Вот тут в новостях тиражируется сообщение о том, что 18-ти летняя жительница Электростали родившая и оставившая младенца в туалете аэропорта Антальи, заявила в турецком суде, что не знала о том, что она беременна. Ей вторит ее мать, которая отдыхала вместе с ней и которая также, по ее признанию, не знала, что дочь находится на последнем сроке беременности.
Разумеется в комментариях наблюдается вой возмущения о том, как так может быть, что женщина не знает о том беременная она или нет! И где были глаза у ее мамы, которая сама когда-то точно была беременна и должна знать как выглядит беременная женщина!? [ссылки приводить не буду].
Моральное негодование не является признаком наличия у человека высокой морали (скорее наоборот).
Так же, возможно, все не так просто. Есть такой малоизученный феномен как «отрицание беременности».
Отрицание беременности – гетерогенный и труднообъяснимый феномен, предполагающий отсутствие у женщины знания относительно собственной беременности на сроке от 20 недель и более.
Отрицание проявляется в полной субъективной уверенности беременной женщины в отсутствии у нее беременности и не восприятии внешних, телесных ее признаков.
Женщина игнорирует факт беременности и в процессе вынашивания плода у нее не наблюдается каких-либо эмоциональных, ролевых и ценностных трансформаций; она абсолютно не готовится к рождению и последующим после родов событиям.
Задержка менструации, изменения в молочных железах, увеличение живота, рост массы тела, шевеление плода, не воспринимается женщиной вовсе, или ошибочно, но в целом рационально интерпретируется.
Например: менопауза объясняется как сбой цикла, токсикоз как несварение желудка, увеличение массы тела как результат переедания. Шевеление плода интерпретируется как кишечная колика, а опускание плода, создающее давление на мочевой пузырь, как цистит.
Некоторые женщины, заметив прибавку веса, начинают заниматься спортивными тренировками и/или пытаются ограничивать калорийность, объем или частоту приема пищи.
Если женщина не хочет иметь детей и при этом отрицает факт собственной беременности, она может продолжать предохраняться, например, принимать оральные контрацептивы.
Если же женщина хочет иметь детей, то она продолжает заниматься сексом со своим партнером в надежде забеременеть.
У таких женщин отсутствуют фантазии или размышления о будущем ребенке, они не интересуются литературой ориентированной для будущих матерей и не посещают сайты и тематические форумы, посвященные подготовке к родам и материнству, не обсуждает темы деторождения с другим людьми.
Каких-либо репродуктивных страхов, тревог относительно родов, специфических «женских» волнений относительно неизбежности родоразрешения и дальнейшего будущего с младенцем у них нет.
Такие женщины планируют поездки на период предполагаемых по календарю родов, совершенно не опасаясь того, что данное событие может застигнуть их врасплох.
Поведенческий паттерн «отрицания беременности» проявляется в том, что женщина не предпринимает никаких профилактических и защитных мер по обеспечению безопасности и гармоничного развития плода, включая собственный режим нагрузок, питания, сна и отдыха.
Дородовое наблюдение отсутствует. Родовая деятельность, в случае тотального отрицания беременности, часто застаёт женщину врасплох, вне медицинского учреждения, а роды происходят в общественном или неподготовленном месте (дома, в туалете, в ванной) и протекают как травматическое событие.
В момент родов происходит драматическое возрастание рисков, как для самой женщины, так и для ее ребенка. Рядом или отсутствуют люди, которые могли бы помочь роженице или она не ищет помощи (не может попросить помощь) из-за шока и диссоциации.
Такое экстремальное рождение приводит к высоким рискам для ребенка, ибо существует вероятность получения им травмы и даже гибели в результате не оказания матерью должной послеродовой помощи или даже неонатицида (убийства новорожденного).
У детей, чьи матери отрицали беременность, чаще наблюдались задержка внутриутробного роста плода (IUGR) и психомоторного развития.
Те женщины, которые упорно не замечают своей беременности, особенно находясь на позднем сроке, вызывают у медицинских работников подозрение или в намеренной лжи или в тяжелой психопатологии, вплоть до психоза.
Точное число случаев отрицания или непризнания беременности доподлинно неизвестно, однако данные отдельных исследований проведенных в акушерских пунктах/отделениях гинекологии показывают относительно большую (чем это можно было ожидать) распространенность, которая составляет в среднем 1 случай на 475 беременностей (ДИ 95% от 370 до 625).
Отрицание беременности следует отличать от сокрытия беременности, когда женщина знает о том, что она беременна, но в силу различных причин и обстоятельств (конфликтные отношения, молодой возраст, зависимое положение, страх перед отвержением, религиозные взгляды и пр.) предпринимает осознанные усилия, меры по уклонению и сокрытию, дабы окружающие ее люди не догадались об этом.
Женщины, отрицающие беременность, напротив, не пытаются скрыть от окружающих ее характерные и легкоузнаваемые внешние признаки. Они не прячут живот под свободной одеждой и не боятся быть обнаруженными и квалифицированными другими людьми как «беременные».
По этой причине их поведение в социальных ситуациях (например, примерка одежды, купание) не меняется; они ведут себя так, как будто они не беременны.
Когда беременная женщина ведет себя так, как будто она не беременна, это может вызвать у окружающих смешанные чувства широкого спектра (от восхищения, до осуждения, связанного с тревогой за еще не рождённого ребенка и состояние здоровья будущей матери), выраженные как невербально, так и вербально.
Женщина, игнорирующая свою беременность, ведет себя «наивно» и не в состоянии воспринять эти невербальные и зачастую и вербальные послания, как относящиеся на ее счет.
Отрицание беременности также следует дифференцировать и от сознательного решения не знать, диссимуляции и феномена дереализации/диссоциации при которых присутствует чувство нереальности происходящего и/или то, что беременна не она, а какая-то другая женщина.
Выводы: клиницистам следует знать о таком феномене, как «отрицание беременности». Допущение, согласно которому женщина «всегда знает, что она беременна», по крайней мере, в 1 из 500 случаев, является неверным.
Своевременная диагностика «отрицания беременности» представляется важной задачей и может иметь большое значение, как для самой беременной, так и для ее будущего ребенка. Развитие этого расстройства несёт высокие риски и является опасным как для женщины, так и для плода.
Источник: Автономов Д.А., Сошников С.С. Отрицание беременности - частный случай негативной галлюцинации? //Психиатрия и психоанализ: клинические диалоги. – 2019. – С. 7-21.
https://elibrary.ru/item.asp?id=41196301
#отрицание_беременности
#клиника
#психопатология