Уже не раз обращался на канале к творчеству канадского фантаста Роберта Чарльза Уилсона (все ссылки внизу), и на момент, когда на русском вышла его «Дарвиния» (1998, на русском — 2022), я был заинтересован, однако долго откладывал чтение уже купленной книги.
Наконец на днях добрался — и вот что я хочу вам рассказать.
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
События в романе стартуют ещё в 1912 году, когда Европа, а также часть Азии и Африки, включая всех живых существ, исчезают, а на их месте появляется часть суши, отдалённо похожей на знакомую нам, с растениями и животными, которые, предположительно, имели иной эволюционный путь.
Это событие, прозванное в народе Чудом, изменило историю человечества. К примеру, не началась Первая мировая война, а человечество бросилось реколонизировать новую Европу, ведь Старый Свет и Новый поменялись местами. Прибывшие из Америки люди, включая переселенцев, попытались закрепиться в недружелюбном месте, отстраивать великие города древности, восстанавливать империи, бороться за старые границы и флаги, а также присваивать ресурсы. Учёные спорят о сущности события, перекроившего лик планеты и саму Историю.
Одним из главных героев романа стал Гилфорд Лоу — американский фотограф, который в 14-лет стал свидетелем Чуда. Едва получив возможность, он отправился в Дарвинию для участия в экспедиции вглубь этой загадочной части света.
Однако там же Лоу, пережив череду неприятностей, встречает своего двойника — сущность из альтернативного варианта Земли, не отмеченной Чудом. Благодаря этому двойнику Лоу узнаёт о природе этого загадочного явления и о своём месте в истории Вселенной.
На мой взгляд, в «Дарвинии» есть к чему придраться. К примеру, из аннотаций кажется, что читателя, в первую очередь, ждёт именно такая фантастика — про удивительный новый мир, призывающий к исследованию как отважных приключенцев, так и читателей, с поражающими воображение животными, дикими местами и проч.
Однако автор начинает, но практически не углубляется в живописание картин причудливой природы новой Европы — упоминаются некоторые виды, слегка изменённая география, чуть-чуть затрагивается политическая обстановка. И несмотря на такие, казалось бы, тектонические сдвиги в истории человечества, быт или образ мышления людей как будто совсем не меняются (из интересного разве что теории о природе Чуда, смешивающие религию и науку). Похожее было в «Спине», но там этот момент, как мне помнится, прописан более аккуратно и работает лишь до поры до времени.
С одной стороны, это явно авторская задумка: люди всегда остаются людьми, и даже явления вселенского масштаба не влияют на их образ жизни. Однако кажется, что в начале автор всё же пытается уйти в остранение образов Дарвинии, но сознательно «не дожимает», вероятно, специально захотев «приземлить» образы героев и обстоятельства. Это просто стоит держать в уме. К слову, Уилсон верен себе, и значительную роль отводит взаимоотношениям персонажей.
При этом книга долго разгоняется, чтобы потом в середине стукнуть по лбу читателя внезапным объяснением природы Чуда и событий, разворачивающихся в Дарвинии. Затем всё снова возвращается к реколонизируемой Европе, но кажется уже таким малозначительным на фоне реальных событий. Тут мне снова кажется, что автор «не дожал»: уж очень интересно было бы узнать чуть больше о той части, которую Уилсон оставил как будто бы только для объяснения.
Однако при всём этом ворчании, читается «Дарвиния» с удовольствием, это всё ещё первоклассная фантастика в духе «старой школы», в том числе благодаря атмосфере какой-то жюльверновщины, историй о затерянном мире и экспедициях в запретные уголки Земли, которая сочетается с масштабной фантастической задумкой (пусть и не в тех пропорциях, в которых мне хотелось бы). Образная и глубокая история, одной из тем которой стало бессмертие.
P.S. Ранее на «Сай-фай ревью» выходил материал о классной научной фантастике Уилсона «Слепое Озеро», а также выдающемся «Спине», в котором можно найти улучшенными некоторые образы и приёмы «Дарвинии».