Дисклеймер: отзывы от арт-сообщества "Chicken Creators" не несут рекомендательный или рекламный характер высказываний. В основе моих целей, как основателя комьюнити, сформировано желание освещать креативные индустрии города, поддерживая творческий и предпринимательский потенциал авторов.
Во время постановки ни один кот не пострадал.
Пу-пу-пуууу.
Ну что же, друзья, самый светлый йоу. Меня вновь радушно пригласили в театр, от чего, к сожалению, приходится ненадолго откладывать свою любимую прокрастинацию и садиться за куриное перо, дабы откровенно и без прикрас поделиться с вами очередным голословным мнением.
Включайте чай и печеньки, приятного!
Инишмор
В переводе с английского языка "Большой остров". Залив Голуэй, графство Коннахт. Ирландия. Ветренно там, наверное.
Мартин Макдонах
Британо-ирландский драматург. Кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Автор фильмов "Залечь на дно в Брюгге", "Три билборда на границе Миссури", "Семь психопатов". Обладатель наград и различных кинопремий, в большей степени, за сценарные труды. Если не видели, то увидьте.
Удивительный факт - в его честь, в Перми (2014 год), был назван международный фестиваль.
Макдонах написал ряд успешных пьес, но для нашего читателя будет преимуществом временно остановить своё внимание на "Трилогии Аранских островов":
- "Калека с острова Инишмаан". Драма с элементами комедии
- Неопубликованная, но экранизированная трагикомедия "Призраки с острова Инишер"
- Чёрная комедия "Лейтенант с острова Инишмор"
Вероятно, вы слышали о фильме "Банши Инишерина", который вышел в прокат в 2022 году. На главных ролях в работе развлекался актёрский дует из "Брюгге" - Колин Фаррел и Брендан Глиссон. И если вы (как и я) не знали до этого момента о пьесах Макдонаха, то при посещении спектакля "Лейтенант с острова Инишмор" у вас может создастся впечатление, что идёте вы именно на театральную версию фильма про ссору двух закадычных друзей.
Схожее на слух название интуитивно намекает об этой возможности. Но спешу огорчить или обрадовать - "Лейтенант" не имеет никакого прямого отношения к "Банши". Ни по общему настроению, ни по личностям героев.
ГДЕ ТЕАТР
Кратко от лица представителей:
Молодой независимый театр Петербурга, открывшийся 01.09.2023. Это место, где талантливые коллективы, не имеющие собственного пространства, получают возможность играть спектакли на профессиональной театральной сцене. Атмосферный камерный театр с видом на Неву, в репертуаре которого - спектакли от классики до современных интерпретаций и экспериментов на любой, даже самый искушенный, театральный вкус." -
Локация театра спряталась недалеко от станции метро Площадь Ленина. Минут пятнадцать спокойным пешим шагом вдоль Арсенальной набережной и вы попадаете на типичную территорию, адаптированную под классические Петербургские кластеры, на месте которых когда-то раньше громоздились производства и цеха. А сейчас крафт, бургеры и прочие симулякры потребления. Не снобизм, фактчекинг.
Где-то рядом, на улице Комсомола, есть бесплатная парковка.
Один зал. Одна уборная комната. Открытая форма гардероба. Та самая индустриальная камерность и фактурность игриво бликует на контрасте с нарядной светской публикой. За минут семь/восемь до старта приглашают на посадку. К культурному взлёту готовы.
Но прежде чем мы с вами окажемся близь подмостков, хочу предупредить. Когда будете у метро (или у магазинов), предварительно захватите с собой бутылочку воды. Я намеренно не искал, но глаз не зацепился ни за одно место, где можно было бы её приобрести на территории театра. Мэйби, всё в тех же крафтах и бургерах, но совсем в оном не уверен, а позаботиться о читателе считаю священным долгом. Да и смочить горло перед жарким впечатлением дело хорошее.
Слышите звоночек? Я тоже. Но всё же, скорее вернёмся в зал, чтобы растечься в удобных и мягких креслах без двойных подлокотников. Номера на спинках легко читаются и находятся - не потеряетесь. В рядах присутствует угол наклона и головы впередисидящих соседей не мешают просмотру.
Каждый раз несказанно радуюсь, если на малых сценах пол не под сто восемьдесят градусов.
Кабин или пультов управления звуком и светом незаметно, сокрыты. Позади кресел находится лестница на второй этаж, откуда могут появляться актёры (еще они вправе врываться своей игрой с двух ног из-за кулис и входной двери).
На одной стене есть подсветка с логотипом. Воспринимаю её как рабочую фотозону для отметок в сторис. Заботливо выключается перед началом спектакля.
Уже слышите аплодисменты - значит театр немного задержался со вступлением. На минут пять-семь. Сомнительная ИМХОтня в неуверенном контексте, но мне нравится практика некоторых театров дожидаться всех своих опоздавших зрителей, после чего и объявлять о...
А о чём? Сейчас всё трепетно расскажу.
Антракта, кстати, не будет. 18+ значится, ибо мат и сцены насилия. Продолжительность в один час и тридцать минут.
Лейтенант с острова Инишмор. Режиссёр Яна Миносян
Аннотация:
Чёрная, кровавая, дерзкая и гомерически смешная комедия по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Не рекомендуется к просмотру людям, падающим в обморок при виде искусственной крови.
Ноги в руки, заспринтим синопсис.
Где-то на маааааааленьком ирландском острове живут свою лучшую жизнь деревенские дурачки и сумасшедшие. Наивные и посредственные в своих проявлениях, при всём уважении ко всем поселковым жителям. Разумеется, безумие и глупости инишморцев выкручены в абсолют абсурдом обитания в одиночестве, через отчуждение от благов цивилизации, в отдалении от истинного европейского мира.
Деревнята стреляют в глаза коровам, по-своему искренне отражая социальные высказывания современности и кринжово битбоксят под крепкие напитки. От феминизма до терроризма.
Помимо хамоватых простаков, по острову вальсируют карикатурные бандиты, которые представляются борцами за свободу Ирландии. Среди них выделяется роль особо жестокого и авторитетного любителя пыток, который и становится активатором всех дальнейших событий.
Или не он, а его кот. Тут как посмотреть.
Формы форматы
К причинам выбора названия статьи. Если вы ещё не запамятовали, то в заголовке я упомянул имя автора таких культовых кинокартин, как "Карты, деньги, два ствола" и "Большой Куш". Тот самый Гай Ричи. Не для байта, а по незамысловатой, очевидной причине. Не знаю точно, сама ли пьеса про лейтенанта так флёрит и вайбит или это влияние художника/режиссёра спектакля, но постановка представляет буквальный референс на стиль повествования от бывшего мужа Мадонны. Диалоги пропитанные чёрным юмором из цепочек простых логических умозаключений и тупиков. Стоп-кадры с пояснениями, вздутые и вытянутые крайности собирательных образов и характеров. Изобретательные сцены насилия, смешащие нежели пугающие.
Поэтапная эпизодичность. Иногда на смену Ричи приходил Балабанов.
Злые подпольщики в чёрных кожаных куртках, которые как дети, заигравшиеся в войнушку, присваивают себе военные звания, и выглядят словно жулики-неудачники из фильма "Жмурки".
Концентрация всевозможных шуток в минуту неисчисляемая, из-за чего может возникнуть разновесный контраст между их уместностью. Вульгарные и матные заходы нивелируются утончёнными панчами и рефренами. Часть вы пропустите мимо ушей, так как актёр обязательно повернёт голову во время монолога/диалога, но их (приколов) так много, что насмеётесь сполна.
Пошло, нелепо, комично, ярко, крикливо, авангардно, во все стороны из всех пушек. Где-то мне не хватило бытовых пауз и замедления речи между каламбурами, но, справедливости ради, зал хихикал в голос, да и я сам улыбался из раза в раз. Единственная юморезка, лишняя, как видится - про корма Вискас и Ройал Канин. Уж очень она рудиментарная и по КВНовски пресная.
Упрощений немного, но они прикольные, как светлые дурачества любви.
Привлекла работа со светом. Поклон тем, кто ставил. Как же пучки выверенно рассеивались на персонажах и объектах, создавая тенями правильный объём и тон для каждой сцены. Разноплановость расстояния сюда же.
По звуку. Не опять, а снова есть вопросы к акустике, которые я регулярно риторически задаю небольшим театрам без наезда. Темп голоса порой превращает речь артиста в несчитываемый поток из фонетики. Особенно, когда играет фоновое музыкальное сопровождение. Согласен, почти каждое действие выглядит интуитивно понятно и без комментариев, но жажда зрителя поглотить всецело ораторский слог "random krasavchik" непоколебима. Ладно, по звуку не критично, но перфекционисты держитесь, а инвесторы занесите в культуру донаты на технику. Пусть театры живут свою лучшую жизнь.
Музыка в спектакле выглядит как набор монтажных фишек, как предмет из декорации. А ещё ломает четвёртую стену и пробирает меня ирландским духом до мурашек ближе к окончанию спектакля. Мелькает вокал и живой инструментал.
К слову о предметах из декораций. Они найдутся. Трансформерные. Не эволюционируют в молчаливого персоналию, но свою задачу исправно выполняют. Как и костюмы. Как и котик. Как и бензопила. Верю во всё, ноль возражений.
Спецэффекты на месте.
Актёры. Отыграли на сто процентов всё, что можно было отыграть. И песни, и пляски, и даже акробатические элементы. Красивые, молодые, пылающие и пышущие. Ни единой седины и морщинки. Будет ошибкой питать иллюзии от ожидания драматической глубины, она физически не нужна этой постановке. Плоскости и слои выплёскиваются на поверхность - это комедия и в первую очередь и во вторую. Здесь нагло высмеиваются ирландские стереотипы об англичанах, романтизации народных террористов и провинциальной бедности ума. За что, говорят, Макдонах получил солидную порцию нерукопожатного хейта - задел за живое благородных патриков.
Отчёркивая
Чем всё-таки примечателен Инишморский Лейтенант от "ГДЕ ТЕАТР", так это обратным эффектом погружения. Если когда-то вы лицезрели театр в кино (особенно в 64 кадрах), то распишитесь и получите отзеркаленное тождество - кино в театре. Вектор накала, как будто перед телевизором
Real. Немного вторичная концепция стилизации из неприкрытых оммажей к Ричи (или к Тарантино), похожая на переспелый, приторный, но сочный пилот нового сериала от Netflix, который хочется с удовольствием проглотить залпом до последней капли.
Пойду ли я смотреть эту чернуху второй раз? Задумался. Хочу ли я продолжения островных историй от актёров и постановщиков из "ГДЕ ТЕАТР"? Безусловно хочу. И вторую, и третью, и четвёртую серию (Макдонах, иди пиши антологию).
Но есть, что есть. Есть один прочитанный твист. Есть другой неожиданный.
И закольцованная заключал`очка.
Учитывая, что автор "Рок-н-рольщика" последнее время расходует свою идентичность на откровенно слабые ленты (долги, исписался, поиск нового, похищение инопланетянами - не знаю причин), то вернуться через спектакль к олдовому почерку английского мэтра по-свойски приятно.
Если бы ещё вскользь применили пародию на голос Володарского, то точно рукоплескал и гоготал, как простодушный дурак с ирландских островов.
Суммируя. Берегите котиков.
Прикрепляю ссылку на платформу театра:
По вопросам сотрудничества - Chickencreators@yandex.ru