Предыдущие главы:
КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Часть 4. СЕКРЕТЫ КРОНШТАДТСКОГО АДМИРАЛТЕЙСТВА
СРЕДНЯЯ ГАВАНЬ
От Екатерининского Адмиралтейства к Петровскому доку
С Екатерининским Адмиралтейством в Кронштадте встречаешься почти сразу, как только попадаешь в центр города. Мимо пройти невозможно! И невозможно не попасть под очарование старинных построек за Обводным каналом! Они магически притягивают взор и своей безмолвной заброшенностью будоражат воображение! Не остаётся сомнений, что бурная жизнь давно покинула это место! Так и двигаешься по набережной, заглядывая за канал и гадая: «А что же там?»
Но, оказавшись у Синего моста, всё внимание переключается на Итальянский пруд. За ним – море и корабли! И уже не оторвать взгляд от горизонта и морских просторов. И, хотя у моста непременно делают остановку все гости города – либо остановленные у футштока экскурсоводом, либо привлечённые толпой туристов, разглядывающих его под мостом, очень скоро внимание вновь переключается на пейзажи с военно-морскими атрибутами. Пушки разных эпох напротив Итальянского дворца, расставленные вдоль пруда, колоритное здание Голландской кухни, романтический створный знак на пирсе и военные корабли в кронштадтских гаванях словно декорации в театре разворачиваются перед гуляющими по Макаровской улице гостями города.
Но уже скоро на пути возникает мост необычной конструкции, перекинутый через Петровский канал. Тот самый канал, с которого началась история петровских доков. Громыхая на всю округу не спеша перебираются через него автомобили, вежливо по очереди пропуская друг друга, потому как при двустороннем движении на Макаровской улице проехать по мосту может только одна машина. А увлечённые морской романтикой туристы, прогулявшись мимо пушек, вдруг замечают с другой стороны моста знаменитый Петровский док, и решительно устремляются туда, лавируя между остановившимися автомобилями. А потом, стоя на мосту, благоговейно созерцают историю! Ведь именно отсюда хорошо виден тот самый шлюз, который более двух с половиной столетий назад был открыт дочерью Петра 1, пропустив в Петровский док первый корабль, отправленный на ремонт.
Доковый мост
Сам мост уникален. Он появился на месте старого деревянного моста уже в середине 19 века – столетие спустя после открытия дока (1854-1856). Прежний мост был раздвижным, новый имел механизм отвода моста в сторону. Этот принцип использовали при строительстве и других кронштадтских мостов для пропуска кораблей в каналы. Со временем, когда движение судов по каналам прекратилось, мосты перестроили. Лишь Петровский канал до 2006 года оставался судоходным в связи с работой дока, а потому Доковый мост сохранил свой легендарный отодвижной механизм.
Его удивительная конструкция привлекает внимание сразу. Проезжая часть отделена высокими закрытыми клёпаными перилами. С двух сторон к ней пристроены пешеходные переходы, огороженные лёгкой решёткой и перекрытые досками. Проходя по ним, автомобилей, несущихся рядом, не видно. Зато можно внимательно рассмотреть исторические клёпки, а потом остановиться на маленькой специально оборудованной на переходе площадке и попробовать разобраться в устройстве дока. На первый взгляд, кажется всё удивительно просто! И, в очередной раз восхитившись гениальностью Петра Великого, можно отправляться через парк его имени к Петровской пристани любоваться морем.
Петровская пристань
За Петровским каналом на территории Средней гавани находится Петровский парк. В него попадаешь практически сразу с Докового моста. Но, пройдя наискосок по его аллейке, увидев корабли, туристы устремляются на пристань. Морская стихия имеет притягательную силу. Вода завораживает. Можно долго стоять и любоваться морскими видами, слушать шелест волн и с любопытством рассматривать разные корабли, причаленные у берега.
Удивительно, но в Петербурге, задуманном как приморский город, близость моря лишь ощущается. Не так-то просто увидеть Финский залив, находясь в центре города. Для этого нужно отправиться на острова, где расположены корабельные верфи и портовые сооружения.
В Кронштадте практически сразу погружаешься в атмосферу приморского города. Его можно обойти пешком, и всё время будешь чувствовать себя «у моря». Но выход к причалу всегда особенно волнителен. Здесь кричат чайки, морской бриз путается в волосах, в воздухе чувствуется атмосфера дальних странствий, а огромные военные корабли вносят в романтическую картину нотки величия и торжественности.
Пристань в этом месте между Купеческой и Лесной гаванями начали сооружать ещё в петровское время. Со временем она и стала называться Петровской. Первоначально стенки пристани были обшиты досками. При Екатерине 2 облик её изменился. Эта императрица не только Неву облачила в гранитный наряд! Пристань у Средней гавани в Кронштадте тоже начали облицовывать камнем. И она стала парадными морскими воротами города. Все важные делегации и высокопоставленные особы прибывали сюда. Отсюда российские корабли уходили на войну, отправлялись в кругосветное плавание и в научные экспедиции. Сюда же они возвращались, и их первыми с почестями встречали кронштадтцы.
Во второй половине 19 века пристань в Средней гавани украсили чугунными вазами. Одна из них была утрачена в годы Великой Отечественной войны, и её заменили копией. У этих ваз на фоне кораблей, гости Кронштадта, покорённые суровой красотой северного моря и мощью кораблей российского флота, непременно делают фотографии на память, стараясь запечатлеть свои невысказанные эмоции.
Пристань оставалась главной весь 20 век. Сюда прибывали корабли из Петербурга и паромы из Ломоносова (бывшего Ораниенбаума). Отсюда у островитян начиналась дорога на «большую землю». Здесь же круглый год стояли корабли Военно-Морского флота, поэтому у пристани появилось второе название – Зимняя. В начале 1980-х годов её отреставрировали. Тогда с двух сторон протянулась гранитная стена. Она напоминала о тех временах, когда гавани были укреплены земляным валом, который служил в качестве крепостной стены Кронштадтской крепости. Вдоль неё стояли пушки.
Мемориальная пушка и утраченная традиция
Лишь одна мемориальная пушка установлена сегодня на гранитной стене набережной. А напоминает она об утраченной традиции – ежедневном полуденном выстреле. Эта традиция началась с 1872 года, когда в Кронштадте торжественно отмечали 200-летие основателя островного города, императора Петра Великого. В полдень 30 мая 1872 года в Кронштадте был произведён выстрел из пушки. Он стал сигналом к началу праздничных мероприятий. Тогда кронштадтцы приняли решение сделать полуденный выстрел ежедневным по примеру крепости Санкт-Петербург, где подобная традиция зародилась ещё в 18 веке.
С тех пор по выстрелу пушки в полдень стали сверять корабельные хронометры и церковные часы. Моряки по этому сигналу приостанавливали работу, обедали и отдыхали: в Кронштадте наступал Адмиральский час. Да и для обывателей выстрел пушки позволял ориентироваться во времени. Ведь далеко не в каждом доме были часы! Когда эта же пушка сигналила во внеурочное время, она оповещала о подъёме воды и предупреждала жителей о начале наводнений. Со временем традиция полуденного выстрела была утрачена, и сегодня стреляет пушка только в особо торжественных случаях.
Старая пристань неоднократно меняла названия. Все они были связаны с историей места.
Арсенал
Ещё в конце 18 века в процессе строительства в Кронштадте каналов, дока, оврага и бассейна выкопанную землю стали переносить на мелководье Средней гавани. Постепенно здесь образовалась площадь, на которой проходили парады и строевые учения солдат и матросов Кронштадта. Рядом находился созданный ещё при Петре 1 Пушечный двор, состоявший из нескольких строений и открытого внутреннего двора. Здесь хранили вооружение крепости и боеприпасы, а также обеспечивали ремонт артиллерийского оружия. Тогда расположенную рядом пристань стали называть Артиллерийской.
После того, как крепостные сооружения сильно пострадали в результате разрушительного наводнения 1824 года, было решено на месте Пушечного двора возвести новые современные корпуса. Территория старого предприятия была значительно расширена за счёт присоединения земель, расположенных к востоку. На них прежде располагался царский дворец, сгоревший ещё в 1778 году. В 1830-х годах здесь из красного кирпича было возведено огромное здание Арсенала (1836, арх. И. Г. Гомзин) – предприятия, пришедшего на смену Пушечному двору. Вдоль западного фасада, обращённого к Средней гавани, были выставлены старинные пушки и пирамиды из пушечных ядер. Здание, украшенное двуглавыми орлами, выглядело торжественно и внушительно, а расположенную рядом пристань стали называть Арсенальной.
Арсенал был оборудован помещениями для хранения вооружения, доставленного в крепость для обеспечения её боеготовности. В складские корпуса убирали запасное и вышедшее из употребления оружие, а также военно-морские трофеи. В мастерских предприятия был налажен ремонт флотской и гарнизонной техники, а со временем в них развернулись научно-исследовательские работы. В Кронштадте с середины 19 столетия зарождалось отечественное минное и торпедное оружие. Среди участвующих в его создании предприятий Арсеналу принадлежала не последняя роль.
Кронштадтский Арсенал оставался действующим предприятием до недавнего времени, выполняя ремонт и подготовку минно-торпедного и ракетно-артиллерийского оружия. Здесь изготовляли вооружение для кораблей ВМФ России. Но в 2017 году стало известно, что завод обанкротился, а часть исторических зданий Арсенала, в том числе постройка у Зимней пристани, в 2018 была выставлена на продажу. Но до сих пор здание закрыто и находится в плачевном состоянии. Судьба его неизвестна. Возможно, когда найдётся покупатель, принявший на себя все обязательства, связанные с приобретением памятника истории и культуры, это здание войдёт в комплекс туристических объектов сегодняшнего Кронштадта. Что ж, не так уж и плохо, когда исторические постройки, состарившись, приоткрывают завесу тайн двухсотлетней давности! Обновлённый таинственный остров Новая Голландия – яркий тому пример.
Петровский парк
А в 19 веке облик Средней гавани поменялся кардинально благодаря городскому главе. В морском городе на пост губернатора назначались заслуженные горожане. Как правило, все они были флотскими людьми и хорошо знали проблемы моряков и островитян. В 1839 году губернатором Кронштадта был назначен известный мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1779-1852), душой болеющий за вверенный ему город. Огромное внимание на этом посту он уделял благоустройству. Ему пришла идея создать на территории Средней гавани зелёный оазис.
В 1803-1806 годах Беллинсгаузен участвовал в первом кругосветном путешествии под командованием Ивана Крузенштерна (1770-1846), а в 1819-1821 годах уже сам возглавил кругосветную антарктическую экспедицию к Южному полюсу земли. Он не понаслышке знал, как моряки, которые долгие месяцы проводят в море, тоскуют по земле. Ступив на сушу, так хочется увидеть земную природу – обычное дерево и зелёную траву.
Беллинсгаузен загорелся своей идеей и обратился за разрешением к императору, однако поддержки не нашёл. Тогда кронштадтский губернатор решается на собственные средства привести город в порядок и лично создаёт проект будущего парка у пристани. Закупив саженцы, в 1839 году он разворачивает работы у Арсенальной пристани. Довольный результатами, он задумывает установить в парке памятник основателю Кронштадта, который, стоя у самой пристани, будет лично встречать прибывающих в город. С этой идеей губернатору самому было не справиться, и он вынужден был снова обратиться к императору. Узнав, что Беллинсгаузен ослушался и создал парк, Николай 1 поначалу был не доволен. Но потом он отправился в Кронштадт и, оценив губернаторский почин, повелел установить в парке памятник Петру 1.
Так на территории Средней гавани появился величественный монумент. Бронзовая фигура Петра возвышается на постаменте из розового гранита. Император с непокрытой головой в мундире Преображенского полка, опираясь на шпагу, горделиво глядит вдаль. Перед ним – море, отвоёванное у шведов молодым Российским флотом. А памятник стал третьим на землях, прежде принадлежавших Швеции. Но это был первый памятник, где Пётр изображён в полный рост. Более ранние монументы, установленные в Санкт-Петербурге, первого русского императора представляли верхом на коне.
Создавал памятник в Кронштадте французский скульптор Теодор Жозеф Наполеон Жак (1807-1876), а отливал фигуру императора Пётр Клодт (1805-1867), автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге. Работая над столь важным заказом, Жак очень старался придать внушительный вид Великому Петру, и явно пренебрёг известными особенностями петровской фигуры, сделав императора могучим и широкоплечим гигантом.
После появления памятника и парк, и расположенная впереди пристань стали называться Петровскими. И не один гость Кронштадта, отправившийся любоваться морем и кораблями ВМФ, не проходит мимо.
Два удивительно похожих дома
Если с Петровской пристани идти прямо, вскоре окажешься в самом сердце города – на Якорной площади, где стоит Морской собор. Этот памятник морской славы сегодня, наверное, известен каждому, кто когда-нибудь что-нибудь слышал о Кронштадте. Собор – своеобразный центр притяжения в городе моряков, и все дороги непременно ведут к нему.
Двигаясь от памятника Петру 1 по Коммунистической улице (бывшей Княжеской), трудно представить, что расположенные справа и слева дома – те самые, что составляют квартал Губернских домов. Они были построены по замыслу царя-реформатора для лучших людей России в 1717-1725 годах по проекту немецкого архитектора Иоганна Браунштейна на средства от российских губерний. А улица должна была быть каналом. Весь остров Пётр планировал изрыть каналами-улицами. Но они в Кронштадте так и не появились, а дома за два столетия изменили свой облик. Не тянутся вдоль них задуманные Петром аркады для прогулок горожан. Но первые этажи, предназначенные для размещения купеческих лавок, и сегодня занимают коммерческие предприятия – сувенирные ларьки, кафе, ресторанчики.
Особенно интересен угловой дом на пересечении Коммунистической улицы с Макаровской, замыкающий череду Губернских домов. Главным фасадом он обращён к заливу, к Макаровской улице. Уже познакомившись с Итальянским дворцом, взглянув на это здание, испытываешь некое «дежавю». Два дома по обе стороны от Петровского канала кажутся удивительно похожими! Некоторые историки считают, что именно этот дом под номером 1 на нынешней Коммунистической улице принадлежал Александру Даниловичу Меншикову. А на месте Итальянского дворца стоял первый кронштадтский деревянный особняк светлейшего князя. Когда для Меншикова построили этот новый дом, последний в череде Губернских, старый деревянный особняк его был снесён, а на его месте появился Итальянский дворец. Другие исследователи считают, что было всё наоборот: до постройки Губернского дома в этом месте стоял деревянный особняк Меншикова. Он и дал прежнее название улице - Княжеская. Так или иначе, но после окончания строительства двух роскошных зданий, разделённых Петровским каналом, их должна была объединить гигантская башня-маяк. Перекинутая с берега на берег арка башни предназначалась для прохода кораблей. Но она так и не появилась.
После опалы Меншикова его Итальянский дворец числился за семьёй Романовых, пока не был передан в ведение Адмиралтейств коллегии. В 19 столетии во дворце было открыто училище по подготовке кадров для военно-морского флота. Меняя названия, оно просуществовало до самой революции 1917 года. А расположенный за каналом дом был перестроен для Бурхарда Миниха (1683-1767). На службу в Россию он поступил в 1721 году. Своими инженерными знаниями вызвал интерес у русского царя и успел поучаствовать ещё при жизни Петра 1 в затеянных им грандиозных стройках и проектах. Но восхождение по иерархической лестнице власти началось с 1727 года. Когда император Пётр 2 отправился царствовать в Москву, правителем Петербурга он назначил Миниха. Помимо прочих обязанностей, Миних отвечал за состояние крепостей Российской империи, оборону с моря и продолжение всех начатых строек в Петербурге. Собственный дом в Кронштадте в этот период ему был необходим.
В 1728 году Миних был назначен уже на должность губернатора Ингерманландии, Карелии и Финляндии. Успешно справившись с вверенными ему территориями, с восшествием на престол Анны Иоанновны он оказался в кругу приближённых к императрице лиц. Он возглавил Военную коллегию. Под его руководством российская армия одержала не одну победу в боевых действиях, а в армии и на флоте были проведены реформы. Однако после дворцового переворота 1741 года успешный политический деятель эпохи правления Анны Иоанновны по фальшивым документам был обвинён в госизмене и казнокрадстве. Это была очередная политическая интрига. Как и Меншиков, Миних пострадал при смене императорской власти и был отправлен в ссылку в Сибирь. В отличие от своего предшественника Меншикова, благополучно был возвращён из неё после восшествия на престол Петра 3. Екатерина 2 тоже приняла его на государственную службу и окружила почётом и уважением. Прожив в России более 45 лет, застав на троне семерых российских монархов, в возрасте 84 Миних скончался в Петербурге. После смерти на его могиле по указу императрицы была начертана надпись: «Не будучи сыном России, он был её отцом».
Дома на Коммунистической улице
После опалы Миниха его кронштадтский дом перешёл городским властям. К дому была пристроена казарма, получившая название по имени дома. В ней проживали военные моряки, а в главном корпусе были обустроены квартиры для морских офицеров. Когда в царствование Николая 1 в Кронштадте начались глобальные перемены, в доме Миниха на двух этажах расположилась резиденция Главного командира Кронштадтского военного порта. Первый этаж был служебный, на втором проживала семья главного кронштадтского командира. Как правило, эта должность совмещалась с должностью губернатора Кронштадта. Здесь в разное время до самой революции проживали выдающиеся мореплаватели, назначенные руководить городом. Среди них был Беллинсгаузен, который на собственные средства разбил перед резиденцией Петровский парк. Заботясь о городе, Фаддей Фаддеевич, в конце концов, разорился. В этом доме он прожил 12 лет, здесь же скончался. Оказалось, похоронить его было не на что.
Поскольку к 19 веку императорских дворцов в Кронштадте не осталось, Николай 1, всерьёз взявшийся наводить в городе порядки, распорядился на третьем этаже дома Миниха обустроить квартиру для себя и своей семьи. Тогда же, в 1830-х годах была перестроена Минихова казарма. В ней расположился Первый учебный Морской экипаж. Для этого учебного заведения за домом Миниха выстроили ещё несколько новеньких построек – казарменных, хозяйственных и служебных. Все вместе они составили единый архитектурный ансамбль. Две круглые башни украсили фасады дворовых корпусов, однако имели они вполне утилитарное назначение – в них располагались туалеты.
Во второй половине 19 века после реформ Александра 2 в армии и на флоте численность Морского экипажа сократилась. Часть построек была передана под размещение других учебных заведений. В одной из казарм по инициативе самого императора была открыта мужская гимназия, получившая его имя. Закон Божий ученикам преподавал Иоанн Кронштадтский.
В другом корпусе разместили впервые созданный Минный офицерский класс, который начал заниматься разработкой первых российских мин. Преподавателем сюда был направлен Александр Степанович Попов (1859-1905). В апреле 1895 года во дворах домов по нынешней Коммунистической улице в своём кабинете Попов проводил опыты по радиосвязи. На базе открытий учёного была создана бортовая аппаратура, которая уже в начале 20 столетия позволили держать связь с кораблями в открытом море. А радио на долгие годы стало самым оперативным источником информации.
После смерти Попова в 1906 году в Минном классе, где работал учёный, по инициативе офицеров была открыта мемориальная экспозиция, посвящённая его памяти. Сначала она была включена в учебный процесс, а потом на её базе открылся музей, работающей по сей день. А в саду мемориального музея сразу после победы в Великой Отечественной войне (12 мая 1945) был установлен памятник учёному.
Сегодня парадные фасады домов по Коммунистической улице приведены в порядок. Они вполне тянут на застройку середины прошлого столетия, когда кронштадтцы уверенно шагали вместе со всей страной в коммунизм. И лишь выглядывающие между домами из дворов круглые башни своим обшарпанным видом вызывают интерес напоминая чуть ли не средневековые постройки.
Завершает улицу по нечётной стороне здание, появившееся уже в 30-х годах 20 столетия. Устремившись в коммунистическое будущее, революционно настроенные архитекторы молодого советского государства отказались от буржуазных архитектурных стилей. В моде – конструктивизм. Здания лаконичны и функциональны, выглядят вызывающе просто, обращая внимание каким-нибудь выдающимся элементом. Дом в конце Коммунистической улицы словно собран из гигантского конструктора. Над его разноэтажными корпусами эффектно возвышается высокая закруглённая башня. Но она уже не вызывает интерес, потому что впереди замаячил купол Морского собора. К этому моменту он становится центром внимания. Недавно увиденный петровский док, восхитивший гениальностью идеи, и романтическое Екатерининское Адмиралтейство уже забыты. А зря. Самое время о них вспомнить!
Продолжение читайте, переходя по ссылке:
А начало книги здесь:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!