КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
КРОНШТАДТСКИЙ МОРСКОЙ ЗАВОД
История появления Морского завода
Проезжая или проходя по улице Восстания, вдоль которой тянутся остатки северной крепостной стены, и от которой начинается улица Аммермана, ощущение острова не покидает. Море чувствуется рядом. В том месте, где улица Аммермана заканчивается, это чувство теряется. Взглянув на карту, понимаешь – не случайно. «Приличный кусок» острова занимает Кронштадский Морской завод. Петровская улица, к которой выводит улица Аммермана, словно отсекает его от городской территории, а протянувшийся вдоль всей улицы забор сразу даёт понять, что посторонним не следует знать, что за ним находится.
Но, если на Петровскую улицу попадаешь с набережной Обводного канала, за которым прежде находилось предприятие по ремонту кораблей, невольно рождается мысль о связи Адмиралтейства и завода. В городе, где стоят корабли, обязательно должно быть предприятие по их ремонту. В 18 веке с ремонтом кораблей справлялись рабочие докового Адмиралтейства. С изменением технологий кораблестроения оказалось, что мощностей не хватает. Да и задачи изменились. Водные просторы постепенно завоёвывали огромные паровые машины. Боевые корабли требовали переоснащения. Встал вопрос о налаживании производства двигателей и корабельного оборудования.
Если в 18 веке Кронштадт развивался в соответствии с замыслами Петра 1, в 19 веке в его судьбу активно вмешивается император Николай 1. Меняется к лучшему внешний облик города – появляются новые церкви, рынки, госпиталь. А крепость перестраивается в камне, усиливается её фортификационная оборона и укрепляется военно-морская база Балтийского флота.
В 1844 году было принято решение о создании в Кронштадте завода по производству пароходов и двигателей паровых машин. Место для завода определил сам Николай 1. Строительство заводских корпусов началось там, где прежде располагались вспомогательные портовые мастерские. Однако стройка затянулась из-за нехватки средств, а потом в планы вмешалась Крымская война. И только в 1858 году Кронштадтский Пароходный завод начал свою производственную деятельность. Изначально планировалось, что завод будет выпускать пароходы. Но, как и в случае с Адмиралтейством в 18 веке, от этой идеи пришлось отказаться! Всё же пространства на острове маловато! И вновь Кронштадту отводится роль ремонтной базы. Что ж, вполне логично! Все корабли Балтийского флота, сошедшие со стапелей Адмиралтейских верфей в Петербурге, прописку приобретают в Кронштадте. Здесь, на месте, и следует следить за их техническим состоянием.
Один за другим в Кронштадте появляются новые доки. Всё новые и новые функции, продиктованные временем, появляются у специалистов завода. Старые корабли Балтийского флота, в том числе парусники, пройдя через Кронштадтский завод, получали необходимое «хирургическое лечение». Их обшивали изготовленной на заводе бронёй и оборудовали современным нарезным орудием. Они были переоснащены и вновь отправлены в строй. А когда все парусные корабли были приведены в боевую готовность, завод стал помогать кораблестроителям столицы. На верфях Санкт-Петербурга строили новенькие военные корабли, отвечающие современным требованиям, а в Кронштадте на Пароходном заводе производилось их доукомплектование, наладка и доводка.
Меняются технические задачи, меняется корабельное оборудование, меняются поколения, а завод, по-прежнему, в строю! Давно уже исчезли пароходы! После революции устаревшее название «Пароходный» поменяли на «Морской». В морском городе оно всегда останется актуальным!
Самый главный в Кронштадте
Почти у каждого маленького городка есть своё градообразующее предприятие, на котором трудится большинство жителей. В прежние времена в Кронштадте это было Адмиралтейство, во второй половине 19 века его преемником стал Пароходный завод, получивший название Морской в советскую эпоху. В закрытом островном городе завод обеспечивал рабочими местами гражданское население. И если кронштадтцы не становились моряками, то, скорее всего, шли работать на завод! Поколение за поколением! Здесь формировались семейные династии, а потому и отношение у кронштадтцев к своему заводу всегда было особенное.
Есть у заводчан любимое место отдыха. Это – небольшой городской сквер, расположенный прямо у ворот главной проходной завода. Появился он ещё в начале 20 века, когда у руля власти стоял император Николай 2. Как и все его предшественники на имперском троне, он пожелал внести свою лепту в развитие Кронштадта. Николай 2 принял участие в облагораживании промышленных территорий Кронштадта, выделив в 1913 году на эти цели личные средства. На эти деньги на бывшем пустыре рядом с заводом был разбит небольшой городской сквер с фонтаном. Его обнесли кованной чугунной решёткой, изготовленной на заводе. Ворота сквера были обращены к улице Аммермана. Открытие сквера было приурочено к празднованию в стране 300-летия правящей династии Романовых, и заводчане стали называть сквер Романовским. С появлением зелёного оазиса рядом с заводом, рабочие стали в нём устраивать народные гулянья, ну и митинговали, конечно, когда в стране начались революционные потрясения.
После революции надо было срочно менять название заводского сквера. Поскольку он перешёл заводскому профсоюзу металлургов, его переименовали в сквер Металлистов, и он стал по-настоящему своим, пролетарским. Название очень быстро прижилось среди рабочих. Теперь здесь дружно отмечали революционные праздники и заводские достижения.
Как завод переживал самое трудное для страны время
Когда началась Великая Отечественная война, многие заводчане добровольцами ушли на фронт. Однако завод не был эвакуирован и в годы блокады, несмотря на непрекращающиеся обстрелы, работал на оборону Ленинграда круглосуточно, пополняя фронт боеприпасами, деталями для различных видов вооружения и продолжая ремонт кораблей. А прямо рядом с заводом в сквере Металлистов в самом начале войны было устроено земляное укрытие от бомбёжек для населения. Народ называл его «щель». Однако «щель» не только толком не успела послужить кронштадтцам, но и стала местом страшной трагедии. Блокада Ленинграда началась 8 сентября, а 21 сентября 1941 года во время массированной бомбёжки Кронштадта она была разрушена прямым попаданием бомбы. Там пытались укрыться около 50 человек, но все погибли.
К 50-летнему юбилею Октябрьской революции в 1968 году в сквере был открыт памятный мемориал, посвящённый работникам Морского завода, тем, кто погиб, и тем, кто трудился в годы войны. Его называют памятником «Морзаводцам».
Постоянно совершенствуя работу, подстраиваясь под нужды фронта, за годы войны завод «возмужал». После снятия блокады в мае 1944 года он был награждён орденом Ленина. В середине 20 века, после глобальной реконструкция завода и оснащения современным оборудованием, он стал крупнейшим в стране судоремонтным предприятием,
Пережить Перестройку удалось не каждому предприятию. Были тяжёлые времена и у Кронштадского Морского завода. Но завод выжил и сегодня продолжает работать! Здесь занимаются не только ремонтом кораблей, но и разработкой современного боевого оснащения российского флота. Завод ведет научно-исследовательскую работу и входит в число передовых предприятий отечественного кораблестроения. Конечно, как и в случае с Адмиралтейством, всё, что происходит на стратегически важном объекте, должно быть спрятано от любопытных глаз. А потому территория Морского завода находится за высоким забором, за которым трудно увидеть что-нибудь интересное. Однако, глядя на забор, становится очевидно, что на этом заводе всё в порядке.
Чудо мостовая
А когда глядеть на заводскую стену становится скучно, вдруг понимаешь, что глядеть надо под ноги! Часть Петровской улицы, которая тянется вдоль заводской стены, выложена чугунными шестигранными шашками. Это – знаменитая кронштадтская мостовая! Её прообразом стала дорога, которую увидел во время своей поездки в США первый директор Кронштадтского завода. Идея ему понравилась, и вскоре после открытия завода в его цехах было изготовлено оригинальное покрытие для городских дорог Кронштадта.
Оно оказалось очень выносливым, как при передвижении большегрузной техники, так и в тяжёлых погодных условиях, и вскоре почти 3 км кронштадтских дорог были «одеты» в чугун. Более 80 лет прослужили кронштадтские «чугунки», не требуя ремонта. Однако в годы Великой Отечественной войны их разобрали. Чугун нужен был для фронта! Подобные дороги были не только в Америке, но и в европейских городах. Практически все они были разобраны в годы Второй Мировой войны.
Но часть кронштадтских дорог, покрытых чугунным кружевом, чудом уцелела! Кронштадтская дорога из чугуна была не первой в мире, но сегодня, возможно, единственная! Небольшой фрагмент её находится на Якорной площади, где уникальную достопримечательность экскурсоводы с гордостью демонстрируют гостям города. Но на туристов, очарованных и заворожённых красотой Морского собора, она не производит должного впечатления. Но стоит выйти на Пеньковский мост через Обводный канал, полностью покрытый чугунными блестящими и искрящимися на солнце шашечками, дорога завораживает! Однако туристические автобусы сюда обычно не доходят, и часть уникальных, красивых и интересных памятников истории и архитектуры они лишены возможности увидеть. А потому у туристов при первом обзорном посещении этого маленького островного городка никак не может сложиться полная картина жизни его обитателей.
Тем же, кто неспешно самостоятельно отправляется гулять по Кронштадту воздастся в полной мере, потому что на Петровской улице не только ослепит кронштадтская «чугунка». Совершенно неожиданно на пути появится одно из самых красивых и самых необычных зданий.
Машинная школа
К середине 19 века изменение технологий в судостроении привело не только к необходимости переоснащения флота. Теперь на флоте нужны были не только капитаны, но и машинисты! Появились новые профессии, понадобились новые специалисты.
В 1868 году в Кронштадте открылась школа по подготовке таких специалистов, позже получившая название Машинная школа Балтийского флота. Здесь готовили кочегаров, специалистов по обслуживанию приборов, трюмных мастеров и др. Школа оказалась востребованной и популярной, и к началу 20 века (1905) для неё вдоль Петровской улицы, прямо напротив Пароходного завода, возводится комплекс зданий, в которых располагались учебные классы, а также техническая библиотека, машинные залы и мастерские для практических занятий.
Среди них особо выделяется здание в стиле модерн с огромным витражным окном. Ни один любитель архитектуры не пройдет мимо! Пожалуй, это здание снаружи больше напоминает концертный или выставочный зал! Тем более удивительно узнать, что это довольно редкий экземпляр использования стиля модерн в промышленной архитектуре! Завораживающей красоты постройка в своё время была предназначена для практического обучения кочегаров пароходов! Внутри была воссоздана действующая модель кочегарки военного корабля! Здесь всё было настоящее – пылающая топка, дрожащие стрелки и рычаги приборов, форсунки!
Школа продолжила работу и после революции, а после войны получила статус Морского техникума. Однако времена вновь изменились, изменилась морская техника, а вместе с ней и требования к специалистам! Кочегары на флоте больше были не нужны, и помещение бывшей учебной кочегарки переоборудовали под бассейн, где практику проходили будущие водолазы.
Печально, но приходится признать, что к переменам сегодняшнего дня постройки Машинной школы приспособиться не смогли. Здания стоят заброшенными вместе с ржавеющим оборудованием. Проход на территорию закрыт, но в интернете можно отыскать любительские фотографии тех, кому удалось преодолеть заборы и заглянуть в здание с роскошным окном изнутри! Зрелище удручающее!
Не хочется о грустном! Слишком красиво вокруг! И эта заброшенная кронштадтская старина умиляет. Пока! Атмосферное место! Здание школы стоит в том месте, где Обводный канал, изогнувшись «коленом», как в «приличном» гидротехническом сооружении, разворачивается и направляется в Финский залив. Под Пеньковым мостом, полностью покрытым чугунными шашками, он пересекает Петровскую улицу и уходит за заводской забор. Зато перед мостом канал немного расширяется, превращаясь в живописный пруд, спрятавшийся в зелени нависших над ним деревьев. А почти сразу за ним начинается решётка Летнего сада, где когда-то построил свой первый дом на острове Котлин русский царь Пётр 1. Как ни крути по Кронштадту, все дороги ведут к Петру!
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!