Дисклеймер: отзывы от арт-сообщества "Chicken Creators" не несут рекомендательный или рекламный характер высказываний. В основе моих целей, как основателя комьюнити, сформировано желание освещать креативные индустрии города, поддерживая творческий и предпринимательский потенциал авторов.
Приятного чтения!
Пора освободить твой разум. Но я могу лишь указать дверь. Ты сам должен выйти на волю.
– не самая популярная цитата из фильма про белого кролика и кротовые ямы, комплексно подходящая для вводного предложения. С одной схожей стороны, её произносит Морфеус, что отсылает нас к названию проекта, о котором стелится речь. С другой стороны.. с другой стороны всё куда прозаичнее и понимается по ходу действия – это, кстати, тоже отсылка. Или кротовая яма. Ход вещей про ход вещей. В общем, друзья, освобождаем разум и наполняем его новой обзорной статьёй про
Первый иммерсивный театр Морфеус в Санкт-Петербурге
Прежде чем окунуться в предпринимательские предтечи данного проекта, давайте заглянем в Википедию. И попросим для несведущих пояснить за термин "иммерсивный театр":
Иммерсивный театр — одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителя «погружают» в разворачивающееся действие.
Разобрались? Не очень? Давайте ещё:
В качестве ключевых отличий иммерсивного театра выделяют три основных момента: отсутствие барьера между зрителями и актёрами, вовлечение зрителей в представление, отсутствие между зрителями и актёрами каких-либо технических или конструкционных сооружений.
От английского "Immersiv" — "погружение". Некое искусственно созданное явление, манипулирующее вниманием зрителя, трансформирующее его в участника. Вам сломали четвёртую стену? Это элемент иммерсивности. Вам дали откусить во время спектакля кусочек пирога, являющегося сценическим объектом? Тоже самое. Попались в заложники киноужаса - поздравляю, знакомьтесь, это тоже часть иммерсивности.
Что-то на эфемерном, хрупком, философском. Что по предметности? Что по конкретному театру? Что пощупать, что потрогать? Причём тут древнегреческий бог сна? Давайте попробуем вместе найти ответы в словах основателя данного иммерсивного шоу, Дмитрия Копылова:
Театр „Морфеус“ начался с того, что когда-то давно, в детском лагере, вожатым, одним из которых был я, чем-то нужно было занять подопечных подростков. Мы проводили много разных ролевых игр и устраивали театральные постановки. В какой-то момент появился формат игры с закрытыми глазами, то есть словесной ролевой игры, в которой каждый играющий персонаж тоже отыгрывает своё предназначение, преследует свои цели. Он по-настоящему находится внутри всего происходящего и влияет на это. Этот инструмент дал возможность путешествовать в тех мирах и тех ситуациях, которые никогда не возможно было бы реконструировать при помощи декораций, света… Позже из этого проекта для подростков в лагере и родился „Морфеус“».
Всё лучшее детям. Всё лучшее от детей. Что-то о фантазиях, которые воплотились в жизнь и продолжают помогать фантазировать уже другим людям. Всё запутаннее и запутаннее. Хочу пройти режим обучения. Запрос принят. Внезапно, перед нами появляется карта реального мира. Тоже нафантазировали. Может на ней мы сможем найти ответы?
Морфеус - первое российское иммерсивное шоу, вышедшее в мировой прокат
Оказывается, что оный театр представлен не только в Петербурге, но и в Москве, в Лондоне, в Барселоне, в Китае, в Лос-Анджелесе и на многих других территориях планеты. Российская франшиза, которую можно приобрести и вести прибыльный бизнес, исходя из публичного коммерческого предложения. Масштаб подкрался незаметно. Бу.
Видимо, чтобы всё это систематизировать и осознать, мне придётся обратиться к эмпирическому опыту, вспомнить день, когда мы с моей возлюбленной Викторией совместно, за ручку, посетили иммерсивный театр Морфеус. Субъективщина, господа, всегда на лицо. Сlose your eyes
Песочный путь
Петербург. 8-10 минут пешочком от станции метро Адмиралтейская. Набережная реки мойки 28. Из центра города в центр событий.
Подходим к воротам, видим логотип театра и кнопочку. Жмякаем. Попадаем во внутренний двор. Классика.
Указателей предостаточно, поэтому найти нужное пространство труда не составляет. Цокольный этаж. Снова видим кнопочку, снова жмякаем. Нам открывает дверь девушка. Улыбается, приветствует и...
*Важное уточнение для потенциального посетителя. Не смотря на то, что в основном пространстве, при ресепшене, есть места для приятного расположения и ожидания времени, указанного на билете, приходить в театр желательно минут за 15-10 до начала представления. Причина, как мне показалась, имеет место быть. Она же, отчасти, незначительный спойлер, так как зона ждуна является одним из первых элементов погружения. По-моему личному убеждению, гостю важно быть своевременным.
...проверяет наши электронные билеты. Приобрести их можно на сайте театра.
Удобства первого взгляда:
- чистая уборная с необычными замками на дверях, напоминающими головоломку (простые защёлки тоже есть, не волнуйтесь, закроетесь)
- шкафчики для хранения вещей. Закрываются на ключики. В театре вам понадобятся только руки и голова, смело убирайте телефон, сумки, чипсеки
- вешалки для верхней одежды
- мягкие места для сидячего отдыха
В зоне ожидания есть что поразглядывать. Милый администратор активно вступает в диалог, если появляются интересующие вопросы.
Фазы сна
Иммерсивный театр «Морфеус» — театр, в котором нет сцены, зрителей в зале всего несколько, а их глаза закрыты специальными повязками. Спектакли публика воспринимает исключительно на уровне эмоций и ощущений: с закрытыми глазами обостряются все чувства. Зрители участвуют в самом спектакле: от их решений и действий зависит то, как будет развиваться сюжет.
В репертуаре театра 5 спектаклей: захватывающий триллер «Ответ Гиппократа», романтическая комедия «До свадьбы заживёт», спектакль-импровизация «Вдох», мистический детектив «22’07», семейный спектакль «Загадка Амулета»
Мы с Викой выбрали "Ответ Гиппократа". Нам его посоветовали. Сказали, мол, самое ваупыщфухоххэхэй приключение. Ну мы и пошли. И пришли. И явился к нам в назначенный час человек, нарёкший себя Морфеусом, проводником зрительского пути. И дал он нам маски, что закрыли глаза от света, во тьму погрузив. И, разумеется, огласил ряд общих технических правил. А потом кто-то из актёров подошёл, взял за руки, осторожно, голосом, повёл в неизвестность. Кто-то меня, кто-то Вику. Привели последовательно, посадили рядом и включили в наших умах камерный экспириенс, развернувшийся глобальной катастрофой.
Дрёма
Ну и как, на милость, скажете обозревать иммерсивный театр без приоткрытого занавеса? Вот и я не знаю. Так что давайте в очередной раз воспользуемся возможностью вставлять чужие цитаты в статью. Синопсис в студию:
Ответ Гиппократа. Захватывающий постапокалиптический триллер перенесёт вас в эпицентр заражения таинственным вирусом. Как повести себя в непростых сложившихся обстоятельствах — решать вам! Спектакль, созданный более 10 лет назад и получивший международное признание, в наше непростое время приобретает новый смысл.
Сюжет, как вы могли заметить, заворачивается вокруг ужасающей на весь мир болезни. Эта болячка вносит колоссальный разлад в социум и в иммунитет человеческого организма. А вы, как зритель и участник, проявляетесь в ролевом формате. Делаем вирусу атата.
Сидим с повязкой на глазах. Ведущий рассказывает историю событий прошлого и настоящего, ведёт нас по игре. Иногда сценарий будет толкать линейно, иногда приходится делать самостоятельный выбор в рамках дозволенного. Всё сидя, но манипуляции руками пригодятся. Можно советоваться с соседом, с ведущим. Присутствует фонетическое и тактильное взаимодействие с персонажами (актёрами) из игры. Есть разные концовки, есть предметы хранения, есть время, за которое нужно успеть победить. или проиграть. Есть запахи и вкусы.
Личные ассоциативные ряды, для углублённого восприятия:
- Подземелья и драконы. Известная ролевая игра, где есть ведущий и ведомые. Частичная свобода действий в стенах сценария. Исток и цель. "Ответ Гиппократа", разве что, предлагает постапокалиптический сеттинг, а не фэнтезийный. Многогранных костей и очков прокачки у вас тоже нет, в гигачада превратиться не выйдет.
- Обитель зла. Известная игровая франшиза. Когда я блуждал в образах, выстраивая по словам ведущего воображаемое пространство и обстоятельства, то черпал референсы в воспоминаниях геймдизайна первых серий "резика". Большое заброшенное здание, лифт, лестницы, коридоры, комнаты. Всё такое тёмное, полуразрушенное, мерцает свет, саспенс, хоррор. В Гиппократе я не встретил зомби, но, возможно, не заглянул вовремя в какую-то дверь, их там навалом. А ещё в представлении имеется возможность собирать вещи (физически, в руках и на коленях) и даже реализована механика полоски здоровья
- Сталкер. Известный литературный феномен. Каких-то железных аргументов не приведу. Ощущения, общий фон, слог
- 7д кинотеатр. Известный развлекательный формат. Когда вас качает, обливает водой, дует ветер. Некоторые формы влияния заимствованы и доработаны, некоторые придуманы заново
Wake up mr freeman
Финал. Эмоциональный, стремительный, внезапный. И победа. Как сказал ведущий: "вы прошли игру". Концовка вышла самая положительная. Ура.
Нас поздравили, аналогичным способом ведения (как со вступлением) вернули в зал, сняли повязки, попросили поделиться мнением, оставить на ресепшене отзыв и проводили до двери.
Что сказать. Это было уникально. Я иммерсивнулся максимально окрылённо. Дал честный отклик и чистую волю игре. Совершал ошибки, советовался, действовал на опыте, принимал резкие решения, собирал все предметы, пока они буквально не начали вываливаться из рук. Испытал чувство радости, грусти, удивления, гордости, уверенности, страха, покоя, партнёрства. Стал героем, познал любовь толпы. Меня даже ранить успели, чуть кровью не истёк. А потом открыл глаза и, как прежде, пошёл за ручку со своей любимой. Домой.
Не знаю, что по другим шоу и спектаклям от Морфеуса, но Гиппократ подарил мне нечто особенное. Детское, задорное. Энтузиазм и побуждение. Сохраню это впечатление, как квестовый предмет. Вдруг, пригодится.
Прикрепляю ссылки на платформы локации:
Предыдущие обзоры:
По вопросам сотрудничества с арт-сообществом - Chickencreators@yandex.ru