Президент Российской Федерации Владимир Путин высказал мнение о том, как можно обойти ордер на арест, который был выдан Международным уголовным судом (МУС). По его словам, достаточно заключить двустороннее соглашение с той страной, которая принимает участника.
Во время общения с журналистами из стран БРИКС Путин также говорил о своей роли на предстоящем саммите G20, который пройдет в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 18-19 ноября. Президент не намерен лично присутствовать на мероприятии, однако Россию все же представят на достойном уровне. Причиной его отсутствия является не только ордер на арест от МУС.
«Мы знаем, что происходит вокруг нашей страны, и я это полностью осознаю», — отметил Путин, подчеркнув свои теплые дружеские отношения с президентом Бразилии Лулашем. Он добавил, что нет смысла специально отправляться на саммит, если это может нарушить его ход. «Что нам делать — приезжать и тем самым ставить под угрозу нормальную работу форума? Даже если убрать тему ордера, все разговоры в итоге сводятся к этому. Мы только испортим работу “двадцатки”. Зачем нам это нужно?»
Говоря о МУС и ордере на арест, выданном по, как утверждает Путин, беспочвенным обвинениям в адрес него и уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, президент заметил, что есть простой способ избежать последствий этого решения.
«Подобные решения обойти достаточно просто, это очень легко. Нужно всего лишь подписать межправительственное соглашение», — пояснил Путин. «У нас с Бразилией сложились хорошие отношения. Мы заключим соглашение, и никто не окажется в затруднительном положении. Проблема будет решена».
Путин также напомнил о том, как быстро МУС перестал проводить активные действия по отношению к некоторым политическим деятелям на Ближнем Востоке после давления со стороны США. Это, по сути, косвенно указывает на ситуацию, когда главный прокурор МУС Карим Хан запросил ордер на арест премьера Израиля Биньямина Нетаньяху.
Что касается Бразилии, она подписала Римский статут, что подразумевает возможность ареста по санкции МУС. Путин и Львова-Белова попадают под эти санкции, как утверждает МУС, в связи с ложными обвинениями в депортации детей. В Кремле решение о выдаче ордера было охарактеризовано как юридически ничтожное, поскольку Россия не подчиняется юрисдикции МУС.
На прошлогодней встрече Луис Инасиу Лула да Силва, вновь подчеркнув, что Россия не подпадает под юрисдикцию этого суда, прокомментировал возможность приглашения Путина на G20 следующим образом: «Приедет он или нет, ему поступит приглашение. Процесс против него в МУС идет, и он сам должен принять решение о том, как это повлияет на него. Я не вправе судить об этом».