Найти в Дзене
Tatarstones

Один в поле воин

Здравствуйте, читатели! Мы продолжаем знакомить вас с материалами наших полевых исследований и продолжаем начатую в предыдущей статье тему. Сегодня мы встретимся еще с одним свидетельством бурных времен военных конфликтов между Москвой и Казанью первой половины 16-го века.

Рядом с селом Пановка, что в Пестречинском районе РТ, одиноко стоит камень с сохранившейся каллиграфической надписью. Камень обколот сверху, на нем видны следы от ружейных выстрелов. Кто стрелял в камень мы доподлинно не знаем - вполне вероятно что это были мающиеся от безделья охранники возникшей по соседству в 1936 году исправительно-трудовой колонии, которая, к слову, существует до сих пор.

Пановский намогильный камень.
Пановский намогильный камень.

Наш же герой с достоинством пережил эти посягательства на свою жизнь, всех своих недругов и сохранил для нас свою историю. Обратимся к переводу текста камня, узнаем побольше, кто же упокоился здесь. У Гаруна Юсупова (1966 г.) мы находим следующее описание -

-2

Сразу обращаем внимание - да, также как в селе Нижние Метески, здесь похоронен павший в бою воин, «мученически пал от руки неверного». Но увы, текст оказался поврежденным и имя его мы не можем узнать, знаем только имя отца - Тангри-Бирди. И особое внимание обращаем на указанную в тексте дату - 1545 год.

Что же изменилось с тех пор, как четыре-пять лет до этого сложили свои головы во время похода на Русь братья-воины Джийан и Аман из предыдущей истории? Продолжалась война между Московской Русью и Казанским ханством. Но как и в любом затяжном военном конфликте, маятник событий неизбежно качнулся в другую сторону. И к 1545 году уже Москва, выдержав набеги казанцев во главе с Сафой-гиреем и их союзников-крымчан, начала наступать. Пришла теперь пора казанцев держать оборону и защищать родные края.

Мы можем лишь предположить, что этот безымянный воин пал где-то севернее Казани, близ родных мест, когда татарские войска вступали в сражения с русскими, шедшими в 1545 году большим походом с севера на Казань - из Вятки и Перми. Тот поход был отбит, а отряд, шедший из Перми под руководством князя Львова и вовсе был уничтожен казанцами. Но, вполне вероятно, что может этот джигит сложил голову от коварной стрелы или сабельного удара где-то в бесконечных пограничных стычках.

К сожалению, мы ничего не знаем об этом человеке. Сколько было ему лет? Осталась ли у него семья? Похоронил ли отец своего сына или это сделала его родня? Что за населенный пункт в то время был рядом (русское село Пановка возникло намного позже, в 18 веке) и почему он стоит в гордом одиночестве? Можем лишь предполагать. Одно нам известно - человек этот был знатного рода, сражался и погиб не в походе, а уже защищая свою Родину. И наш камень - тот самый один в поле воин, свидетель бурного времени, событий 16-го века - сумев пережить Казанское ханство, Русское государство, Российскую империю и Советский Союз - познакомил с нас участником противостояния двух могучих государств того времени и приоткрыл интересную страницу истории края.

Каждый из почти 150 нами обследованных камней несет в себе крупицу живой истории, знаний о людях - участниках бурных событий, которые могут рассказать куда больше, чем сухие строчки учебника с датами и направлениями походов. Через эти камни мы можем познакомиться с людьми той эпохи, которые, как мы видим, так мало отличаются от нас. Поэтому столь необходимо сохранять, беречь и изучать это наше общее уникальное наследие.

Фронтальная сторона Пановского камня с надписью и следом от выстрела в центральной части.
Фронтальная сторона Пановского камня с надписью и следом от выстрела в центральной части.

Посмотреть 3D камня, о котором мы рассказали можно по ссылке -

Пановское надгробие/Panovka tombstone - Download Free 3D model by Tatarstones

Не забывайте о нашем сайте - https://tatarstones.ru/stones

Берегите воплощенную в камень историю и до скорых встреч!