Найти тему

Личность в истории железных дорог России: барон Александр Людвигович фон Штиглиц

Оглавление

В истории железных дорог нашей страны есть имена, без которых невозможно представить всю её полноту и масштабность. Одной из таких фигур, сыгравших важную роль в развитии железнодорожной сети, является барон Александр Людвигович фон Штиглиц — человек-эпоха, воплотивший в себе дух инноваций и прогресса.

Сегодня в статье заглянем на страницы биографии барона Штиглица и расскажем, какие железнодорожные линии появились в нашей стране благодаря этому человеку.

Из биографии Александра Людвиговича Штиглица

Александр Людвигович фон Штиглиц был известным российским финансовым и промышленным деятелем. Он также прославился как меценат и благотворитель. Барон Штиглиц внёс важный вклад не только в экономическую сферу, но и оказал значительное влияние на развитие железнодорожной отрасли нашей страны.

Александр Штиглиц родился 1 сентября 1814 года (13 сентября по старому стилю) в семье немецких переселенцев. Отец Александра — барон Людвиг фон Штиглиц — был выдающимся финансистом и основателем банка «Штиглиц и К°».

Александр Людвигович получил образование в Дерптском университете, после окончания которого посвятил три года службе в Министерстве финансов Российской империи.

Александр был единственным ребёнком в семье. И в 1843 году, после кончины своего отца, он получил в наследство большое состояние. Имя Штиглица было уважаемо среди промышленников и финансистов, в том числе и западных, и имело большое значение для интересов России. По этой причине император Николай I обратился к Александру Штиглицу с просьбой продолжить дело своего отца, на что тот дал свое согласие.

Штиглиц проявил себя как личность широких интересов. Кроме своей деятельности в финансовом секторе, он активно занимался предпринимательством. В 1845 году он приобрел текстильную фабрику, располагавшуюся по обе стороны реки Нарвы, и создал там две дополнительные мануфактуры: одну для производства шерстяной ткани, а другую для прядения льна. Рядом с ними был построен посёлок в английском стиле — для работников фабрики здесь были устроены больница, столовая и библиотека, а также школа и училище для их детей. Дома для рабочих были построены из кирпича и оснащены паровым отоплением. Предприятие стало образцовым: здесь внедрялись современные технологии, а для функционирования закупалось новейшее оборудование. Трудиться на фабрике считалось престижным, а заказов здесь всегда было достаточно, так как мануфактура работала на нужды военного департамента и торгового флота.

Барон Штиглиц владел и другими предприятиями самого различного профиля, например, металлургическими заводами и даже золотыми рудниками.

В 1846 году купечество столицы избрало барона главой Биржевого комитета. И на протяжении тринадцати лет Александр Штиглиц переизбирался на эту должность.

Банковский дом Штиглица сыграл важную роль в укреплении экономических связей между Россией и финансовыми учреждениями в Амстердаме, Лондоне и Париже. Благодаря этому Александр Людвигович активно участвовал в ключевых экономических операциях российского правительства как на внутреннем, так и на международном уровнях.

Вклад Александра Штиглица в развитие железных дорог

Александр Штиглиц стал значимой фигурой в развитии железных дорог России. Он осознавал важность железнодорожного транспорта для экономического роста страны и активно способствовал его развитию.

С 1840 по 1850 годы он успешно организовал несколько займов за границей для финансирования постройки Николаевской железной дороги.

Читайте в нашей прошлой статье историю создания Николаевской железной дороги.

Из фондов музея. Станция Ново-Веребье. Николаевская железная дорога. 1881 год.
Из фондов музея. Станция Ново-Веребье. Николаевская железная дорога. 1881 год.

Балтийская железная дорога также появилась во многом благодаря барону Штиглицу. Сейчас на российской карте железных дорог вы не найдёте упоминания об этой магистрали. Но полтора века назад её открытие считалось важным стратегическим событием.

В период с 1853 по 1857 год барон Штиглиц за собственные средства построил участок от Петербурга до Петергофа, получив право владения до выкупа дороги правительством. За это достижение он был удостоен ордена Святого Станислава первой степени. В 1858-1859 годах акционерное общество под руководством Штиглица начало строительство ветки на Красное Село, а в 1862-1864 годах было завершено соединение Петергофа с Ораниенбаумом.

Петергофская железная дорога была создана Штиглицем для связи Петербурга с Петергофом, популярным местом для загородного отдыха горожан. Барон Штиглиц обратился с просьбой о строительстве дороги в 1853 году, и в 1856 году началась стройка. 21 июля 1857 года было запущено движение по Петергофской железной дороге. А с 1872 года эта дорога стала частью Балтийской железной дороги.

Как и многие другие железные дороги, Балтийская изначально была частной. Только в 1893 году она перешла в государственную собственность. В том же году магистраль была включена в состав Псково-Рижской дороги. В 1907 году линии Балтийской дороги стали частью Северо-Западных железных дорог.

Читайте нашу прошлую статью «Из истории открытия Балтийского вокзала и Петергофской железной дороги».

Вокзал в Петергофе, 1860-1879 гг. Источник: МАММ / МДФ.
Вокзал в Петергофе, 1860-1879 гг. Источник: МАММ / МДФ.

Вкладывая значительные средства и усилия в строительство железных дорог, он способствовал созданию сети железнодорожного сообщения, которая связала ключевые регионы империи. Это усилило внутреннюю торговлю и способствовало более быстрому развитию регионов.

В 1857 году барон Александр Штиглиц выступил одним из основателей Главного общества российских железных дорог. Эта организация сыграла важнейшую роль в планировании и строительстве железнодорожной сети в стране. Она соединила сельскохозяйственные регионы с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, Балтийским и Черноморским побережьями.

Общество способствовало внедрению новейших технологий того времени и стандартизировало процессы строительства и эксплуатации железнодорожных путей.

Из фондов музея. Знак «За добросовестный труд. В память А. Л. Штиглица».
Из фондов музея. Знак «За добросовестный труд. В память А. Л. Штиглица».

210 лет со дня рождения Александра Людвиговича фон Штиглица

В 2024 году мы отмечаем важную дату — 210 лет со дня рождения барона Александра Людвиговича фон Штиглица. Его вклад в развитие экономической структуры Российской империи трудно переоценить. Как выдающийся финансовый деятель своего времени он не только способствовал развитию банковской системы страны, но также оставил неизгладимый след в истории российской промышленности через создание и управление мануфактурами, а также поддержку строительства железных дорог. Его жизнь и труд остаются примером дальновидности и решимости для будущих поколений российских предпринимателей и новаторов. С его именем связаны вокзалы, здания, музеи, а в его честь установлены памятники.

Хотите узнать больше о развитии железных дорог в нашей стране и о личностях, которые сыграли ключевую роль в этом процессе? Приходите в Музей железных дорог России! Здесь вы увидите уникальные локомотивы, макеты первых железных дорог и вокзалов, воссозданные интерьеры вагонов и другие впечатляющие экспонаты. Информация для посещения представлена на нашем официальном сайте.

Не можете посетить музей лично? Посмотреть 3д модели наших экспонатов, послушать аудиоэкскурсии, увидеть исторические фото и архивные материалы можно в нашем приложении: