Гвинет Пэлтроу — это Эмма. И Аня Тейлор-Джой — это Эмма, хоть у неё и нестандартный подход к классике. И Ромола Гарай — Эмма, пусть она и кривляется самым невозможным для леди образом.
А вот Кейт Бекинсейл — не Эмма. И не "Эмма".
И дело, конечно, не в том, что, как считается, Эмма должна быть блондинкой, а Кейт — брюнетка. И не в том, что Кейт недостаточно красива — у неё как раз самая классическая внешность из всех актрис, игравших Эмму. Дело в другом — в сУрьёзности, с которой сделана роль Эммы и весь фильм.
Это не "Эмма"
Можно на серьёзных щах снимать "Чувство и чувствительность" или "Доводы рассудка", и получится то, что надо. Но не "Гордость и предубеждение" и не "Эмму". Эти две книги фонтанируют иронией, она их суть и смысл. Даже исключительная в плане издевательства над оригиналом "Гордость..." с Кирой Найтли — и та пыталась в иронию. Получилось топорно, но ведь пыталась!
Авторы же этой "Эммы", кажется, даже не догадываются, что это забавная и насмешливая книга. Что Джейн Остин иронизировала над своими героями. Они сделали серьёзную, добротную работу. Старательно воплотили букву романа, но растеряли весь его дух.
А знаете, что здесь самое странное? Что продюсером и сценаристом этого фильма были Сью Биртуистл и Эндрю Дэвис — авторы идеи, вдохновители и движущая сила проекта "Гордость и предубеждение"-1995! Для которого даже актёров подбирали вот так:
Они либо выдохлись и сделали эту работу на отвали, либо... это просто не ВВС. Не те великие мастера создавать телешедевры. И режиссёр Диармайд Лоуренс — это не наш Саймон Лэнгтон. Фильм делают режиссёр, актёры и множество других людей, а не только продюсер и сценарист...
И это не Эмма
Во-первых, Эмма — героиня, которая первой строкой книги определяется как обладательница "счастливого нрава". А тут счастливым нравом, лёгким и позитивным отношением к жизни, и не пахнет.
Во-вторых, Эмма — местная королева. Самая богатая, красивая и влиятельная молодая леди. Её — много. Эмма-Гвинет и Эмма-Ромола освещают королевскими улыбками всю округу. Эмма-Аня впечатляет подданных грандиозностью своей особы.
А Эма-Кейт — маленькая. Не в смысле худенькая-невысокая, а какая-то незначительная, сливающаяся с толпой. (Толпа на улицах Хайбери, фермеры и работники — хороший, исторически достоверный фон. Только эта Эмма не выделяется на нём)
В-третьих, Эмма Вудхаус полна энергии и свободы. А Эмма Бекинсейл постоянно зажата и напряжена. Ужимки и кривляния Ромолы Гарай смотрятся намного органичнее, они больше подходят к книге, чем "сдержанность" Кейт.
В-четвертых, Эмма — яркая индивидуальность. Да что там — они все в этой книге яркие индивидуальности, даже самые глупые и малозначительные особы.
А в фильме Эмма и Джейн Фейрфакс — "инкубаторские". Девушки одного типа, очень похожие, хотя должны быть противоположностями. Даже музыкальный уровень их и тот одинаковый, хоть по сюжету многое завязано на разнице умений.
Отличает Джейн от Эммы, кажется, только отсутствие зажатости. Оттого она кажется очень живой и милой.
Не только девушки — даже нехороший мистер Элтон и хороший мистер Найтли почти не отличаются друг от друга...
Вот.
До позавчерашнего дня я периодически думала, что надо пересмотреть экранизации "Эммы". Но проблема была в том, что начать я хотела с самой нелюбимой. И не могла выбрать, какая же из двух самая нелюбимая — эта или сериал 2009. Теперь я выбрала. Этот фильм остался один-одинёшенек в категории "нелюбимый".
А напоследок покажу...
А вот теперь смотрите (извините, что смотреть приходится на плохонькие скрины — но иначе никак; хорошей версии видео я не нашла):
Это миссис Уэстон, бывшая гувернантка Эммы. Понимаете, о чём я?
Да, конечно, именно об этом!
Но это ещё не всё! Я просматривала и редактировала вчерашнюю статью про сериал "Эмма" 2009 года, и вдруг увидела там на фото...
На балу в Хайбери старались не светить этим платьем, по крайней мере, спереди, но — это оно, то самое платье Джейн Беннет с бала в Незерфилде!
Вот статья про сериал "Эмма" 2009 года, к которому я вчера полностью изменила отношение:
И все статьи про Остин: