Записаться на занятия онлайн к логопеду:
Как различить первичную и вторичную симптоматику
Ирина: - Сегодня мы будем обсуждать очень важную тему, симптоматику сенсорной алалии. А то мы так бодро и весело рассказывали, какая это страшная штуковина, и слабо дали представление о том, как же она выглядит, чтобы любая мама могла сказать: «да, это оно» или «нет, это не про нас».
Мария: - Ну что, давайте, наверное, я начну. Хочется сразу отметить, что группа симптомов сенсорной алалии достаточно разнообразна. С взрослением ребенка симптомы будут проходить определенную трансформацию. Таким образом, наличие тех или иных симптомов у вашего малыша будет зависеть от возраста ребенка, от его индивидуальных особенностей и, безусловно, от объема оказанной коррекционной помощи ребенку. То есть у какого-то ребёнка одни симптомы могут быть яркими, у какого-то ребёнка они будут слабее. И когда ребёнок будет взрослее, что-то может появиться, что-то может уйти. Поэтому не означает, что все те симптомы, которые мы перечислим, должны быть у каждого ребёнка с сенсорной алалией.
Ирина: - Я на обследовании всегда, когда приходит взрослый ребёнок, 5-6 лет с, предположительно, сенсорной алалией, у родителей спрашиваю о том, как развивалась его речь, как он понимал и говорил в два года, в три года. Потому что ребенок растет, развивается, видоизменяется, как и все мы, и симптоматика у него тоже меняется.
Мария: - Важно еще понимать, что наличие большинства симптомов у ребенка с сенсорной алалией – это симптомы вторичные. То есть первично это непонимание обращенной речи, а уже вторично проявляются какие-то симптомы, например, истерики ребенка, частый плач. Если ребенок плачет – это не значит, что все сенсорики плачут. Наш малыш не понимает обращенную речь, соответственно, ему тяжело, он не может понять, чего от него хотят, он не может высказать то, что он хочет, поэтому он плачет. Плач здесь вторичен. Также мы будем говорить и о сопутствующих нарушениях, которые могут быть у абсолютно каждого ребенка, независимо от того, есть у него тяжелое речевое нарушение или нет. Но эти симптомы являются именно сопутствующими, а не определяющими алалию. Теперь, давайте пройдемся по каждому симптому отдельно.
Ирина: - Теперь к делу. Значит, симптоматика делится на речевую и неречевую.
Мария: - Речевая симптоматика по-другому еще называется «вербальная симптоматика».
Непонимание обращенной речи
Ирина: - Начнем с речевой (вербальной) симптоматики. Ведущим симптомом, компонентом и первопричиной всего является отсутствие понимания обращенной речи. То есть ребенок не понимает, что ему говорят. В результате этого с самого начала и довольно долго присутствует второй симптом – отсутствие своей речи. В зависимости от степени тяжести он может совершенно молчать, может иметь частично развитую речь, самостоятельную, экспрессивную, в том плане, что он может называть какие-либо предметы, он может со временем научиться отвечать на самые простые вопросы, но свободной, самостоятельной, импровизационной речи у него нет, и нет диалоговой речи.
Когда мы произносим «отсутствие понимания речи», довольно часто сталкиваюсь с тем, что родители возмущаются: «Ну как это не понимает? Я ему говорю “мыть ручки” - понимает». Уточним, непонимание именно вербальной речи, то есть произносимой взрослым человеком, а не понимание всего мира вокруг.
Как же выглядит вербальная речевая симптоматика при сенсорной алалии? В чем именно она проявляется? Самое первое, на что обращают внимание родители ребенка с сенсорной алалией, вернее еще не знают, что это сенсорная алалия, но их уже удивляет такой момент, что ребенок не откликается на имя. Первая мысль, которая посещает родителей, это глухота. Но примерно тут же они понимают, что на стук в дверь, на шуршание газеты ребенок отзывается, а на «Вася, Вася, Вася» нет. Иногда родители говорят, что он не отзывается, если чем-то увлечен, а если он обратил на меня внимание, то он реагирует на свое имя. Разумеется! Если он не видит вас, как вы жестикулируете, машете ему руками, потому что он в этот момент из лего что-то собирает, то он не откликается на имя. Если же он увидел ваши жесты, то вы думаете, что он отозвался на имя, а он на самом деле увидел, что вы машете ему ручками. Вторая мысль, которая приходит родителям в голову – аутизм. Вау! Аутисты не отзываются на имя, значит, у нас ребенок тоже аутист. Почему же дети не отзываются на свое имя? Вообще-то это норма. Просто у детей с обычным, с нормальным речевым развитием этот момент проскакивает очень быстро еще в младенчестве. Там ребенок очень быстро связывает между собой две вещи, что ему сказали “Вася” и его мама взяла на ручки, ему сказали “Вася” и ему дали молочка. То есть у него происходит подкрепление его имени, и он его усваивает как слово, которое даст ему удовлетворение его потребностей. У сенсорика, разумеется, эта штука работает плохо или совсем не работает. Девочка одна была, не откликается на имя, ни одного слова не понимает, реагировала только на слово “мультики”. Или мальчик, который реагировал только на слово “конфета”. Можно было сказать в соседней комнате шепотом, и он прибегал на слово “конфета”. Но при этом “Вася” - никакой реакции. Потому что слово “конфета”, ты его услышал один раз, два раза и понял, что во рту стало сладко. Ты услышал “мультики” и буквально через 2-3 дня ты знаешь, что это красиво и интересно. А вот слово “Вася” ничем обязательно однотипно полезным ребенку не подкрепляется. То у него Вася конфета, то Вася мультики, то Вася пойдем чистить зубки, чего я не хочу. То есть настолько разнообразные будут скрываться понятия за этим именем, что у ребёнка не связывается это достаточно быстро. Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок отзывался на имя, его нужно хорошо подкреплять, удовлетворяя какую-то важную потребность своего ребёнка. Тогда он научится реагировать на своё имя.
Мария: - Да, а у детей сенсорной алалией это занимает определённое время, и существуют определённые методы.
Невыполнение команд
Мария: - Следующий симптом – это ребёнок не выполняет просьбы (команды). Вы его о чём-то просите, что-то самое простое – «принеси яблоко», «открой дверь». Ребёнок не может выполнить эти просьбы по той же самой причине, потому что он не понимает обращенную речь и, если у него не происходит связь даже на слова, она не происходит и на фразы. Ребёнок не знает название бытовых предметов. Ребенок, конечно, понимает что такое тарелка, что в ней будет еда, она предназначена для того, чтобы кушать. Но с самим словом «тарелка» у ребёнка не происходит связи. То есть, если ребёнку поставить несколько предметов, которые, как родители говорят: «ну, он же их знает… тарелку, кружку и ложку» и сказать ему «дай тарелку», ребёнок её не даст. Хотя, если вы ему предложите налить суп или положить кашу, ребёнок понимает, что нужно взять тарелку и подать вам её.
Ирина: - Для еды нужна тарелка.
Мария: - Но самих названий ребенок не знает.
Ирина: - Не выполняет просьбы, поэтому третья мысль, третий диагноз, который предполагают родители, он у нас умственно отсталый. Нет, совершенно. Он совершенно нормальный, совершенно обычный. А еще говорят, что у него такой характер, он не хочет. Поверьте, сенсорик, который понял, что от него хотят, с огромной радостью выполняет ваши просьбы. Вы это можете увидеть у него даже на лице.
Мария: - Он получает удовольствие от этого.
Ирина: - Да, поэтому такое счастье заниматься с ними, когда у них что-то получается, прям лицо озаряется улыбочкой.
Мария: - Видно по лицу, когда ребенок понял, что ты от него хочешь, и лицо становится такое, как у моего мужа, когда он поймал рыбу на рыбалке.
Ребенок понимает обращенную речь, сопровождающуюся интонацией, мимикой, жестами и позой
Ирина: - Иногда родители говорят, что он то выполняет, то не выполняет. В чем же здесь причина? Просто мы не замечаем, как мы сопровождаем свои слова жестами, мимикой, интонацией, чем попало, потому что на самом деле коммуникация – это не только слова, коммуникация – это когда все человеческое тело участвует в процессе общения, передачи и получения информации. Поэтому иногда ребенок пошел и закрыл дверь, а иногда не пошел и не закрыл. Это не вредность, просто в первом случае он пошел и закрыл дверь, потому что вы ему сказали «дверь закрой», он посмотрел на ваш палец и сделал. Этот симптом будет называться так: «Ребенок понимает обращенную речь, сопровождающуюся интонацией, мимикой, жестами и позой». Однажды ко мне пришла старинная приятельница и говорит» «у меня что-то дочка не разговаривает». Я говорю, ну давай сделаем так, мы с тобой посидим здесь на диване, а наши дети там поиграют, и я понаблюдаю. Наши дети сидят, мозаику складывают. И я говорю, а ты знаешь, она ведь не понимает, что ей говорят. На что она мне говорит: «Ну как это не понимает, всё она понимает». Я говорю: «Попроси ее что-нибудь сделать». Она говорит: «Да без проблем. Маша, мозаику сюда принеси». И девочка просто принесла мозаику, а она говорит: «Вот видишь, понимает». Я говорю: «Дело в том, что ты могла бы вообще ничего не говорить, ты могла бы просто все жесты рукой молча повторить и она бы сделала то же самое». Ей слова фактически были не нужны совсем, потому что все жестами было понятно, что нужно сделать. К тому же ребенок довольно быстро научается понимать, например, мимику.
Мария: - Происходит такая, своего рода, компенсация. Ребенок не понимает то, что ему говорят, включаются компенсаторные возможности, и ребенок начинает считывать жесты, мимику, все то, что может, гораздо лучше, чем дети с нормой.
Ирина: - Я иногда говорю родителям сенсорных алаликов, что сенсориков даже ругать просто. Ты ему делаешь ай-яй-яй. И он уже все понял, “я что-то не то сделал, я больше не буду”. Или “молодец” и он такой “да, я еще раз это сделаю”. Ну прелесть же. Причем если вы поменяете местами слова “молодец” и “ай-яй-яй”, но оставите те же самые мимику, жесты и интонации, он среагирует наоборот. Слова не имеют для него большого смысла.
Мария: - И точно так же у родителей включается помощь своему ребёнку. Это происходит интуитивно. Ребёнок не может что-то выполнить, соответственно, мама начинает что-то показывать, жестикулировать, радоваться ещё больше, чем нужно, потому что она хочет донести. Она не видит отдачи какой-то от своего ребёнка, эмоциональной, и, соответственно, она хочет ему ещё больше донести, поэтому становится более эмоциональной, сильнее начинает жестикулировать, что-то показывать.
Ирина: - А когда их ловишь на этом, они говорят: «Нет, я не такая».
Мария: - Мы когда начинаем заниматься, и я маме говорю держать ручки при себе, мы только говорим, учим ребёночка слушать. Мама: «да-да, я держу» а потом сижу, вижу всё и говорю: «рука», мама удивляется «как это произошло», ведь она не хотела подсказывать жестами. И на следующее занятие уже одевает кофточку для того, чтобы можно было ручки в кармашки убрать.
Ирина: - Поэтому на начальном этапе коррекционной работы самое первое, что мы делаем, это научаем маму вести себя. И ведь мамы в процессе работы тоже должны видоизменяться. Сначала мы используем жесты, потом мы убираем жесты, а для других понятий используем жесты, а потом снова их убираем.
Мария: - Это же другая тема и мы об этом расскажем в другой раз, в коррекционной работе.
Ирина: - Да, это очень сложный процесс.
Птичий язык или имитация речи
Ирина: - Следующий симптом называется официально “имитация речи”, а родители его называют, он разговаривает на своем языке, или он разговаривает на птичьем языке, или он говорит по-китайски. Именно об этом мы спрашиваем на обследовании, не разговаривает ли ваш ребенок на своем языке. Это выглядит следующим образом. На самом деле, ребенок разговаривает на этом языке не с людьми, не с родителями, довольно редко бывает, что ребенок начинает имитировать речь, подходя к родителю. Ребенок имитирует речь в самостоятельной игре. Вы проходите мимо детской комнаты и слышите, что там кто-то с кем-то говорит, вы заглядываете, а там у ребенка мишка и зайчик. И слышите такое: «тю-тю-тю… абабаба…» Такое впечатление, что там есть какие-то слова, а иногда они даже очень похожи на слова, иногда проскакивают настоящие слова. Но самое главное, что весь этот диалог держится на тональностях и интонациях, ну и движениях. Это, на самом деле, очень хороший симптом, положительный, потому что это означает, что ребенок понимает, что нужно разговаривать вербально. И пытается изобразить нам, что он такой же, как и мы. Возьмите меня с собой, я, в принципе, хочу говорить, но не могу. Поэтому в этот момент желательно прямо активно начинать работу.
Мария: - Следующее, что мы здесь можем отметить, что ребенок с сенсорной алалией отдает предпочтение тихому голосу.
Ирина: - Да. Довольно часто тихому голосу отдают предпочтение. В учебниках написана такая вещь, что у детей с сенсорной алалией может быть “какузия”, то есть искаженное восприятие громкости не только голоса и звуков, но и искаженное восприятие качества звуков. Один раз у меня мальчик был, у него самый любимый звук на свете был - пенопласт по стеклу. Все, кто слышали пенопласт по стеклу, как оно звучит, почти всех раздражает. Ему это нравилось больше всего на свете. Вот это какузия, когда какие-то неприятные звуки воспринимаются хорошо. Когда громкие звуки воспринимаются как тихие, а тихие нормально как громкие. Не 100%, не у всех бывает, но периодически встречается и такое.
Ребенок лучше слышит и понимает того, с кем проводит больше всего времени
Мария: - Поэтому этот симптом мы здесь и отмечаем. Ребенку порой как будто легче слышать кого-то, кто говорит тише. Ему так становится комфортнее, потому что в шуме, когда много людей разговаривает, ребенку не все понятно, ему тяжело. Например, если у мамы тихий еще и спокойный голос, то, конечно, ребенку комфортнее с мамой. Во-первых, он ее больше понимает, во-вторых, ее голос кажется уже каким-то родным, близким и привычным. И поэтому часто родители, когда приходят вместе на консультацию, говорят разное. Папа говорит «нет, он не понимает», а мама «нет, он понимает». На самом деле просто ребёнок реже видит папу, чаще видит маму, и к маме он более привязан, и он её лучше понимает. Или бывает, ребёнок лучше понимает бабушку, потому что он с бабушкой проводит всё своё время. И ребёнок привыкает к её голосу.
Ирина: - Да-да-да, именно так. Молодым логопедам на заметку. Если во время обследования вы просите ребенка что-то выполнить, ответить или показать, и замечаете, что мама своим голосом повторяет ваш вопрос, это опасный симптом того, что, возможно, это сенсорная алалия. То есть ребёнок выполняет, ребёнок показывает, ребёнок отвечает, но только после того, как мама повторила ваш вопрос своим голосом. Чаще всего мама понижает тональность, она говорит помедленнее, немного тише, чем она говорила бы с вами. Мамы сами не замечают того, как они подстраиваются под восприятие ребёнка. И это, честно говоря, красиво и правильно, потому что мама, которая хочет, чтобы её ребёнку было хорошо, сделает всё для этого, даже научится говорить по-другому.
Мария: - Да. Поэтому, когда дети к нам приходят на занятия, порой родители говорят, он вообще никогда ни с кем не контактировал, а с вами начал. На самом деле, порой это просто секреты голоса. То есть ты понимаешь нарушение ребёнка, ты понимаешь, что происходит в его голове, ты понимаешь, как ему легче воспринимать тебя. И, соответственно, ты разговариваешь, используя определённый темп. Да, мы подстраиваемся. Поэтому ребёнок и готов нас воспринимать даже онлайн, потому что ребёнку уже приятен твой голос. И, конечно, в процессе занятий, вначале работаем через маму, а потом ребёнок привыкает уже к голосу логопеда и начинает понимать и контактировать с ним, без переводчика в виде мамы.
Ирина: - В последнее время мне родители стали говорить, что нет, он понимает нас одинаково. Это новое веяние, это случилось после ковида, когда многие вынуждены были работать из дома. Папа уже не ездит на работу на 12 часов в сутки, проводит больше времени дома. В связи с этим сейчас стали появляться чаще случаи, когда ребенок понимает одинаково и маму, и папу. Но бабушку точно так же не понимает, потому что она живет в другой стране и разговаривает с ним только по скайпу. И, кстати, логопеда тоже не понимает.
Эхолалия
Ирина: - Самый яркий симптом – эхолалия. Здесь, как в учебнике логопедии, должно звучать так: «Наличие настоящей эхолалии обозначает, что это сенсорная алалия». И в обратную сторону эта штука не работает. Если у ребенка есть эхолалия, то это точно сенсорная алалия, а наоборот может и не быть. Дело в том, что, во-первых, эхолалия появляется не сразу. Она появляется не в год, не в полтора, она чаще всего, по моим наблюдениям, появляется после двух с половиной лет.
Мария: - Давайте сразу скажем, что такое эхолалия, потому что, возможно, не все родители знают.
Ирина: - Эхолалия – это когда ребенок (человек) повторяет то, что услышал, не понимая смысла сказанного. Проще всего это проверить, задав ребёнку какие-то простые вопросы: «Как тебя зовут?», а тебе ребёнок в ответ: «Как тебя зовут?», с твоей же интонацией и практически твоим голосом. Первый раз, когда такое замечаешь это шокирует. Я смотрела на малыша и слышала саму себя. Это фантастика. Потом ты понимаешь, что это означает, что вот она, настоящая эхолалия. Необходимо различать эхолалию от сознательного повторения. Иногда пытаются убеждать меня и логопеды, и родители, что моторные алалики тоже эхолалят. Нет. Здесь радикальная разница. Сейчас попробую объяснить на примере. Ребенок с сенсорной алалией. Ты ему говоришь «скажи машина», показывая картинку, а он тебе в ответ «скажи машина». Моторному алалику показываешь картинку, говоришь «скажи машина», а он тебе в ответ «машина». Моторный алалик понимает, что слово «скажи» это команда, а произнести нужно только «машина». Сенсорный алалик не понимает разницы между просьбой, командой, названием. Он воспроизводит все как магнитофон. Точно так же бывает, что дети эхолалят мультфильмы, рекламу, песни. Песенки поют, ничего не понимают, но со словами даже поют иногда – это отставленная во времени эхолалия. Почему говорится, что нет самостоятельной речи, спонтанной, импровизационной? У ребенка могут быть фразы, которые он взял из мультфильма, примерно поняв суть вопроса, он тебе отвечает на него фразой из мультика или из песенки. Бывали такие случаи и это тоже эхолалия.
Мария: - Ребенок может эхолалить и вашими какими-то фразами, тоже отсроченными по времени. То есть он где-то слышал какие-то фразы, которые вы говорили, и потом он их может где-то произнести. Где-то отвечая вам, а где-то просто сам играет, и вы слышите, что ребенок повторяет какие-то фразы.
Ирина: - Особенно если это эмоционально окрашенные фразы.
Мария: - То есть в какой-то ситуации эмоционально яркой, ребёнок запомнил эту фразу, и повторяет её периодически.
Ирина: - Так, что дальше ещё? Что ещё у них бывает?
Ситуативное понимание речи
Мария: - Ситуативное понимание речи. Давайте расскажем об этом подробнее, что это значит. Это значит, что ребёнок понимает речь в моменте, в ситуации. То есть, когда что-то происходит, например, вы собираетесь идти на улицу, ребёнок это понимает, и если вы его попросите одеться, то он будет одеваться, потому что он понимает, что сейчас нужно идти на улицу. Если вы это ещё и покажете, то ребёнок чётко поймет, что происходит. Или вы собираетесь идти кушать, а ребёнок знает, что перед этим вы всегда моете руки. Соответственно, он поймёт саму ситуацию, поймёт какие-то фразы ситуативно в моменте и на них отреагирует. Поэтому очень часто родители не всегда понимают, что ребенок понимает, а что нет.
Ирина: - Когда мы просим составить словарь понимаемых фраз, родители несколько раз его переписывают, потому что его нужно в обязательном порядке проверить. Ложись спать. Ребёнок понимает, как слово «ложись спать» или понимает, в привязке с тем, что он рядом с кроваткой стоит.
Мария: - Наступил вечер, все пошли спать, одели пижаму, соответственно, знаем, куда идти.
Ирина: - На самом деле ребенок понял всю картину целиком, а не ваши слова. Попробуйте произнести ему «ложись спать не в том месте и не в то время» и понаблюдайте за реакцией. Скорее всего, ничего не произойдет.
Избирательное понимание речи
Мария: - Следующий пункт – это избирательное понимание речи или по-другому невычленение существенных признаков. То есть ребенок не понимает, что, например, стол – это все столы в мире, для него стол - это тот, который у них дома, на кухне стоит. И если ребенка привезти в какое-то другое место, то для него не произойдет связи, что все другие столы – это тоже тот же самый стол. И так касается достаточно многих предметов, которые ребенок знает.
Ирина: - В своё время учёные это называли появлением обобщений следующего порядка. Я как-то раз видела, ну скажем так, скандал в песочнице. Там сидели два мальчишечки, им, наверное, даже двух лет не было, но они были уже говорящие. И тут один из них поворачивается и говорит: «мама», показывая на свою маму. Второй возмутился: «не, вот это мама, а это тётя». То есть ребенок не знает еще, что все женщины, имеющие детей, могут называться мамами. Детей, кстати, очень удивляет со временем, что бабушка – это мамина мама. Что у мамы может быть еще мама – это тоже выделение существенных признаков. Следующий момент, который они с удивлением обнаруживают, в норме, что у кошек есть мамы. А теперь только не смейтесь, я только в 40 лет с ужасом поняла, что у лягушек бывают бабушки. Я тоже не выделила существенные признаки. Прочитав детский стишок «…шли ленивые лягушки в гости к бабушке своей…». До меня дошло, батюшки, а у лягушек ведь тоже есть бабушки. Вот, это и есть то самое, что каждый предмет в мире для сенсорного алалика должен иметь свое название. Дело в том, что это не столько речевой процесс называния предметов, сколько речемыслительный процесс. Ребёнок должен осознать, что все столы в мире называются словом «стол», потому что это ножки, столешница для того, чтобы что-то на эту поверхность ставить. Он не выделяет, что это столешница, что это поверхность какая-то, что пенёк можно назвать словом «стол», если ты на него поставил посудку и кормишь зайчиков.
Сложность понимания слов с изменяющимися окончаниями
Ирина: - Переходим к следующему пункту. Сложности понимания грамматики, сложности понимания слов с изменяющимися окончаниями. Это, в принципе, та же самая штука. Просто если в случае избирательности понимания предметного словаря он не выделяет существенные признаки предмета, то в случае меняющихся падежных окончаний ребенок не выделяет корневые основы, несущие основной смысл. Выглядит это следующим образом: ребенок может прекрасно знать, что такое, например, «вода». Он знает, что это жидкость, чтобы мыть ручки, чтобы купаться, чтобы пить. Он может её показать, найти везде, но только в варианте «вода». Мама или логопед говорит, где вода, и он тебе её найдёт, покажет, принесёт. Но стоит тебе сказать ему, «хочешь водички?» и всё, ребёнок впадает в состояние, «я вообще ни слова не понял», потому что «водички», «вода», «воду», «хочешь воды?» Это не четыре слова для него, это четыре разных предмета. Вот то самое, он не заметил, ещё пока что не смог проанализировать, в силу отсутствия понимания и говорения, что там везде есть корень «вод», который может звучать как «воду», как «вода», «водичка». Для нас это одинаково, мы не обращаем внимания на это, но для сенсорика это тотальная проблема.
Мария: - На самом деле, возвращаясь к предыдущему пункту, родители тоже не всегда понимают, что у ребёнка есть такая проблема, и не понимают, почему, например, ребёнок знает, что собака – это собака, которая у них дома живёт, но когда ему показывают картинку собаки, и просят показать собаку, ребёнок не может её показать, потому что не произошла связь. То есть для него собака – это только вот эта собака. А то, что на картинке, это уже не собака. Или, например, на улице другая собака, она уже тоже для него не собака. Или в мультике, фильме, в любом другом месте. Возникали такие ситуации, когда ребёнок даже начинает плакать от того, что ему говорят, доказывают что это собака, а он просто не верит.
Ирина: - Как родители говорят: «Ну ты же знаешь, что это такое». Я говорю: «Подождите. Знать, понимать как это называется и уметь говорить, это три большие разницы».
Мария: - Поэтому не думайте о своих детях плохо, когда они вам что-то не показывают или что-то не называют.
Ирина: - Они не со зла.
Мария: - Посмотрите на это с точки зрения симптомов серьезного тяжелого речевого нарушения сенсорной алалии.
Ирина: - А еще лучше поставьте себя на место своего ребенка. Представьте, что вы не понимаете то, что вам произносят. Ну, как будто с вами разговаривают китайцы. Или, не знаю, суахили. Вот именно так ребенок воспринимает нас. Усвоив из иностранного языка слово в одной форме, мы не можем подчас перенести, понять, что в другой падежной форме это тоже тот же самый предмет. Вот у наших детей происходит именно эта штука.
Частичное понимание обращенной речи
Мария: - Частичное понимание обращенной речи. Например, ребенок понимает какое-то слово или какую-то фразу, которая четко привязана к конкретной ситуации или к человеку. Например, дома ребенок знает, что такое «выключи свет», а когда вы приедете в гости к бабушке и попросите ребёнка выключить свет, он уже этого не сделает. Опять же, ребёнок не вредничает, возможно, он просто не понял, что эта же фраза обозначает «выключить свет».
Ирина: - С этим уже связано частичное понимание речи. Для нас «выключи свет» это два слова, а для ребенка с сенсорной алалией, у которого «выключи свет» привязан конкретно к выключателям в его доме, «выключи свет» это одно целое слово. Когда вы ему скажете «свет», он не поймет, о чем идет речь. Когда вы скажете «выключи», он не поймет, о чем идет речь. Скажете «выключи свет» у себя дома, он пойдет и сделает. Вот так выглядит частичное понимание речи.
Мария: - Ребенок с сенсорной алалией часто не любит, когда разговаривают другие люди. Родители очень часто приходят и говорят: «мой ребенок закрывает уши или закрывает рот маме, например».
Ирина: - Начинает гудеть, напевать, насвистывать, рыдать, убегать. Масса различных проявлений. Если вы понаблюдаете, то вы обнаружите, что эти странные вещи с ним происходят, когда вокруг него много людей, как минимум трое разговаривают, даже не обязательно громко, но разговаривают не с ним, а просто говорят.
Мария: - Поэтому для ребёнка с сенсорной алалией тяжелыми оказываются походы на какие-то обследования к врачам и так далее. И когда мама пытается объяснить ребёнку, что с ним там ничего не будут делать, что там не будет никаких уколов или ещё чего-то, ребёнок боится не укола.
Ирина: - Он даже не понимает, что это.
Мария: - Он даже не понимает, что это. Ребенку просто плохо от того, что одновременно люди много говорят. Ему становится тяжело, больно и он закрывает ушки. Очень часто этот симптом относится опять же к аутизму, раз ребенок закрывает уши, значит, у нас аутизм.
Ирина: - Нет, на самом деле это просто превышение нагрузки, которая идет через вербальный канал на мозг. Он закрывает ушки, но на самом деле он хочет закрыть свой мозг, поэтому некоторые детки не ушки закрывают, а начинают петь, потому что когда мы говорим, что-то произносим, у нас вербальная информация пресекается.
Мария: - Представляете, на какие изощрения должен пойти маленький ребенок просто для того, чтобы ему стало комфортнее, чтобы ему стало легче. Оберегайте своих деток.
Ирина: - Просто понаблюдайте, в какой ситуации он это делает. Была одна мама, мне на занятии говорит: «Ирина Петровна, мы уже всей семьей устали. Она постоянно ходит и кричит, и кричит, и кричит». Я говорю: «Ну как кричит?» - «Вот сейчас она сидит и просто гудит». Я говорю: «А в каких ситуациях?» - «Постоянно». Я говорю: «А кто сколько вас в семье?» Мама говорит: «Ну я, папа, бабушка, три старших дочери и она самая младшенькая». А старшие девочки ещё занимались там саксофоном и скрипкой, по-моему. И, разумеется, даже на занятии мы занимались, и девчонки постоянно подбегали, мама то, мама сё. Я говорю: «А скорее всего наша девушка начинает кричать, когда слишком много народу вокруг говорят. Вот она сейчас гудит, потому что мы с вами разговариваем, и фактически мы ей мешаем рисовать. Давайте замолчим». Мы замолчали, она посмотрела на нас и перестала гудеть. И даже выражение лица поменялось. Она успокоилась и стала спокойно рисовать дальше. Нужно просто замолчать, и вы увидите, что ребенок перестал закрывать уши, мычать, кричать или убегать. Это сенсорная алалия.
Ребенок не контактирует со сверстниками или же наоборот пристает к ним слишком активно
Мария: - Следующий пункт, который тоже часто приписывают к аутизму, это то, что ребенок не способен вступать в отношения со сверстниками, или напротив, излишне пристает к сверстникам, например, обнимает их или целует. Объясню, почему так происходит. Ребенок не понимает обращенную речь и, когда родители приходят на консультацию, говорят, он не играет со сверстниками, он не дружит с ребятами. Давайте разбираться. Если вы пришли, и ребенок играет в песочнице с другими детками, то есть он сидит с ними рядом, это уже какие-то отношения? Или, например, все дети начали бегать, играть в догонялки, побежали все вместе кататься с горки, ваш ребенок с ними может побежать? Да, может. Но когда дети начинают играть в какую-то более сложную игру, где есть какие-то правила, то ребёнок отходит? Да, так и есть. Значит он просто не способен понять правила игры. То есть это не отсутствие контакта, ребёнок не то, чтобы не хочет контактировать со своими сверстниками, он бы не против, он с ними бегает, он с ними играет в какие-то простые игры, но не понимает сложных игр. И это очень хороший признак того, что у ребенка сохранный интеллект, что он понимает, что не способен сделать то, что делают другие. Поэтому он и не лезет к этим деткам, не пытается с ними как-то взаимодействовать. Хотя бывает наоборот, когда приходят родители и говорят, что он всех целует. Особенно это беспокоит родителей, которые живут в Англии, потому что там так не принято, а ребенка привели в детский сад, он ходит, всех обнимает или всех целует. Опять же он не знает, как взаимодействовать. Мама ему, может быть, миллион раз это рассказывала, но ребенок не понимает речи и ему хочется поиграть с детками. Это уже индивидуальные особенности. Есть дети, которые, в принципе, больше любят быть одни, а есть наоборот, которые любят быть с другими детками. В принципе, просто посмотрите на окружающих людей, на окружающих взрослых. Вы такую ситуацию увидите везде.
Ирина: - Почему именно с детьми так плохо получается у них? Родители говорят, а вот со взрослыми он больше общается. Вот со мной он хорошо общается, с папой, с бабушкой общается, играть может. А с детьми на площадке не играет. Дело в том, что дети другие не догадываются, что там есть какие-то сложности, и они не подстраиваются под вашего ребенка. Это вы уже научились пользоваться всеми возможными доступными средствами, чтобы донести свою информацию до ребенка, вас он понимает, ему с вами комфортнее. А там дети говорят как попало, поэтому совсем ничего не понятно, и игра не получается, именно сложная игра. Почти все родители говорят, что в догонялки прекрасно играют с другими детьми.
Мария: - Именно поэтому ребёнку легче выстроить отношения со взрослым. Просто легче. В связи с этим он со взрослыми людьми больше контактирует. Или с детками более старшего возраста, которые ещё как-то готовы повзаимодействовать с ребёнком, с ними как со взрослыми, порой удается выстроить какие-то межличностные отношения. Ещё дети с сенсорной алалией очень точно копируют получаемую информацию.
Ирина: - Да, сначала, как эхолалия, это очень сильно заметно. Потом, когда мы подходим ОНР2+, ОНР3, ОНР4, мы замечаем, что ребёнок очень хорошо копирует фразы, единожды услышанные. откуда-то он их берет, пробует на вкус, на язык, трансформирует и дальше уже самостоятельно речь выстраивает. По результатам коррекционной работы в норме дети с сенсорной алалией очень хорошо осваивают другие языки. Потому что на самом деле наилучший способ освоения чужого иностранного языка — это не учить его во взрослом возрасте, не учить его по словарям и учебникам, а общаться с носителем, слышать целые фразы, целые куски, абзацы, периоды и их воспроизводить. Сенсорикам это свойственно, поэтому, как ни странно, если сделать ему полное понимание речи, они очень хорошо в дальнейшем разговаривают на других языках.
Мария: - Да, даже и на своём языке порой эти дети используют в своих речевых оборотах какие-то сложные, интересные фразы. И ты не всегда по ребёнку скажешь, что у него там что-то не так.
Ирина: - Главное, чтобы он понимал, что он имеет в виду под этими словами, а не просто их произносил.
Ещё больше информации на нашем канале:
Записаться на занятия онлайн к логопеду: