Найти в Дзене

Берут в кредит и не стесняются: Татарстан в лидерах по РФ по количеству заявок на автозаймы

Оглавление
   Фото KazanFirst
Фото KazanFirst

Республика заняла третье место в России по количеству выданных автокредитов по итогам девяти месяцев года. Займы были предоставлены на покупку 58,2 тысячи автомобилей как отечественного, так и китайского производства. При этом по количеству поданных в банки заявок республика опередила даже Москву. Эксперты KazanFirst считают, что это связано с ростом благосостояния жителей региона. Кроме того, многие стремятся приобрести автомобили до значительного повышения ключевой ставки ЦБ и утилизационного сбора.

Жители Татарстана в январе-сентябре подали 520,6 тысячи заявок на получение автокредита. Это самый большой показатель среди всех российских регионов, говорится в исследовании Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

По количеству таких обращений республика обошла Краснодарский край (507 тысяч заявок), Подмосковье и Москву (492,9 и 487,5 тысячи заявок соответственно).

Чуть более четверти всех заявок в Татарстане (25,2%, или 131 тысячу) банки одобрили. В Москве этот показатель составил 19,3%, или 86 тысяч одобренных заявок. Доля Approval Rate в Татарстане так же самая высокая в стране. Следом идут Чувашия (24,6%), Кировская область (22,3%), Удмуртия (22%) и Нижегородская область (21,8%).

Впрочем, лишь 44,4% одобренных заявок в РТ реализовались в полученные автокредиты (доля Take Rate). В итоге за девять месяцев 2024 года число фактически выданных кредитов в Татарстане составило 58,2 тысячи — это 4,66% от всех автокредитов в стране за этот период. Республика уступила только Московской области и Москве, где взяли 78,1 и 69,9 тысячи кредитов соответственно. Позади Татарстана остались Башкортостан (47,5 тысячи), Ростовская область (56 тысячи), а также Свердловская (36,7 тысячи) и Челябинская области (37,2 тысячи займов).

В целом по РФ, по данным НБКИ, за первые девять месяцев 2024 года граждане подали 10,1 миллиона заявок на получение автокредитов, из которых было одобрено 18% заявок. В свою очередь только 68,9% одобренных заявок реализовались в полученные автокредиты. А общее количество выданных кредитов в стране составило 1,25 млн.

  📷
📷

Фото KazanFirst

— В 2024 году спрос на автокредиты со стороны граждан находится на высоком уровне. Однако по мере ужесточения денежно-кредитной политики Банком России банки и иные кредиторы, специализирующиеся на автокредитовании, снижают свой аппетит к риску, ориентируясь на заемщиков с высоким уровнем кредитоспособности, — говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Впрочем, он отмечает, что «такой унифицированный подход к управлению кредитными рисками ведет к существенным различиям в уровне одобрения кредитных заявок в различных регионах РФ».

Как ранее сообщал KazanFirst, в Татарстане в январе-июле 2024 года объем выданных кредитов на покупку автомобилей достиг 62,59 млрд рублей. Это оказалось в 2,1 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — тогда объем автозаймов составлял 29,93 млрд рублей. По этому показателю Татарстан за семь первых месяцев занимал четвертое место в РФ после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Вместе с тем 1 октября 2024 года в России произойдет резкое увеличение утилизационного сбора. Это может привести к подорожанию автомобилей на 10-20%. Утилизационный сбор существенно затронет автомобили с крупными двигателями и будет повышаться в дальнейшем.

Повышение ставки ЦБ и утильсбора — не преграда

— После ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ банки и другие кредиторы начали сокращать возможные риски. Теперь они одобряют займы только россиянам с высоким уровнем платежеспособности, — заявила KazanFirst руководитель подразделений кредитования и страхования автомобильного маркетплейса Fresh Ольга Платонова.

Она также добавила, что Татарстан «традиционно входит в число регионов с самым высоким уровнем жизни», что «напрямую влияет на количество одобренных кредитов».

Платонова пояснила, что в 2023 году уровень материального благополучия населения региона составил 65,39 балла, тогда как годом ранее он был лишь 57,08.

— Это значительный рост, — подчеркнула она. — С января по август 2024 года среднемесячная заработная плата в Татарстане увеличилась более чем на 20%, достигнув 70 270 рублей, а реальный доход населения вырос на 11% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Платонова уверена, что это «упрощает процесс получения кредитов, поскольку большая часть жителей республики имеет доход выше среднего по стране».

  📷
📷

Фото KazanFirst

Обсуждая динамику автокредитования в регионе, Платонова заявила, что по итогам первого полугодия 2024 года Татарстан вошел в тройку регионов-лидеров по сумме выданных автокредитов — более 72,5 млрд рублей. Это свидетельствует о «высоком интересе к кредитным программам для покупки автомобилей». Она подчеркнула, что «наиболее популярны у татарстанцев модели АвтоВАЗа и китайских брендов, таких как Haval, Geely, Chery и Changan. Эти автомобили чаще всего приобретались в кредит в первой половине года».

Несмотря на возможные повышения ключевой ставки в 2024-м и начале 2025 года, Платонова уверена, что положительная динамика по автокредитованию в регионе сохранится.

— После повышения ключевой ставки до 18% в июле 2024 года рынок автокредитования не замедлился. Уже в августе в Татарстане было оформлено более 5 тысяч автокредитов, что вывело регион на четвертое место в стране, — сообщила собеседница.

Платонова также отметила, что заемные средства могут быть выгодны для потребителей.

— Новый Exeed LX в Казани можно купить с выгодой до 630 тысяч рублей при оформлении кредита и сдаче старого автомобиля в трейд-ин. Для моделей Omoda C5 и S5 выгода достигает 650 тысяч рублей, — привела она пример.

«Стоимость автокредитов неизбежно будет расти»

— Многое зависит от того, какие бренды больше представлены в регионе. Если Lada, то на нее действует госпрограмма. Если же в регионе доля отечественного автопрома меньше, то рынок будет представлен в основном китайскими брендами, — отмечает директор службы финансовых услуг ТТС Надежда Тимуршина.

Эксперт говорит, что уровень одобрения зависит от кредитной истории, показателя долговой нагрузки, которые регулируют банки, а также уровня первоначального взноса.

Надежда Тимуршина заявила, что «увеличения доли кредитных продаж нет». По словам спикера, стабильная доля в сегменте новых автомобилей — 73%, в авто с пробегом — 35%, а «в штуках был заметный прирост в III квартале, в том числе за счет ожидаемого роста по утильсбору».

Касательно будущего рынка Надежда Тимуршина говорит, что повышение ставок утильсбора «охладит рынок в IV квартале и приведет к постепенному росту цен на 10-15%».

Но эксперт сомневается, что все нововведения скажутся на доступности автокредитов.

  📷
📷

— Банки контролируют показатель долговой нагрузки (ПДН) — это соотношение среднемесячных платежей заемщика по всем кредитным обязательствам, в том числе по тому, который только планируется к выдаче, к среднемесячному доходу. Это сказывается на лимитах, которые одобряет банк заемщикам. Заметное регулирование мы видим с осенних месяцев, — сообщила эксперт. — На рынок автокредитов влияет прежде всего ключевая ставка, а не утильсбор. Ну и, безусловно, рост ставок утильсбора подтолкнет импортеров к локализации производства в РФ в ближайшие год-два.

Руководитель пресс-службы ГК Expocar Александр Ковалев добавляет, что Татарстан традиционно демонстрирует высокую лояльность к автокредитам.

— Несмотря на временные колебания, когда регион уступал, например, Ростовской области или Краснодарскому краю, доля одобренных кредитов в Татарстане остается стабильно высокой. Это связано с социально-экономическим статусом региона. По итогам 2023 года агентство РИА поставило Татарстан на третье место в рейтинге социально-экономического положения регионов России, что подтверждает высокую платежеспособность населения. Этот фактор объясняет высокий процент одобренных заявок на автокредиты. Кроме того, многие автопроизводители предлагают скидки при покупке автомобиля в кредит, что побуждает клиентов оформлять займы, иногда с намерением досрочного погашения, — указал эксперт.

«Автокредит на семь лет уже стал нормой»

Ковалев поделился, что в 2024 году также наблюдается рост числа автокредитов по сравнению с 2023 годом. По словам эксперта, отчасти это связано с эффектом низкой базы, но есть и другие факторы.

— Опасения по поводу дальнейшего роста цен на автомобили из-за индексации утилизационного сбора, увеличения ставок автокредитования вследствие роста ключевой ставки, а также инфляции оказывают существенное влияние. Несмотря на положительную динамику в сентябре, по итогам октября можно ожидать снижения активности на рынке автокредитования и продаж автомобилей в целом, — отмечает Ковалев.

Также эксперт заявил, что «стоимость автокредитов неизбежно будет расти». Это обусловлено «как увеличением цен на автомобили, так и ростом ключевой ставки».

— Еще одной тенденцией станет удлинение сроков кредитования. Автокредит на семь лет уже стал нормой, а предложения с восьмилетним сроком будут становиться все более распространёнными, — считает Ковалев.

Касаемо специальных программ эксперт схож во мнении с другими специалистами:

— На рынке доступно множество кредитных программ на специальных условиях, которые субсидируются автопроизводителями. Эти кредиты могут предлагаться со сниженной процентной ставкой или предусматривать скидки на автомобиль при покупке в кредит. Также стоит учитывать программы автокредитования с государственной поддержкой, которые распространяются на покупку электромобилей отечественного производства и автомобилей российской сборки стоимостью до 2 млн рублей.

  📷
📷

Фото KazanFirst

— Все указывает на то, что к концу года первичный автомобильный рынок должен начать постепенное охлаждение. Повышенные ставки утильсбора уже вступили в силу, но те, кто хочет вложить деньги или обновить автомобиль, все равно будут стараться успеть сделать это до начала следующего года, когда начнет действовать очередное повышение ставок. То есть ноябрь и декабрь еще могут показать прирост, но вряд ли такой же активный, какой мы видели ранее в этом году, — считает главред «Колеса.ru» Алексей Кокорин.

По мнению эксперта, «автомобили нынешнего бюджетного сегмента (в первую очередь Lada) будут оставаться востребованными», и на них изменение ситуации скажется в гораздо меньшей степени. Как утверждает Кокорин, «государство работает над замедлением рынка, в том числе путем прямого повышения ключевой ставки», поэтому первичный рынок в целом и рынок автокредитования в частности должны сократиться в следующем году.

— Банки со своей стороны стараются привлечь клиентов в том числе новыми программами — например, снижением процентной ставки за счет приобретения соответствующей услуги с единовременной оплатой, а также сниженными ставками при условии большого первоначального взноса и простым увеличением сроков автокредитования с 5 до 7-8 лет, что позволяет снизить ежемесячный платеж, — считает Кокорин.