17 октября 2024 года в рамках проекта «Пушкинская карта» состоялся традиционный выход коллектива университета в Брянский областной театр драмы им. А.К. Толстого. Вниманию зрителей был представлен премьерный показ мистерии «Вий» по мотивам одноименной повести Н.В. Гоголя.
С первых сцен спектакля понятно, что его создатель Кирилл Соленов, выпускник мастерской Марка Захарова, не стал пересказывать хрестоматийный сюжет о Вии, «начальнике гномов, у которого веки идут до самой земли», а творчески переосмыслил художественный мир Гоголя, сделав отсылки к рассказам из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Страшная месть», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», пьесе «Ревизор»… Пролог спектакля обозначил другую тему – поиск главным героем своего пути, выбор между дорогой тьмы или дорогой света, добра или зла…
Если в повести Н.В. Гоголя бурсак Хома Брут борется со своим страхом перед нечистью, перед мертвецом, то в спектакле Брянского театра драмы Хома борется с наваждением, сладострастием. Панночка – это квинтэссенция женского начала, воплощение соблазна, искушения, морока: она околдовала, очаровала, помрачила разума Хомы своим мелодичным смехом, гибким, манящим телом… Хома раздираем своими греховными желаниями, с одной стороны, и понятиями света и веры – с другой.
Если Н.В. Гоголь завершает свою повесть однозначно: Хома испугался нечисти и умер, не Вий его убил, а страх, то финал спектакля открытый: режиссер дает возможность зрителю самому решить, остался Хома жив или погиб, выбрал ли он дорогу просветления, веры или тьмы, греха…
Интересна вплетена в повествование тема отцов и детей: через спектакль проходит мысль, что самое страшное горе для родителя – пережить своего ребенка. Это трагедия проходит через судьбу пана сотника, сходящего с ума от потери дочери Панночки, козака Евтюха, тихо переживающего гибель сына Микитки, Хвеськи, которая скрывает свое горе за маской разгульной женщины.
Несомненно, премьера удалась! Огромная работа проделана всем творческим коллективом Брянского театра драмы: актерами, художниками, декораторами, гримерами, костюмерами, хореографами, осветителями.
В спектакле много странного, причудливого и фантастического: это музыкальный и световой антураж, с первых мгновений спектакля погружающий зрителя в мистическую атмосферу; это и декорации, стирающие грань между земным и демоническим миром – тут и лодка-гроб, и перевернутая церковь со сломанным куполом, который в земном мире превращается в бочку, корни на авансцене, напоминающие одновременно и змей, и переплетенные конечности нечисти; это и завораживающе песни и танцы, знакомящие с языческими верованиями славян…