Опубликованная в 1970 году «Утиная охота», возможно, лучшая и определенно одна из самых известных пьес Александра Вампилова. Ее так часто анализировали, интерпретировали и переносили на сцену, что в истории Виктора Зилова, кажется, не осталось белых пятен. Однако интерес к произведению не угасает. В Театре имени Евгения Вахтангова свою трактовку «Утиной охоты» представил недавний выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Аскар Галимов.
Спектакль Галимова глубоко личный. Программка предупредительно сообщает, что молодому режиссеру произведение Вампилова позволило переосмыслить отношения с отцом; что на пьесу и ее героев он смотрит через призму собственных переживаний, делая акцент не на вампиловском стиле, а на вечных темах надежды, прощения и любви. При этом Галимова нельзя упрекнуть в невнимательности к тексту. Он вносит в пьесу небольшие изменения, но не игнорирует ее отличительные черты, а напротив, старается развивать их. И до какого-то момента ему это прекрасно удается.
Премьера Театра Вахтангова – царство игры. Почти каждый эпизод здесь превращается в яркое представление, отдельный мини спектакль с песнями, танцами и даже пантомимой. Вампилов ведь остро чувствовал театральность повседневной жизни, – снова поясняет программка. В «Утиной охоте», сюжет которой основан на розыгрыше, драматург искусно стирает грань между бытовым и игровым. Забавные мизансцены, неожиданные сюжетные повороты, блестящие диалоги дают актерам возможность проявить себя, но все же пьеса Вампилова – не бытовой фарс, а экзистенциальная трагедия. Главное в «Утиной охоте» – потерянность и тоска, притаившиеся где-то между строк. О них не говорят и, возможно, даже не думают, но именно они определяют суть произведения. А великолепная театральность вахтанговской премьеры порой мешает почувствовать это.
Главную роль в спектакле Аскара Галимова исполняет Максим Севриновский. Его Зилов – лицедей, постоянно примеряющий разные маски. Он играет любовь, великодушие, дружескую симпатию, скуку, грусть. Если когда-то Зилов-Севриновский и становится собой, заметить это непросто. В целом такая трактовка не противоречит образу, созданному Вампиловым. Зилов в пьесе, безусловно, притворщик: чего стоит сцена объяснения в любви Галине (Полина Чернышова), место которой случайно занимает Ирина (Альбина Абрамова). Не понимая, чего хочет, Зилов лжет почти все время и всем, в том числе самому себе. Однако его нарастающее отчаяние у Вампилова не притворство и не игра. Как и все главное в пьесе, оно остается за скобками, а значит, не поддается контролю. Без него Зилов превратился бы в манерного скандалиста, а от «Утиной охоты» осталась бы одна оболочка.
Больше всего спектакль Театра Вахтангова отличается от пьесы в финале. Галимов возвращает Зилову друзей: Саяпин (Виталий Иванов) и Кузаков (Клим Кудашкин) отговаривают его от самоубийства, вспоминая счастливое прошлое. Возвращается и Галина – по версии режиссера, единственная настоящая любовь Зилова. Вместе они мечтают о ребенке. Последний аккорд «Утиной охоты» в вахтанговской премьере получился более сентиментальным и однозначным, чем в тексте (там Зилов просто собирается на охоту), но основное различие не в этом. Аскар Галимов ищет выход из тупика, в который попал герой, вовне. В других людях, в изменившихся обстоятельствах. Но найти его Зилов может только в себе.
Если вдуматься, об окружающем и окружающих Зилова достоверно известно не так уж много. Может, друзья правда беспокоятся за него, а может, думают только о собственной выгоде. Может, Галина любит мужа, а может, она рада оставить его ради «друга детства». Может, в столкновении с действительностью Ирина сдастся и рано или поздно превратится во вторую Веру (Анастасия Жданова), а может, так и останется искренней и чистой. Может, у Зилова скучная и бессмысленная работа, а может, он слишком ленив и не справляется со своими обязанностями. Не исключено, что Зилов трагически одинок. Но скорее всего, он просто не в состоянии чувствовать чужую привязанность и откликаться на нее. Он потерял все, потому что потерял себя. А значит, ничто не гарантирует ему счастливого финала. Кроме него самого, кроме последней живой искорки, которая теплится в нем, – страсти к охоте.
Точнее всего внутреннее, глубинное содержание пьесы Вампилова в премьере Театра Вахтангова отражает сценография (художник-постановщик – Екатерина Горшкова). Зилов мечется по помещению, которое напоминает то ли заброшенный завод, то ли бункер. На сцене так и не появится похоронный венок, подаренный герою друзьями, но полумрак, шум дождя и зловещий официант Дима (Данила Гнидо) и без него нагнетают мрачную атмосферу. Сценография навевает мысли об апокалипсисе, загробном мире, Стиксе, по которому Дима-Харон везет Зилова в приготовленной для охоты лодке. Но в финале постановки, когда прожектор высвечивает на выступе потолка остатки фресок, оказывается, что действие происходит в разрушенной церкви…
Все зависит от угла зрения. А угол зрения определяется состоянием души. Свою Зилов оставил на утиной охоте. И от того, сможет ли он вновь попасть туда, в свой странный аналог рая, зависит, чем закончится его охота на жизнь.
Автор – Татьяна Ратькина