Вот мы думаем, что золото, платина, рутений – металлы редкие и дорогие. При этом в 2023 г. было добыто 3644 т золота, платины – 170 т, рутения – 33 т. Неужели с таким тоннажем их можно считать редкими? Ну, если вспомнить, что железной руды в том же году было добыто свыше двух миллиардов тонн, то да, вполне можно.
Но ведь наверняка есть какие-нибудь действительно редкие металлы?
Их есть у Земли. Вот, например франций. По разным оценкам его содержание в коре не превышает 30-40 г. Половина спичечного коробка на весь мир, вот это я понимаю редкий.
Представим себе, что в наши загребущие ручонки попало грамм 10 франция. Вероятно, первой нашей мыслью будет: «А по какой цене это богатство можно реализовать?».
Мысль понятная, но неправильная. Сперва стоит подумать, сильно мы облучились или нет? Дело в том, что франций радиоактивен: является продуктом распада урана-235 и тория-232, а также любит распадаться сам.
Но предположим, сбегали мы в ближайший сельмаг за костюмом радзащиты и вернулись к нашей «прелести». Но, что такое? Куда всё подевалось? Нас не было минут двадцать, а половины всего найденного франция как ни бывало! Караул! Экспроприировали!
В действительности даже наиболее стабильный изотоп франция, франций-223 имеет период полураспада около 22 мин. Поэтому времени на то, чтобы выгодно толкнуть блестяшку, у нас в обрез.
Но на самом деле, конечно, в природе нельзя наткнуться на самородок франция. Как раз по причине того, что он спонтанно образуется из других радиоактивных элементов, а потом также спонтанно и достаточно быстро распадается сам, франций не может накопиться в заметных количествах и пребывает в основном в атомизированном состоянии.
Большие скопления франция – это несколько десятков тысяч атомов, которые ученым посчастливилось ненадолго заполучить в свое распоряжение. По этой же причине практически никакого применения у металла нет. Редкий и бесполезный.