп к ночным налетам Вуазены-4 занимались уничтожением зенитных прожекторов. В этом качестве «четверки» провоевали довольно долго – до мая 1917 г.!
Voisin-5/-6 (LAS). 1916 г.
ТТХ Вуазена-5: Двигатель: 1х150 л.с. Вес пустого: 1.000 кг, вес взлетный: 1.450 кг. Скорость: 109 км/ч, продолжительность полета: 4 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 1х8-мм пулемет «Гочкис» или 7,7-мм «Льюис» на носовой установке. Масса бомбовой нагрузки - 180 кг.
Убедившись в недостатке мощности мотора Вуазена-3, конструкторы фирмы летом 1915 разработали новый аэроплан с более мощной силовой установкой, гондолой более обтекаемой формы, усиленным шасси и переработанной бипланной коробкой. Заводчане продолжали обозначать самолет как LAS, а военные дали двум новым моделям, отличавшимся друг от друга только мощностью мотора, порядковые номера -5 и -6. Их поставки в войска начались в конце 1915 г.; всего изготовили 459 самолетов, в т.ч. около 50 «Вуазенов»-6 (тот же самолет, но с мотором на 160 л.с.).
Вуазены-5 принимали участие в боях с февраля 1916 г.; к марту они практически вытеснили из бомбардировочных эскадрилий все «тройки»; однако пушечные «четверки» и далее продолжали заниматься штурмовыми задачами (каждая бомбардировочная группа состояла из двух эскадрилий Вуазенов-5, и одной штурмовой Вуазенов-4). А Вуазены-5 использовались для бомбовых ударов по железным дорогам, аэродромам, узлам коммуникаций и немецким городам. Однако продолжалось это сравнительно недолго: к концу 1916 года «пятерки» тоже были выведены из фронтовых частей, а бомбардировочные эскадрильи пересели на Вуазены-8. Ведь «пятерка» по сравнению с «тройкой» не сделала существенного шага вперед: несмотря на более мощный мотор, ее боевая нагрузка возросла незначительно, да и заметного улучшения летных данных добиться не удалось.
Voisin-8 (LAР/LBР). 1917 г.
ТТХ Вуазена-8 (LАP): Двигатель: 1х220 л.с. Вес пустого: 1.310 кг, вес взлетный: 1.860 кг. Скорость: 118 км/ч, продолжительность полета: 3,5 часа. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 1х8-мм пулемет «Гочкис» или 7,7-мм «Льюис» на носовой установке. Масса бомбовой нагрузки - 180 кг.
Вуазен-8Са2 (LBP) — пушечный вариант того же самолета, оснащенный вместо пулемета 37-мм полуавтоматической пушкой «Гочкис».
Несмотря на то, что его аэропланы из-за устаревшей концепции все больше отставали от требований времени и войны, Габриэль Вуазен упрямо держался за схему биплана с толкающим винтом. Хотя противник на всех своих самолетах уже давно использовал переднее расположение мотора с тянущим винтом, что давало намного лучший КПД, Вуазен по-прежнему конструировал ферменных «заднемоторников», пытаясь в рамках «классической» для довоенного времени конструкции улучшить хотя бы самые важные для бомбардировщика параметры - боевую нагрузку и дальность полета. Для этого Вуазен установил на очередную модель 220-сильный двигатель «Пежо» жидкостного охлаждения; но из-за большого веса этого мотора предпринимателю пришлось усилить конструкцию гондолы и шасси, а также увеличить на 3 м размах крыла. Новый аэроплан Вуазен-8 был запущен в производство в августе 1916 г., он так же выпускался в двух модификациях: бомбардировщик и пушечный самолет. Общий объем выпуска Вуазенов-8 составил около 1.100 единиц.
К началу 1917 г. на «восьмерки» перевооружились три бомбардировочные группы, продолжившие вместо отставленных «пятерок» наносить бомбовые удары по железным дорогам, аэродромам, узлам коммуникаций и немецким городам. Пушечные Вуазены-8Са2, заменяя выводившиеся с фронта «четверки», занялись вместо них штурмовыми операциями. Но и те, и другие «восьмерки» несли при этом серьезные потери – расположенный сзади мотор просто не позволял им отстреливаться от заходящих в хвост вражеских истребителей… В результате уже к сентябрю 1917-го из более тысячи изготовленных Вуазенов-8 в строю осталось чуть более сотни! И в том же месяце начался вывод еще уцелевших «восьмерок» из фронтовых частей; а к началу 1918 г. таких самолетов в боевых эскадрильях практически не осталось. Самолет Вуазен-8 с самого начала не пользовался особой популярностью среди экипажей из-за своего тяжелого и ненадежного двигателя; а его полная беспомощность перед немецкими истребителями только усугубляла такое отношение…
Voisin-10 (LAR/LBR). 1917-1918 гг.
ТТХ Вуазена-10 (LАR): Двигатель: 1х280 л.с. Вес пустого: 1.400 кг, вес взлетный: 2.200 кг. Скорость: 135 км/ч, продолжительность полета: 5 часов. Экипаж: 2 человека. Вооружение: 1х8-мм пулемет «Гочкис» или 7,7-мм «Льюис» на носовой установке. Масса бомбовой нагрузки - 300 кг.
Вуазен-10Са2 (LBR) — пушечный вариант того же самолета, оснащенный вместо пулемета 37-мм полуавтоматической пушкой «Гочкис».
Несмотря на фактическую неудачу с предыдущими версиями своих самолетов, слишком тихоходных и слишком уязвимых для вражеских истребителей из-за своей архаичной конструкции с задним расположением мотора, Габриель Вуазен с фанатическим упорством не отходил от этой концепции. Он продолжал «развивать» ее даже в 1917 году – в середине войны, когда во всех остальных странах строили уже только машины с передним расположением мотора! Соответственно, и следующий «шедевр» конструктора – Вуазен-10, пошедший в войска поздней осенью 1917-го (!), тоже оставался архаичным тихоходным «заднемоторником», неспособным прикрыть огнем свой собственный хвост. Хотя этот самолет получил мотор «Рено», более мощный и легкий, чем «Пежо», стоявший на «восьмерке», скорость «десятки» возросла всего до 135 км/ч, И это в то время, когда скорость немецких и британских одномоторных бомбардировщиков еще в 1916-м перевалила за 150 км/ч, а в 1917 уже была не менее 180 км/ч! Единственное, в чем Вуазен-10 превзошел другие «одномоторники» - это в бомбовой нагрузке. На «десятке» бипланная коробка особых изменений не претерпела, а вот фюзеляжную гондолу несколько увеличили для размещения дополнительного запаса топлива.
И этот аэроплан выпускался в двух вариантах - бомбардировщик и пушечный самолет. Военные отнеслись к Вуазену-10 как к промежуточному варианту – пока конструкторы не создадут более современные и мощные бомбардировщики. Однако работы над достойным образцом все никак не завершались, и в результате к концу войны авиаторам пришлось принять на вооружение около 900 Вуазенов-10.
К началу 1918 г. Вуазенами-10 вооружили пять эскадрилий, а в течение 1918 г. это количество возросло до 13. Все они применялись, в основном в качестве ночных бомбардировщиков; причем пушечные Вуазен-10Са2 часто прямо в эскадрильях переделывались в бомбардировщики (с демонтажем орудий и установкой бомбодержателей). В течение всего 1918 г. эскадрильи Вуазенов-10 продолжали рутинную работу по ночным налетам на объекты железнодорожной сети. При этом для поиска цели ночью французы начали выделять один Вуазен с наиболее опытным экипажем для обозначения намеченного объекта светящимися бомбами, после чего остальные самолеты уже бомбили ярко освещенную цель.
Но немецкое наступление в марте-апреле 1918 г. вынудило французов перевести группы «десяток» на удары по прифронтовым коммуникациям и колоннам войск, ограничивая подход вражеских резервов к фронту. Подобной «работой» Вуазенам-10 приходилось заниматься так же в августе и сентябре; а в последнем сражении Первой мировой войны — битве за Шампань и Аргонн (25 сентября - 11 ноября 1918 г.) четыре группы Вуазенов-10 за две недели наиболее напряженных боев выполнили 250 ночных полетов, сбросив на врага более 61,5 т бомб.
Интересно, что даже запоздалое появление в августе 1918 давно ожидаемых двухмоторных Фарманов F.50, наконец-то соответствующих требованиям времени, из-за их малочисленности не привело к уменьшению количества частей, вооруженных Вуазенами-10. Несмотря на свою архаичность, самолеты Вуазен-10 использовались в качестве ночных бомбардировщиков вплоть до окончания Первой мировой войны. Но это объясняется отнюдь не их высокими летными данными, а только отсутствием у французов более совершенных машин аналогичного назначения. Из-за этого и в послевоенное время самолеты Вуазен-10 ещё около двух лет оставались на вооружении французской авиации.
Breguet BrM.2/BrM.4/Br.5 (1915-1917)
ТТХ Бреге BrM.4B2: Двигатель: 1х220 л.с. Вес пустого: 1.435 кг, вес взлетный: 2.115 кг. Скорость: 135 км/ч, потолок: 3.900 м, продолжительность полета: 5 часов. Экипаж: 2 человека. Вооружение 1х8-мм пулемет «Гочкис». Бомбовая нагрузка - до 320 кг.
Конструктор Луи Бреге трудился над созданием боевого двухместного самолета с толкающим винтом с 1914 по конец 1915 г. За это время им было разработано две версии бомбардировщика с разными двигателями, выпуск которых составил по 50 самолетов (строились на авиазаводе «Мишлен», поэтому их часто называют «Бреге-Мишлен»). Это были Бреге BrM.2В2 (BUM) с двигателем «Сальмсон» на 200 л.с., и Бреге BrM.2В2 (BLM) с мотором «Рено» на 220 л.с.; обе версии могли нести по 200 кг бомб. Кроме того, было выпущено 40 «пушечных» аэропланов Бреге BUC/BLC с 37-мм пушкой «Гочкисс» (часть с «Сальмсоном», часть с «Рено»). Но в конечном итоге остановились на доработанном варианте BrM.4B2 (иногда пишут ВМ.4) с мотором «Рено» и увеличенной площадью крыла, который мог поднять более 300 кг бомб. Испытанный в конце 1915 г., он пошел в серию в апреле 1916 г., и до мая 1917 их выпустили 200 штук. Тогда же, на рубеже 1915/1916 гг. на базе бомбардировщика BrM.4B2 разработали новый «истребитель сопровождения» Br.5Са2. Он имел несколько уменьшенные размеры, а бипланная коробка из трехстоечной стала двухстоечной. Бомбовая нагрузка на Br.5Са2 не предусматривалась; «истребители сопровождения» вооружались или 37-мм пушкой «Гочкисс», или спаркой 7,7-мм пулеметов «Льюис». Большинство Br.5Са2 оснащались мотором «Рено», лишь 50 таких машин получили «Сальмсоны» (их обозначили как Br.6Са2). «Пятерок» и «шестерок» тоже построили 200 экземпляров; таким образом, общий выпуск всех модификаций BrM.2/4/5/6 составил 540 самолетов.
«Двойками» BrM.2B2 и их пушечными вариантами в сентябре 1915 вооружили бомбардировочную группу, состоявшую из трех эскадрилий. А в апреле 1916 эти же эскадрильи перевооружились на BrM.4B2; тогда же «четверками» оснастили еще одну трехэскадрильную группу. Почти одновременно с ними в те же эскадрильи начали поступать и новые «истребители сопровождения» Br.5Са2/6Са2. Правда, первые же боевые вылеты показали непригодность Вr.5/6 для применения в качестве истребителей. Пушка из-за сильной отдачи сбивала наводку, и «мазала» по воздушным целям, а низкая маневренность самолета не позволяла противостоять немецким истребителям. Не особо успешными оказались и попытки использовать Вr.5/6 как штурмовик для обстрела из пушки наземных целей. Поэтому вскоре с Вr.5Са2 стали снимать пушки, заменяя их пулеметами, и монтировать на них подкрыльевые контейнеры для малокалиберных бомб (общим весом до 290 кг). Так «истребители сопровождения» превратились в бомбардировщики, которые тут же переименовали в Вr.5В2…
Бомбардировщики Бреге всех модификаций до осени 1916 активно занимались бомбежками железнодорожных сетей и станций, а при проведении крупных наземных операций Антанты они переходили к налетам на скопления немецких войск. Однако после понесенных в налете 12 октября 1916 г. на завод «Маузер» тяжелых потерь (из 14 самолетов было сбито 6) обе группы, летавшие на «Бреге-Мишленах», перевели на ночные действия. Весной-летом 1917 Бреге совершали только ночные рейды на бомбардировку аэродромов и промышленных объектов противника, а с сентября началось постепенное перевооружение этих эскадрилий на другую технику. К началу 1918 Бреге оставались только в двух эскадрильях, которые весной тоже сдали эти самолеты.
Самолеты «Бреге-Мишлен» не пользовались популярностью среди экипажей: они были гораздо труднее в пилотировании, чем «Вуазены», строившиеся по аналогичной схеме. К тому же, как и все самолеты с толкающими винтами, Бреге были беззащитны от атак сзади, и более-менее годились только для ночных бомбардировок. Но ночные полеты на Бреге были рискованными из-за неудачной центровки, сильно затруднявшей посадку. Случилось даже несколько катастроф при вылетах с одним пилотом и без балласта в передней кабине.
1МВ. Авиация Франции (01). Обзор состояния французской авиации
1МВ. Авиация Франции (02). Одномоторные аэропланы фирм «Фарман» и «Кодрон»
ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Авиация Франции (04). Многомоторные бомбардировщики
1МВ. Авиация Франции (05). Одномоторные «многоцелевики» заключительного этапа войны.