Есть на Дзене замечательный автор А. фром Вондерлэнд. Читаю и смотрю (нет, название её канала пишется нормально, а не как у меня. Но что позволено в названии, то не позволено в статье). А. — мой любимый собеседник в комментариях (что на её канале, что на моём) и лучший вдохновитель.
Пару дней назад она опубликовала подробный обзор сериала "Эмма" 1972 года. Для меня посмотреть такой сериал — невообразимый подвиг, на который я заведомо неспособна (да и вообще мне сложно сериалы смотреть). Прочитать о нём мнение умного автора — это огромное удовольствие, но самой...
Так вот, А. написала отличный обзор сериала. И я сказала себе: если А. смогла посмотреть шесть серий 1972 года, то почему же ты, вот ты не можешь пересмотреть четыре серии 2009 года с Ромолой Гарай???
И вот благодаря сему волшебному пенделю — пересмотрела.
Писать про "Эмму" и её экранизации я собиралась давно (и собиралась бы ещё долго, если бы не А.) Сериал с Ромолой Гарай я смотрела, когда он вышел. Остальные экранизации — одновременно с выходом последней "Эммы." Пыталась я после фильмов пересмотреть и этот сериал — и не потянула. Сказала себе: "Фи, как же я не люблю многословие, когда мне пытаются всё разжевать да в рот положить!" Зато благодаря этому "разжёвыванию" книжного сюжета в сериале есть ключ к пониманию смысла неоднозначной экранизации 2020 года.
Итак, я вновь посмотрела "Эмму" от ВВС. Открытие номер один: его сценарист — Сэнди Уэлч, она же сценарист любимого мной "Севера и юга" 2004, где я одобряю почти все изменения в сюжете относительно книги. Благодаря этому имени я стала намного лояльнее и внимательнее к сериалу (и немного ироничнее — к себе; хотя куда уж ироничнее).
Открытие номер два — Руперт Эванс уместнее в роли светского обаяшки Фрэнка Черчилла, чем в роли моряка-бунтовщика Фреда Хейла в том же "Севере и юге". И намного симпатичнее, чем Каллум Тёрнер в роли Фрэнка в "Эмме." 2020 (при всём моём обожании визуальных решений этого фильма) — тот Фрэнк почти неотличим от Генри Леннокса из "Севера и юга", в которого, очевидно, героине и зрительницам влюбиться совершенно невозможно.
Открытие номер три: танцы "сконструированы" по образцу "Гордости и предубеждения" 1995 года. Почти все танцы в обоих сериалах — энергичные прыжки (энергичность — главная черта и Эммы, и Элизабет; такие танцы отлично дополняют их портреты). Но "главный" танец с пока-ещё-не "тем самым" — элегантный, с красивым пространственным рисунком. На контрасте с весельем и энергией — физическая, телесная гармония.
Открытие номер четыре (хотя, на самом деле, первое), на этот раз неприятное: эта Эмма явно училась манерам не у мисс Тейлор (которая в сериале молода и очень красива), а у Лидии Беннет (вот здесь я побаловалась предположением, что будет, если все пять сестёр Беннет пойдут в гувернантки). Движения, ужимки — всё в ней от разухабистой мисс Лидии из сериала "Гордость и предубеждение" 1995 года.
Но если не ждать от сериала исторической достоверности, что, мол, "леди не могла так кривляться" — не так уж кошмарно это и выглядит. Ну, это просто показатель живости и свободы Эммы. Остальных актеров упрекнуть абсолютно не за что. Хороши все.
Но как только я отреклась от всякой исторической достоверности сериала (на отсутствие претензий на историчность намекают и прически Эммы...)
... как она напала на меня самым неожиданным образом. Из той самой сцены с письмом (на кадре выше). Точнее, из одежды мисс Вудхаус. Вот на этом кадре она снова появляется в ней:
Что это? Русский сарафан на провинциальной английской королевишне?
Да!!!
В комментариях к моей предыдущей статье зашла речь о принцессе Шарлотте, как возможном референсе для образа Джейн Беннет в "Гордости и предубеждении" 1995. Я напомнила о вот этом её портрете:
Принцесса Шарлотта Августа Уэльская — единственная дочь и наследница принца-регента (помните же, что это была эпоха Регентства; "Эмма" была посвящена регенту), будущего короля Георга 4. Была в оппозиции к своему отцу и, отличие от него, обожаема народом. В юной бунтарке сначала видели Марианну из "Разума и чувства" Джейн Остин, потом — надежду нации.
В 1814 в Лондоне принцесса Шарлотта принимала нашего императора Александра 1. В благодарность за что получила орден Св. Екатерины (на портрете) от вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, хозяйки Павловска.
В 1815 году сестра императора, великая княжна Екатерина Павловна, познакомила принцессу Шарлотту Августу с принцем Леопольдом Саксен-Кобург-Заальфельдским, по совместительству — генерал-лейтенантом русской кавалерии, состоявшим в свите Александра. На русской службе он провёл двадцать лет... Принцесса влюбилась и настояла на помолвке.
К сожалению, брак британской наследницы, да и вся жизнь, не продлились долго — она ушла в 21 год, в родах, в том же 1817 году, что и Джейн Остин. А через четырнадцать лет муж Шарлотты стал первым королём Бельгии Леопольдом 1. Его племянника, принца Альберта, выбрала себе в мужья королева Виктория. Которая просто не родилась бы, останься Шарлотта в живых.
Британская принцесса, светоч нации, на своём самом известном портрете — в русском сарафане. След увлечения "всем русским" после победы над Наполеоном. Вот и Эмма Вудхаус в своём 1815 году надела синий сарафан, как у принцессы.
А платье Шарлотты сохранили...
А вот здесь тоже, думаю, дань русской моде: это танец по кругу, как хоровод — хотя тогда танцевали "длинными рядами" (все остальные танцы в фильме — "длинные ряды"), вскрики и "русская плясовая" у мужчин.
А вот тот самый обзор на сериал того самого автора, с которого всё началось:
Про другую экранизацию:
А вот здесь подборка моих статей про Остин и Гаскелл: