КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОСТОЧНОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЫ (продолжение)
Стадион отдыха
От поворота к больнице, которая находится на улице Газовый завод, вдоль Тулонской аллеи снова тянется забор. И опять зелень за забором не даёт возможности разгадать, что за ним находится. Если двигаться вдоль него к заливу, который уже видно впереди, очень скоро на пути возникнет павильон-портик с колоннами. При первом взгляде его можно принять за постройку 19 столетия, но, подойдя поближе становится ясно, что это сталинский ампир! Ну и с назначением не ошибёшься! Надпись над колоннами сообщает: «стадион».
Нарядная, торжественная постройка оформляет вход на него, и с первой минуты возникают ассоциации с картинками из недалёкого социалистического прошлого, когда все массово отправлялись на спортивные и физкультурные праздники всей страной, городом, районом. Гремела музыка, заводские футболисты гоняли мяч, состязаясь с соседним предприятием, громко кричали болельщики, жизнерадостные физкультурники в майках и трусах создавали человеческие пирамиды. Мы отлично помним эти моменты по старым фильмам и немного завидуем тому оптимизму и задору, когда были все как один.
Да, было время! Сегодня вряд ли районы Петербурга могут похвастаться своими стадионами. Мода на них прошла. Теперь популярны спортивно-оздоровительные комплексы с навороченными тренажёрами, бассейнами и зонами отдыха. А на стадионах тихо, пусто и уныло. Ну, и как обычно, на «приличный» стадион не пройти иначе как через пост охраны. А вот в Кронштадте через эти роскошные ворота на входе можно смело шагать вперёд и выбирать занятие для тела по душе.
Для этого рядом собраны все виды спортивных площадок: футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, теннисные корты и столы для настольного тенниса, тренажёрная зона и пр. Для малышей обустроена детская площадка. Пусть приобщаются к спорту и привыкают к месту! На стадионе работает пункт проката спортивного инвентаря, а зимой заливается каток. Это место больше напоминает парк отдыха, чем формальное спортивно-оздоровительное учреждение. Между спортивными площадками – аккуратные дорожки, скамейки для отдыха и аллеи деревьев. Удивительно, но даже стадион в Кронштадте утопает в зелени!
Но более всего удивляет популярность места. Здесь обязательно встретишь увлечённых занятиями физкультурников, занимающихся в секциях спортсменов и просто гуляющих кронштадтцев. Им так хорошо на своём стадионе, что, глядя на них, и случайно заглянувшим на окраину города гостям уходить отсюда не хочется!
Пляж. Сплошная романтика, эстетика и комфорт!
За стадионом – пляж. Ещё одно удивительное место Кронштадта. На него тоже попадают через ворота. За ними – убегающая вдаль перспектива, покрытая мелким золотистым песочком прибрежная полоса. Но всё внимание сразу притягивает морская панорама. Отсюда открываются великолепные виды на Петербург и южное побережье залива. Хочется вглядываться вдаль и отыскивать знакомые силуэты. Ориентиром, конечно, выступает ставшая уже легендарной башня Газпрома. Не меньший интерес представляют попадающие в поле зрения форты и морские сооружения в акватории залива.
Как известно, смотреть на воду, как и на огонь, не надоедает. И можно долго наслаждаться морским пейзажем, неспешно шагая вдоль берега. Морской прибой не накатывает волной, потому что берег укреплён бетонными плитами. И хотя Финский залив здесь почти столь же мелок, как по всему побережью, на этом пляже нет долгого пологого входа в залив, как на других его участках. Для спуска в воду, как в бассейне, устроены лесенки, что удобно и добавляет немного эстетики в пейзаж. И уже оторвавшись от созерцания водных просторов и обернувшись, вдруг понимаешь, что эстетика и комфорт здесь повсюду!
Возможно, если сравнивать этот пляж с известными морскими курортами, он не покажется особенным, а вот для Петербурга – это просто оазис цивилизации на море. Сразу за песчаной полосой вдоль границы пляжа тянутся разноцветные просторные кабинки для переодевания. Тех, кто бывал на пляжах побережья в окрестностях Петербурга, они удивят количеством и размерами. Расстояние между ними кажется не более 1,5-2 метров (не иначе как в пандемию рассчитывали!) Перед кабинками у входа на пляж – душевая зона с мощными душевыми лейками и небольшими «душиками» для ног. А вдоль всех этих кабинок тянется полоса современного мягкого покрытия. Так что после душа здесь можно смело обуваться. Вечная проблема песка на мокрых ногах, что после моря, что после душа, оказалась в 21 веке вполне решаемой!
Детская площадка на пляже стала его украшением. Фонтанчик с питьевой водой у ворот трогает заботой об отдыхающих и вновь, как на стадионе, возникает ностальгия по советским временам. Но на дворе – 21 век. Бесплатный Wi-Fi на пляже – это уже забота по-современному! Летом здесь стоят зонтики и шезлонги, работает спасательная команда и ведётся контроль качества воды. Жаль только, после проведения анализа проб в последние годы купаться и в Кронштадте не рекомендуется, как и в других местах на побережье. Однако любители купания эти рекомендации игнорируют повсеместно. К тому же, они считают, что Кронштадтский пляж – место экологически чистое во всех отношениях.
Ленинградская (Петербургская) пристань. Уходящая история
Современный Кронштадтский пляж находится совсем рядом со старой Петербургской пристанью, которая долгое время служила нашим современникам под названием Ленинградская. Между пляжем и причалом находится Яхтенная площадь, и стоит всего одно здание по адресу Тулонская аллея, 3. Вероятно, постройка возводилась в конце 19 века и служила для административных и хозяйственных нужд пристани. Её назначение и сегодня не совсем понятно. Скорее всего, здание занимает администрация пляжа. А за ним спрятаны другие хозяйственные постройки, пирсы и сараи, которые объединены адресом Тулонская аллея, 5. Они принадлежат Кронштадтскому Яхт клубу.
Это – городской центр парусного спорта, который в России появился благодаря Петру 1. Строя новый город на воде, русский царь намеревается всех жителей Петербурга посадить под паруса. А для этого необходимо было научить людей управлять парусниками и гребными судами. Ещё в годы Северной войны, наездами посещая Петербург, Пётр устраивает мастер-классы, на которых лично обучает горожан этим навыкам. А в 1718 году царь раздал горожанам 141 судно в личное пользование для передвижения по водным дорогам Петербурга и одновременно создал Партикулярную верфь, которая должна была обеспечить всех желающих парусниками. Они создавались для развлечения подданных и украшения водных артерий города, и обучение всех желающих ходить под парусами продолжилось. Не все тогда разделяли это увлечение русского царя, а потому после смерти Петра интерес к парусникам среди населения быстро угас.
Возродил традицию хождения под парусами в Петербурге Николай 1. При нём в столице Российской империи 1846 году впервые появляется Императорский Яхт клуб, объединяющий владельцев яхт в подражание подобным организациям в Англии и Голландии. В Клубе устраивали соревнования яхт, а также обучали морскому делу и навыкам управления парусниками. Постепенно подобные организации стали появляться повсеместно в морских городах. Кронштадт не стал исключением.
После революции Яхт клуб закрыли, но уже в 1922 году он возобновил свою деятельность. А в годы Великой Отечественной войны при клубе был сформирован боевой отряд, охранявший ближайшие подступы к острову Котлин. Особую роль сыграли буеристы. Передвигаясь под парусами по льду с огромной скоростью, они оказались неуловимыми для немецкой артиллерии и стали незаменимыми в разведке, а также обеспечивали связь острова с побережьем в условиях блокады.
Выйдя на уходящий в море пирс, можно увидеть сегодняшние яхты, принадлежащие клубу. Великолепное место для морских прогулок и размышлений. Вглядываясь вдаль, можно представить, как шумно здесь было, когда в 1880 году состоялась пышная церемония освящения новой летней городской пристани. Началось регулярное пароходное сообщение с Петербургом. Пассажирские суда продолжали ходить и в советское время, когда пристань переименовали в Ленинградскую. Её использование прекратилось после открытия дамбы. По ней прямо по морю была проложена автомобильная дорога через остров Котлин, связавшая южный и северный берега Финского залива.
Осознавая, как прогресс вторгается в нашу жизнь, отправляя в историю не только здания, но и морские дороги, стоя на пирсе, становится немного грустно. Здесь можно до бесконечности любоваться морскими пейзажами и панорамой Петербурга с залива, слушать шум прибоя и крики чаек. Но только познакомившись с историей Кронштадта и устройством крепостного города всё увиденное вокруг произведёт впечатление: как же быстро исчезают приметы времени, и как человек умеет приспосабливаться к переменам.
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!