КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
СКВЕРЫ, ПАМЯТНИКИ, СИМПАТИЧНЫЕ ДОМИКИ И УЮТНЫЕ ДВОРИКИ
О кронштадтских памятниках
Пройдя через весь крепостной город от Кронштадтских до Петербургских ворот, пора возвращаться. Вперёд идти некуда! Тулонская аллея, разворачиваясь перед пристанью в обратную сторону, образует Яхтенную площадь перед Яхт клубом и уводит от моря в город.
За старой пристанью, в треугольнике между заливом и дорогой, расположен небольшой сквер. В нём стоят памятники. Памятников в Кронштадте много, почти на каждом шагу. Неожиданно на пути возникают якоря, стелы, закладные камни-валуны с мемориальными досками. Вот и в этом сквере можно отыскать валун, к которому прикреплена небольшая табличка, напоминающая о том, что в Кронштадте «в 1895 году произошло величайшее в истории человечества открытие – изобретение радио ученым А.С. Поповым».
Профессор Александр Попов преподавал в Минном офицерском классе, созданном в Кронштадте для разработки первых отечественных мин. Во время проведения в Кронштадте опытов весной 1895 года учёному удалось передать первый радиосигнал на расстояние около 250 метров. 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге Александр Попов доложил о своем изобретении. Этот день и стал днём радио в России. Терпеливо продолжая работать, совершенствуя своё изобретение, передавая на корабли Балтийского флота радиограммы, через год Попов сумел увеличить дальность передачи радиосигналов до 250 км.
Не случайно радиосвязь была открыта в морском городе. Она имела огромное значение для отечественного флота, позволяя держать связь с кораблями, которые находились в море за тысячи километров от берега. Вот почему кронштадтцы не забывают отмечать это событие и устанавливают памятники в городе, откуда родом радио. В 1945 в год пятидесятилетнего юбилея этого открытия на Макаровской улице был поставлен памятник изобретателю А.С. Попову. А в 1995 году у Ленинградской пристани, которая тогда ещё функционировала, был установлен памятный знак в честь 100-летия самого события.
Памятники Кронштадта не дают забыть о прошлом следующим поколениям. Они посвящены выдающимся людям, важным событиям, морякам-героям и их подвигам. Гостям города могут показаться неизвестными имена, да и не все морские победы вошли в школьный курс истории. Но для Кронштадта каждый такой памятник – это капля военно-морской истории города и страны, повод для гордости и скорби. Но есть памятники, мимо которых не проходит никто. Один из них был установлен в сквере на Тулонской аллее в 2010 году. Он посвящён Петергофскому десанту.
Памятник, мимо которого не пройти
Уже издалека привлекает внимание стена с большим количеством мемориальных досок, а над ними надпись: «Живые, пойте о нас». Поколение 1960-х помнит книгу с таким названием, авторы которой, политработник Андрей Зиначёв и поэт Всеволод Азаров рассказали в 1969 году историю времён Великой Отечественной войны, которая долгое время оставалась тайной. Связана она с ошибками советского командования, которые привели к гибели огромного количества моряков Балтийского флота. Юные читательницы тогда захлёбывались слезами, впервые в жизни реально прочувствовав, какая страшная боль и трагедия стояла за пафосными словами о военных подвигах.
В октябре 1941 года в ходе наступательной операции на Ленинградском фронте была организована серия небольших тактических десантов, которые были направлены Балтийским флотом на южное побережье Финского залива, занятое немцами. Морских десантников последовательно высаживали, начиная со Стрельны до Петергофа. 5 октября 1941 десант был высажен в парке Александрия. Задача была поставлена выбить немцев из Петергофа, занять плацдарм на побережье, а затем развивать наступление навстречу частям нашей армии, которые должны были двигаться со стороны Ораниенбаума. Тем самым планировалось «выдавить» немцев из Петергофа.
Приказ на отправку десантников был отдан 1 октября 1941. При этом точными сведениями о силах противника в районе Нового Петергофа командование не располагало. Набирали добровольцев с кораблей, стоявших у берегов Кронштадта. Отряд численностью 510 человек почти полностью был сформирован из призывников. Молодых ребят отправили практически без подготовки. Их некогда было обучать. Не продумана была и стратегия прикрытия. Связь с десантом была потеряна практически сразу после высадки, поэтому командование флота помочь моряком не могло. Ребята были обречены на смерть. Они были обнаружены немцами буквально с первой минуты, и всё же почти сутки держали бой, пока не были уничтожены. Почти все погибли.
Имена десантников, павших в жестоком бою, продолжавшемся 5-7 октября 1941 года, сегодня увековечены на мемориальных досках в Кронштадте у пристани, с которой моряки отправились к противоположному берегу в свой последний путь. Каменная стела из серого гранита установлена перед мемориальной стеной. Из неё словно вырастает бюст моряка, под которым застыли слова: «Вечная память морякам-десантникам». Посвятительная плита из красного гранита лежит у основания стелы. На ней слова: «памятный знак сооружён в честь Петергофского десанта 1941 г.». Площадка вокруг выложена серой плиткой и окружена цветниками.
Переходя от одной доски к другой, сжимается сердце. За каждым именем – человеческая жизнь, которую оборвала война. Когда же, наконец, человечество вычеркнет из жизни это несовместимое с ней страшное слово!
Обратно в город по Ленинградской
Тулонская аллея снова выведет к остаткам старой крепостной стены. С этой стороны дорога тянется вдоль побережья мимо современных построек. Как и старая крепость, возведены они из красного кирпича. Но Кронштадт шагает в ногу со временем, и в этой его старой части у городской пристани, где прежде было шумно, а сегодня тишина и покой, появилось современное жильё класса повышенной комфортности. Таким жилым массивам модно давать эффектные названия. Этот комплекс называется «Фортеция», что означает «крепость», а значит состоятельные горожане по-прежнему живут в Кронштадте в крепостном городке. Такая вот связь времён!
А вернувшись в старый крепостной город, снова оказываешься на Ленинградской улице. Пройдя мимо часовни «Спас-на-водах», стоявшей прежде у крепостных ворот, и мимо Водонапорной башни, расположенной уже за ними в старом городе, выбора, куда идти, особенно нет! За башней начинается производственная зона. Там находятся городской хлебокомбинат, молочный завод, пожарная часть и пр., территория, убранная с глаз праздно гуляющих гостей города. Поэтому стоит двигаться прямо по Ленинградской улице. Не успеешь оглянуться, как окажешься на улице Аммермана, которая поперёк пересекает почти весь остров. По пути можно заглядывать в уютные дворики, где много зелени, и где можно отыскать интересные архитектурные детали на домах, ну или, хотя бы живописную герань на балконах. А вот информации об этих домах практически не найти. Когда они появились, для кого и кем были построены, справочники не указывают. Обычная история для провинциального города! В большинстве из домов можно найти элементы эклектики второй половины 19 века, но есть здания без изысков явно из советской эпохи.
Но, всё-таки один из домов на Ленинградской улице, пожалуй, обращает внимание больше других. И у него, как раз, есть история. Трёхэтажное здание зелёного цвета с обращёнными к улице ризалитами (выступающими частями) было построено для Сиротского дома (1870-1872, арх. В. В. Виндельбандт). А появилось это социальное учреждение в Кронштадте ещё раньше в связи с эпидемией холеры, которая впервые пришла в столицу России в 1831 году и унесла тогда много жизней. Карантин в Петербурге длился всего несколько месяцев, с июня по ноябрь, а переболело более 9 тысяч человек, половина из которых умерла.
Кронштадту не удалось на острове спастись от беды. Смертность была так высока, что в маленьком крепостном городе осталось много детей без родителей. Кронштадтские купцы на собственные средства создали приют для этих детей. Первоначально здание было деревянное. Но и после окончания эпидемии Сиротский дом оказался востребованным. Его содержали на пожертвования горожан, а во второй половине 19 века после пожара для сирот на Петербургской улице построили новый каменный дом. После революции Сиротский дом закрыли и в здании разместили общеобразовательную школу. А в 1955 году бывший Сиротский дом передали Музыкальной школе Кронштадта.
Каспийский полк в Кронштадте
По Ленинградской улице, пересекая улицу Аммермана, стоит выйти на улицу Комсомола. Вдоль неё стоят симпатичные домики из красного кирпича, построенные для работников Морского ведомства. Уже погуляв по улицам Кронштадта и познакомившись с его историей, время их постройки определить нетрудно. Они явно ровесники восстановленной после наводнения 1824 года крепости. Заглянув в уютные дворики, вновь оказываешься на берегу Обводного канала. Постройки за ним не менее привлекательны, чем те, которые встречались с другой его стороны. Снова их полуразрушенное состояние создаёт романтическое настроение и переносит в далёкое прошлое Кронштадта. Где-то там, за этими домами воплощались в жизнь идеи Великих российских императоров.
Но, пройти по дворам не удастся. На пути встаёт забор, за ним высокая труба. Там находятся казармы Каспийского пехотного полка. Они тянутся с двух сторон по улице Комсомола. Их не строили специально для гвардейцев. Скорее всего, их возводили для гарнизона Кронштадтской крепости при перестройке её в камне. Таких однотипных зданий по периметру крепости много. 148 Каспийский пехотный полк был создан в 1863 году в ходе армейских реформ Александра 2. Его предшественником был Одесский полк, отличившийся ещё в Отечественной войне 1812 года, а название новый полк получил в память о Каспийском полке, созданном ещё при Петре 1 и расформированном при Анне Иоанновне.
Постоянного места дислокации полк поначалу не имел. Сначала размещался в Самарской, потом в Пензенской губернии. В 1869 году каспийцев перевели в Кронштадт, где они оставались до начала 20 столетия, когда было принято решение о переводе полка в Петергоф. В то время в Петергофе постоянно находились только конные полки. Необходимо было доукомплектовать городок рядом с императорской резиденцией пехотным полком. Тогда к югу от железной дороги началось строительство казарм для размещения Каспийского полка. Этот военный городок существует поныне, но известен как Суворовский городок, так как в советское время в нём располагалось Суворовское пограничное военное училище. А память о Каспийском полке сохранилась в названиях занимаемых им в Кронштадте казарм.
Находясь в Кронштадте, Каспийский полк был задействован в экспериментах, проводимых Поповым. Для испытаний аппаратов беспроводной связи в полевых условиях были задействованы специально созданные команды полка. Вот так, неспешно гуляя по закоулкам истории в любом месте, как из кусочков мозаики складывается общая картина прежней жизни. А чтобы продолжить погружение в историю Кронштадта и открыть её новую страницу, стоит вернуться на улицу Аммермана, которая выводит к корпусам Кронштадтского Морского завода.
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!