Дисклеймер: отзывы от арт-сообщества "Chicken Creators" не несут рекомендательный или рекламный характер высказываний. В основе моих целей, как основателя комьюнити, сформировано желание освещать креативные индустрии города, поддерживая творческий и предпринимательский потенциал авторов.
Приятного чтения! Шалом!
..бог один, но дороги к нему разные...
Кисломолочка
Давным-давнёхонько родился в Российской Империи (а почивал в Нью-Йорке) еврейский писатель – Соломон Наумович Рабинович. Шолом Нохумович, более известный под псевдонимом Шолом-Алейхем. Драматург, основоположник современной литературы на идише.
Одним из популярных произведений автора (классика еврейской литературы) считается цикл рассказов "Тевье-молочник".
По содержанию. Тевье – бедный еврей, который вместе со своими многочисленными членами семьи производит и продает сыры, творог и прочие молочные изделия на отдалённом от столицы хуторе. Цейтл, Годл, Хава, Шпринце и Бейлка - всё это дочери Тевье и его жены Голды. Генетическое богатство, которое по скромным надеждам молочника может принести богатство финансового порядка. Нужно-то, всего-навсего, выгодно сосватать девушек. Сие становится причиной драматичных перипетий, разбавленных самоиронией и сатирой.
История бедняка Тевье частый гость на театральных подмостках. Писатель сатирик Григорий Горин стал автором пьесы по мотивам и с 1989го года пошла жара. Дошла даже до телевизионной версии с Евгением Леоновым. Вот и Театр Дождей с 2003го года не остаётся равнодушным к "Поминальной молитве".
Время доставать зонт и сантименты.
После дождичка в четверг
Захожу на сайт. И не могу удержаться, чтобы не поделиться с читателем поэтичной зарисовкой за пером представителя Театра Дождей:
Петербург и дождь неразлучны, ведь дождь — это наиболее частое атмосферное явление нашего города. Как гласит предание, именно из дождя родился Театр Дождей — один из самых атмосферных театров Северной столицы. Дождь может вызывать бурю радости, освежать, вылечивать от слёз. Дождь может быть внезапным, затяжным, привычным — или долгожданным. Дождь способен творить чудеса, а вера в чудо — это то, в чем нуждаются зрители всех поколений...
Театр Дождей формировался в период с 1989 по 1990 год. Отпочковался от другого петербургского театра "Субботы", обозначив фарватер в сольное плавание. Так и приплыл на Фонтанку, припарковавшись у набережной в 130ом доме.
Но возвращаемся к вводному слову с сайта:
..Живой, подвижный, современный, но бережно хранящий лучшие традиции русского психологического театра, Театр Дождей давно стал «экологической нишей» для людей, которые ищут в сценическом искусстве пищу для сердца и для души. Он притягивает зрителей особенной атмосферой тепла и доверия, интеллигентностью и светом. Здесь зрители могут почувствовать великую силу катарсиса, очищающего человеческие сердца дождем эмоций.
Театр Дождей — это огромный мир человеколюбия и доброты, ответов на вечные вопросы о любви, семье, дружбе, честности, взаимопонимании.
И финальный штрих:
«Мир спасёт доброта», — считает Наталья Никитина — создатель и бессменный художественный руководитель Театра
Дом, милый дом
К сожалению, мне ещё не удалось побывать в родительском здании Театра Дождей. И для потенциальных посетителей с этим связан очень важный момент, который может помочь не запутаться в кое-какие адресах.
Рассказываю. В давние, засушливые времена – считайте голодные годы – у "Дождя" появился друг-покровитель. Именуется он Молодёжным театром на Фонтанке. Помог, приютил, накормил, с позволения. И оставил Театр Дождей обособленным подразделением с сохранением творческой независимости.
Вот тут мы возвращаемся к вопросу об адресах. Внимание, спектакли Театра Дождей делятся на три сцены:
- Сцена Театра Дождей. Набережная реки Фонтанки, 130
- Большая сцена Молодёжного театра на Фонтанке. Набережная реки Фонтанки, 114
- Малая сцена Молодёжного театра на Фонтанке. Набережная реки Фонтанки, 114а
То есть. Обязательно обращайте внимание на адрес, когда приобретаете билеты и впервые посещаете дождливый театр. Я, будучи не сведущим в этих локациях, чуть было не отправился по неверному направлению. Хорошо, что моя благоверная любовь – Вика – была более внимательная к вопросу и по пути шествия уточнила корректный маршрут.
В любом случае, даже если вы каким-то чудом возьмёте с меня пример и ненароком спутаете адреса, то помните, что здания театров расположены достаточно близко друг к другу. Успеете ретироваться, ежели сплоховали.
Гулять, так гулять
Короткий экскурс. Возможно, кто-то и не согласится, но по-моему разумению нет в Петербурге театра, который встречает зрителя столь изысканным экстерьером, как делает это Молодёжка на Фонтанке. Азм есть Измайловский сад, чё-каво, господа. Даже в октябре месяце зелёный блеск не покидает этот природный островок гармонии созидания и цветения. Дикие плющи орнаментально свисают с фасада малой сцены, аккуратно высаженные клёны танцуют меж качелей и арт-объектов. Всё такое лабиринто-гуляночное, променадное, романтишное.
Но, как говорится, смеркалось, так что айда в вестибюль, через металлодетектор, сквозь охрану, в гардероб. Можно пробежаться по экспозиции хроник Театра – здесь они закреплены на стенах кругом и везде. Можно омыть руки в уборной – она раздельная. Можно за десертом в буфет-ресторан. Но мы с вами спешим в зал. Партер, 12 ряд.
Впервые задумался об одном, пожалуй, очевидном факте. Если вы хотите насладиться историей, то приоритет сохраняйте за удалёнными местами. Если же хочется изучать невербальную игру актёров, выражения их лиц, мимику, то чем ближе к сцене, тем лучше. Я к чему веду – с 12 ряда было прекрасно видно и слышно. Что свет, что акустика - без вопросов, высокий уровень. Партерный уклон для отдалённого комфортного созерцания и удобные ярко-салатовые кресла. К чему бы придраться?
Не успеваю отыскать повод для критики, уже третий звонок, всё внимание на спектакль.
Поминальная молитва
Продолжительность – 3 часа 30 минут жизнеутверждения. Два действия, один антракт. Без гротескного авангарда и греховного метамодерна. Академическая классика.
И снова обращаемся к сайту Театра Дождей:
«В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на своё кладбище… Таков обычай! У русских был поп. У евреев — ребе. Мудрые люди, между прочим… А ещё в деревне жили Степан-плотник, Мотл-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские — Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь…». Смех сквозь слёзы, вечные темы семьи и любви, веры и прощения. Спектакль «Поминальная молитва» — одна из визитных карточек Театра Дождей.
В последнем утверждении нет ни грамма сомнений.
Бывает так, что актёры выдают навязчивую, но красивую игру через разного рода гипертрофию. Иной показ игры не видно – её заменяет закалённая и спокойная естественность. В случае с Поминальной Молитвой от Театра Дождей – не актёры и декорации формируют нарратив повествования через ролевые образы и конструкции, а сам спектакль, словно личность в тенях, демонстрирует контроль мизансцены, лёгкость исполнения и уверенную жизнеспособность. Чем не визитная карточка.
Не отходим далеко от актёров и персонажей. Их здесь будет сполна.
Далее, вкусовщина и ощущения – делю игру на три сегмента:
- Главный персонаж (протагонистом назвать Тевье мне не с руки, хочется размылить рамки этого термина до "действующая/ведущая сила", альтернативная Богу. А вот антагонист для меня выражен чётко – это православный поп);
- Фундаментально-колоритные персонажи (Лейзер, Менахем, Урядник, Голда). Ждёшь их нового появления, потому что с первых сцен доверяешь.
- Все прочие. Под последними я имею ввиду, что без сцепки со вторым и первым сегментами их сольные проявления выглядят, как промежутки, как заполнение за необходимостью двигать соответствиями сюжет, а не виденьем. Никоим образом не уничижаю всю авторскую значимость - уверен, творцы справляются прекрасно с поставленными для себя задачами. Отчего и отдельно подчеркну, что особенно понравились на третьих ролях Мотл и Степан.
Спектакль разбит на два действия. Оба запрягаются не сразу, нужно попривыкнуть к стилю изложения. Первое действие – тёплое, комедийное, дружелюбное. Второе с порога заметает зимней вьюгой, драматизмом, тревогой, опустошением. Безжалостный и неожиданный контраст.
Действия, в свою очередь, поделены на сцены. Просёлочная улица, дом, кабак, внутренний двор и тд. Все обрамлены танцевальными вставками, обыденно-резвой пересборкой декораций и включением/выключением освещения.
Юмор. Активно демонстрирует себя в большинстве сцен. По манере и форме напоминает материал от одесских юмористов тридцатилетней давности. Перед глазами всплывает – Роман Карцев, что не удивительно, ибо всё те же еврейские корни.
С лихвой навалено аутентичного кошерного быта. Есть место упрощённой, но вездесуще-заводной хореографии. А вот вокальных партий, одной или двух, мне не хватило, пришлось довольствоваться фоновой еврейской музыкой и песнями.
Костюмер постарался, заботливо подчеркнул цветами ключевых персонажей. Опять же, имеется считываемый референс к Остапу Бендеру в Перчике.
Световик акцентировал цветовой тон не только на грузных переживаниях, но и на комичных абсурдах, как бывает в ситкомах.
Работу гримёра с 12 ряда оценить трудно, но сомнений в качестве каждого участника постановки не возникает.
В писании сказано
Рассказы о не самом весёлом молочнике Тевье – многомерная социальщина. Антисемитские и революционные настроения, вопросы отцов и детей, про равноправие и грехи, жизнь и смерть, о старых укладах и вечных ценностях. О терпении, о вере, о любви.
Но в основе всего этого разнообразия, кто бы мог подумать, лежит (возвышается) Бог. И будничный разговор с ним: то традиционно-бытовой, то слезливо вынужденный. Поиск диалога, вопроса и ответа, за благодарностью, за спасением, за сомнением. И отказ от разговора в обете молчания.
Во всё это теологическое высказывание вплетена красная нить. У "Поминальной молитвы" из Театра Дождей есть место не религиозному чуду, а чуду человеческому. За что спасибо великодушному прочтению от Натальи Никитиной. Она предложила зрителю отказаться от трагической и зудящей горечи бессилия. Наталья преподнесла гостям хлеб, ночлег и тёплый очаг, где супротив оригинальных рассказов не Бог становится ключевым персонажем, а человек. Будь-то иудеи или христиане, казаки или русские, сведённые вынужденными обстоятельствами на небольшом клочке земли. Нищие, бедные, добросердечно выражающие такую чистую, искреннюю, семейную любовь. И в дружбе, и в родстве, вне зависимости от предрешений судьбы, ворчливого настроения или вероотступничества.
Знаете, то чувство, когда после спектакля так и тянет прочитать Тору, с улыбкой пожёвывая мацу и гугля рецепт молочного борща.
То чувство, когда после спектакля видишь себя счастливым, проблемы кажутся пустяками, а на вечернем пути к дому невозможно замёрзнуть (тем более, в объятиях любимой Виктории).
То чувство любви к ближнему.
Однажды я научусь закручивать концовки в толковые кольца хитросплетений, но пока что довольствуйтесь прямой речью: "Спасибо за тёплый спектакль, Театр Дождей." – от людей для людей, идущим по разным дорогам. Пусть не к Богу, но уже друг к другу.
Прикрепляю ссылки на платформы театра:
Предыдущие статьи:
По вопросам сотрудничества с арт-сообществом - Chickencreators@yandex.ru