С городом Черкасском тесно связано появление на Дону первых лекарей и организация медицинского дела на земле донских казаков.
Постоянно находясь в состоянии войны с турками и татарами, казаки несли большие потери, многие донцы умирали от ран. Не имея своих лекарей, донцы обратились с челобитной к государю московскому, прося прислать искусных лекарей “для лекарства больных и раненых казаков”.1 Царь Алексей Михайлович уважил просьбу донцов.
В 1653 году в Черкасский городок из Москвы приехал профессиональный врач иноземного происхождения – Лука Климовский. Освоившись в казачьей столице, он отправил в Москву челобитную, прося прислать своего сына Тимофея «на Дон к Вуйску для ево ремесново дела лекарства».2
В 1673 году Черкасск прибыли лекари Афанасий Щешуков и Иван Костылев. Раненых лечили старинным домашним способом: накладывали припарки из горячего вина и смазывали раны особым составом, сделанным из желтого воска, говяжьего сала, белой смолы и “деревянного масла”.3 Казаков, заболевших “крымской” (проказа) или “французской” (венерические болезни) болезнями не лечили (они считались неизлечимыми), а изолировали в специально отведенных для этого местах. Атамана Фрола Минаева правительство берегло и лечило особо. Так, в 1683 году оно пожаловало Минаева «для ево болезни на лекарство пропиэтису десять золотников безденежно из Оптекарского приказу».4
В 1695 году в связи с Азовскими походами Петра I, когда Черкасск стал опорным пунктом русской армии на юге России, количество врачей в донской столице было увеличено, здесь появился и госпиталь.5 Среди врачей, оставленных Петром I в Черкасске после неудачной осады Азова в 1695 году, главным был доктор Термонт.1 В обязанности этих врачей входило в основном лечение казаков и солдат, получивших ранения при штурмах Азова. Вскоре эти врачи покинули Черкасск, уехав в Москву. Любопытна мотивировка их отъезда: “...они вылеча в Черкасском всех раненых людей, поехали из Черкасска к Москве ноября 30 числа, а лекарства у них ничего не осталось, а больных опричь раненых лечить они не умеют, для того это дело дохтурское”.2
С бегством этих лекарей в Москву Дон и Черкасск долгое время оставались без лечебной помощи. Только в 1737 году указом императрицы Анны Иоанновны в Черкасск был прислан врач Андрей Геррес.3 Однако, он недолго пробыл в Черкасске и сбежал по примеру своих коллег.
Его сменил Абрам Миллер, отозванный в 1748 году в Петербург. На его место был прислан подлекарь Даниель Пель. В 1750 году в Черкасск прибыли доктор Гевит и лекарь Бланк.4 Гевит, немец по происхождению, прекрасно знал русский язык. На Дон его прислали для составления рецептов и расширения аптеки, улучшения в целом медицинского обслуживания в Черкасске и на Дону. Гевиту предписывалось постоянно находиться в Черкасске, в то время как лекарь Бланк должен был сопровождать войско в походах.5 Гевит значительно расширил черкасскую аптеку, помещавшуюся справа от моста, ведшего на Ратное урочище.6 Там же находился госпиталь. Черкасская аптека пополнялась медикаментами из Московской главной аптеки, а также некоторых зарубежных аптек.7
Часть средств на закупку медикаментов отпускалась московским правительством, но основную сумму давало само войско. Закупка производилась зимовыми станицами, ежегодно посылаемыми с Дона в Москву.1
Доктор Гевит пробыл в Черкасске около восьми лет, и в 1758 году его сменил Фридрих фон Лаутенбург.2 Он имел ученые степени докторов медицины и философии. Сам родом из Праги, Лаутенбург закончил Карловский университет в Праге. В подчинении у Лаутенбурга находился войсковой лекарь.
Новый врач расширил ассортимент медикаментов и круг аптек, снабжавших донскую столицу медикаментами: кроме Московской и Царьградской аптек медикаменты в Черкасск присылала Лебенская аптека. В год на медикаменты отпускалось 453 рубля. Лаутенбург, несмотря на два докторских диплома, получал в год ту же зарплату, что и его предшественник - 790 рублей.
Врачебная карьера Лаутенбурга в Черкасске закончилась довольно неожиданно и плачевно. Обвинённый в том, что он дал яд жене старшины Сидорова, вознамерившейся отравить мужа, Лаутенбург был уволен в мае 1759 года.
В черкасском войсковом лазарете продовольственный рацион для легкораненых казаков состоял из “хлеба ординарного, крупы грешневой, масла конопного и соли”. Тяжелораненых, особенно в голову, питали белым хлебом, крупой овсяной или ячменной, маслом “деревянным” и конопляными семенами.
В дальнейшем за решение проблемы медицинского обслуживания населения Дона и Черкасска брался атаман Матвей Иванович Платов. По его инициативе в Земле Войска Донского была сделана попытка, создать штат медицинского персонала из донских казаков. С этой целью от каждой из донских станиц было отобрано по одному мальчику, с которыми занимался войсковой доктор. Из 114 человек, с которыми проводились занятия по медицине, 73 человека в дальнейшем непосредственно участвовали в практическом лечении донцов.
С Черкасском связана организация регулярной почтовой связи земли донских казаков с центральными районами России, с Москвой, Петербургом. Почта на Дону начинает организовываться в 90 гг. XVII века. В 1696 году перед взятием Азова Пётр I возлагает на донцов обязанность по содержанию почты на территории войска. В отписке царю, войско сообщает о частичном выполнении приказа и просит денег на наем подвод.1
12 марта 1696 года из Посольского в Разрядный приказ боярину Т. Н. Стрешнёву последовала память о составлении приказа о выдаче денег войску Донскому на наем подвод для содержания почты.2
Перед русско-турецкой войной 1736-1739 гг. по докладу фельдмаршала Миниха для связи армии с Москвой и Петербургом решено было организовать почтовые станы от Тулы до крепости Святой Анны (в 5 км к северо-востоку от Черкасска). Такой указ последовал 7 октября 1735 года.3 Предписывалось организовать станы в 30 верстах друг от друга, и «гонять почту со скоростью 15 верст в час.4 На каждом стане надо было иметь по 5 подвод. От Воронежа до крепости Св. Анны забота по организации станов полностью возлагалось на войско Донское. В ноябре 1735 года станы уже функционировали.5
В 1736 году начались военные действия против Турции. И сразу же последовал указ императрицы от 22 июня 1736 года об улучшении почтовой службы.6 В указе в частности говорилось: «для скорейшего переезда посылаемых отсюда (из Москвы и Петербурга) в армии в Крым и под Азов и оттуда сюда курьеров на почтовых станах лошадей прибавить, а именно: поставить на каждом стану от Москвы до тех мест, где ко оным армиям дороги раздвоились, по 20, а оттуда как к армии в Крыму обретающейся, так и в другую сторону к Азову по 12 лошадей».1 Из этого числа 4 лошади всегда должны были держаться наготове прямо на станции. И кормить их надлежало здесь же, в то время как остальная часть содержалась в поле. Правительство намечает общий маршрут организации почтовых станов. Он выглядел так: Москва – Белгород – Переволочно – к донской экспедиции (армии) – через Изюм.2
Учреждение почтовых станов, несмотря ни на что, шло очень медленно. Об этом свидетельствует тот факт, что для исполнения первого приказа об учреждении почтовых станов, последовало до 12 ноября 1739 года еще 400 указов.3
Указом императрицы Анны Иоанновны от 25 января 1739 года был определен порядок пользования почтовыми станами: 1) подводы надлежало давать по подорожным командующего войском генералитета и знатных гражданских управителей. 2) Подводы давать только курьерам. 3) За версту полагалось платить по деньге. 4) Проезжающим через казачьи городки генералам, обер- и унтер-офицерам подставных казачьих лошадей давать запрещалось, кроме лиц, едущих по делам императрицы. Этим лицам разрешалось давать подводы по рангам: генералам полным – 15, генерал-лейтенантам и вице-адмиралам – по 12, генерал-майорам - по 10, бригадирам и капитан-командорам – по 7, полковникам и обер-комиссарам – по 5, подполковникам – по 4, майорам – по 3, капитанам – по 2, прочим обер-офицерам – по одной. 5) Полковые грузы необходимо было отправлять водным путем. В крайних случаях по подорожным командующего генералитета разрешен был провоз грузов, но не более 15 пудов на подводу».4
Казаки неохотно несли службу на почтовых станах. Причиной тому были грубость армейских офицеров, требовавших иногда бесплатно лошадей.5 Для пресечения злоупотреблений и грубостей со стороны офицеров Анна Иоанновна издает указ, в котором сказано: «атаманов и казаков никому напрасно не бить и ругательными словами не поносить и других озлоблений не чинить, и ничего у них безнадежно не брать под опасением воинского суда, а за тяжкое озлобление и учиненное казакам разорение – смертныя казни, о чем публиковано будет впредь печатными нашего императорского величества указами».1
К 1742 году назрела необходимость увеличить плату за пользование подводами. Официально эта мера объяснялась тем, что «ямы (почтовые станции) от малоположенного платежа за подводы пришли в разорение». Устанавливались новые цены на проезд: от Петербурга до Новгорода – по копейки, от Новгорода до Москвы – по деньге за версту, а в прочих местах государства, кроме рижской дороги, за ямские по алтыну на 10 верст.2
Донские казаки подводами из почтовых станов пользовались в том случае, если им надлежало вывозить из Москвы медь, олово и др. – материалы, используемые для постройки и ремонта церквей. Всеми почтовыми делами ведала ямская канцелярия.
На первых порах обслуживание почт на донской земле правительство возлагало не только на казаков, но и на других жителей края. Вскоре оно убедилось, что донские казаки были наиболее пригодными для выполнения этой повинности. Поэтому ее стали возлагать только на них. В связи с этим почтовая повинность казаков стала более обременительной, причем многим из них приходилось нести ее за пределами Донской земли.3
В 1757 году Войску было предписано на почтовых станах иметь определенное число казаков с упряжными повозками и лошадьми. Позже предписанием центрального правительства войсковому атаману вменялось в обязанность следить за порядком почтовой гоньбы в крае и стараться о приведении ее в лучшее состояние. Для отправления почтовой гоньбы на Дону Войско определило производить ежегодный наряд казаков с упряжными повозками и лошадьми. Некоторое время для отправления почтовой повинности привлекались отставные казаки, которые в силу своего возраста и здоровья не всегда исправно несли эту повинность. В связи с этим на почтовую гоньбу стали снаряжать служилых казаков и малолеток. Для отбывания почтовой повинности все станицы выставляли до 500 казаков, а со временем их число возросло до 1000.1 В связи с этим почтовая повинность казаков стала более обременительной, причем многим из них приходилось нести ее за пределами Донской земли.2
Все почтовые станции Дона находились в ведении комиссара, который назначался войсковым атаманом. Несмотря на проведенные преобразования, донская почта и почтовые дороги находились в весьма неудовлетворительном состоянии. Некоторые изменения в почтовом деле стали происходить на Дону в царствование Екатерины II. Это выразилось в том, что частично были отремонтированы почтовые дороги, построено несколько почтовых станций, на трактах увеличена численность почтовых казаков. В 1775 году Войско по требованию правительства составило «Описание почтовых трактов в земле войска Донского». В нем была определена оценка характера местности, по которой пролегал почтовый тракт, дано подробное описание почтовых станций, переправ и рек, указано число дворов в деревнях и станицах, через которые проходил тракт. В 1776 году войсковой дьяк Гаврила Ерофеевич Колпаков составил «Дорожную опись Войска Донского».3
19 сентября 1765 года Екатерина II издала Манифест о проведении в России генерального межевания. На Дону межевание началось в 1766 г. и длилось 20 лет. Итогом стало составление «Карты Всей земли войска Донского». На нее были нанесены все почтовые тракты и расположенные на них почты. 20 октября 1786 года Екатерина утвердила проект «Карты войска Донского». В верхнем левом углу карты помещена «Ведомость» почтовым трактам и почтам с указанием расстояний между почтами каждого тракта.1
Через г. Черкасск проходили следующие тракты: Бахмутский тракт до Харькова, Киева и Новороссийска; Казанский тракт (т. е. через станицу Казанскую) до Воронежа, Тулы, Москвы и Санкт-Петербурга; Нагорный тракт до Царицына, Астрахани и Саратова; Задонский тракт в Ставрополь, Георгиевск и Моздок; Мариупольский тракт в Таврию и Херсон.
Резкое увеличение почтовой повинности тяжело отражалось на положении казаков. В 1773 году войско доносило правительству, что казаки стали «нести несносную нужду и многие казаки от той дальней гоньбы обезлошадили». Когда по приказу Г. А. Потемкина на войско возложили обязанность обслуживать «почтовою гоньбою» тракт от Черкасска до Кавказской линии, войско снова жаловалось правительству, что казачество претерпевает «многочисленный упадок служебных лошадей» и, не получая за это никакой компенсации «приводит тем себя, тож жен и детей своих к невозвратному разорению».2
В период межевания было проведено благоустройство донских почт, но они в последующие годы по-прежнему работали весьма неудовлетворительно. По этой причине высочайшим указом от 22 октября 1798 года повелевалось передать донские почты в ведомство Московского почтамта, который в том же году открыл в г. Черкасске почтовую контору. Первым почтмейстером был определен коллежский асессор Бабичев, при котором состояло 2 канцелярских служителя и 5 почтальонов.3
От многочисленных неурядиц и беспорядков на донских почтах все войсковые атаманы постоянно имели проблемы, и по этой причине атаман М. И. Платов решил все почтовые станции сдать в аренду. С целью привлечения откупщиков Войско предложило им большие поземельные выгоды, однако на торги никто не явился. Почтовое дело на Дону находилось в таком запущенном состоянии, что никакие выгоды не могли привлечь откупщиков.1
Непременным атрибутом каждого едущего на казенных почтовых лошадях являлась подорожная. Подорожная – это открытый лист, дающий право на получение почтовых лошадей. В этот документ вносились фамилия едущего, его чин и звание, маршрут; в нем также указывалось, какое количество лошадей мог требовать для себя его предъявитель в соответствии с чином и званием, по казенной или же по частной надобности он едет. Полицмейстер или же городничий должны были внести «особое засвидетельствование … о неимении препятствия на выезд из города». На почтовой станции ее смотритель проверял подорожную, вносил запись в шнуровую книгу, получал прогоны (плата за каждую версту), отпускал лошадей и т. д.2
Зимой путешественники передвигались в санях, приспособленных для лежания, летом - в возках, обитых кожей. Обычная скорость передвижения в летнее время не превышала 10, в зимнее - 12, а в осеннее - 8 верст в час. Обычно в сутки проезжали около 100 верст, а за водку ямщикам скорость возрастала, и при езде днем и ночью по хорошей дороге проезжали до 200 верст. Некоторые помещики для поездок на Кавказ использовали своих лошадей и повозки. Такая езда называлась ездой «на своих», или же «на долгих. Подобное передвижение обходилось дешевле, но ехать приходилось дольше.3
В марте 1802 года последовал указ императора Александра Iоб упразднении в г. Черкасске почтового правления.4
Евгений Астапенко, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России.
1 РГАДА. Ф. 111, оп.1. № 3. Л.3.
2 Донские дела. - Кн.4. - Стб. 586-587.
3 Щелкунов С. З. Войско Донское при атамане Алексее Ивановиче Иловайском. - С. 48.
4 РГАДА. Ф.111. 1683 г. № 5. Л.4.
5 Энциклопедический словарь военной медицины. - Т. 1. - М., 1946. - С. 100.
1 Энциклопедический словарь военной медицины. – С. 84.
2 Там же. – С. 86.
3 Акты Лишина. - Т. 2. - С. 161.
4 РГАДА. Ф. 346, оп. 1. № 231. Лл. 21-21 об.
5 Акты Лишина. - Т. 2. - С. 562.
6 Попов И. Указ. соч. - С. 13.
7 Акты Лишина. - Т. 2. - С. 563.
1 Акты Лишина. - Т. 2. - С. 563.
2 РГАДА. Ф. 346, оп. 1. № 231. Лл. 180-181.
1 РГАДА. Ф. 111. № 17. Лл. 120-122.
2 Там же. Лл. 127 об.-128.
3 Акты Лишина. - Т. 2. - Ч. 2. - С. 126.
4 РГВИА. Ф. 13, оп. 107, св. 3, л. 132.
5 Акты Лишина. - Т. 2. - Ч. 2. - С. 128.
6Там же. - С. 141.
1 Акты Лишина. – Т. 2. – Ч. 2. – С. 141.
2 Там же. - С. 173.
3 Там же. - С. 233.
4 Там же. – С. 211-212.
5 РГВИА. Ф. 13, оп. 107, св. 6, лл. 458 об. – 459.
1 Акты Лишина. – Т. 2. – Ч. 2. - С. 212.
2 Там же. - С. 246.
3 Пронштейн А. П. Указ. соч. - С. 129.
1 Коршиков Н. С. // Летя в пыли на почтовых. Библиотечка «Дара». Ростов н/Д, 1997. - С. 7.
2 Пронштейн А. П. Указ. соч. - С. 129.
3 Коршиков Н. С. Указ. соч. - С. 8.
1 Коршиков Н. С. Указ. соч. – С. 10-11.
2 Пронштейн А. П. Указ. соч. - С. 129.
3 Коршиков Н. С. Указ. соч. - С. 14-15.
1 Коршиков Н. С. Указ. соч. – С. 15.
2 Там же. – С. 24-25.
3 Там же.
4 РГИА. Ф. 1329, оп. 3, д. 272, л. 302. ПСЗ. Т. ХХVII. № 20172.