Картина русского художника Николая Ге, написанная им в 1890-м году, вызвала бурный негатив со стороны церкви и властей.
Картина написана по известному евангельскому сюжету. На ней изображён эпизод суда над Иисусом Христом, который, согласно обвинению, пытался захватить власть в Иудее. Название картины «Что есть истина?» взято из Евангелия от Иоанна.
Эта работа вызвала бурную дискуссию благодаря необычному использованию света.
Картина Николая Ге «Что есть истина?» заметно отличается от традиционных представлений того времени, как церковных, так и живописных. Особенно заметно это в её световом решении.
На картине Иисус находится в глубокой тени, в то время как мощная фигура Понтия Пилата освещена ярким солнечным светом. Такое расположение фигур нарушает традиционные представления о том, что свет символизирует добро, а тьма — зло.
Картина так не понравилась Священному Синоду и правительству, что её практически сразу сняли с выставки.
Ещё одним новшеством, которое вызвало критику, стал образ Христа на картине. Он отличался от традиционного изображения Иисуса как прекрасного и совершенного человека как внешне, так и внутренне. К тому времени иконографические каноны в изображении Христа уже не всегда соблюдались, но Ге пошёл ещё дальше. Он изобразил Иисуса измученным, низкорослым и даже напуганным! Его выражение лица лишено значительности. Такой образ Христа вызвал недовольство не только Синода, но и многих художников.
Интересна история покупки картины Павлом Михайловичем Третьяковым. Она ему очень не понравилась, и он не хотел её приобретать. Лев Толстой написал Третьякову резкое письмо:
«…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело».
Уважая мнение Толстого, Третьяков всё-таки купил произведение Ге. Но картина не сразу попала в галерею.
В течение 1890—1891 годов она выставлялась в Европе и Америке, но успеха там не имела и была встречена равнодушно.