Записаться на занятия онлайн к логопеду:
Ирина: - В этой статье мы вам будем рассказывать о нормативах детского раннего развития.
Оксана: - Да, хотелось бы начать с самого первого года жизни, начнем даже с первого месяца жизни. И пробежимся по тому, что должен уметь ребенок в каждом месяце жизни до полугода. Итак, вы принесли ребенка домой счастливые, довольные, с вами комочек счастья. Что же с ним делать? Любить и наблюдать за его развитием. У ребенка идет перестройка организма, адаптация его во внешнем мире, он из водной среды попадает в воздушную среду. И также происходит адаптация у родителей, потому что для них это новая роль, которую нужно принять и понять.
Первый месяц жизни
Оксана: - Что же должен уметь ребенок и как должен развиваться в первом месяце жизни. Ребенок основную часть дня спит. А бодрствование его составляет от 2 до 4 часов в сутки.
Ирина: - Это самое счастливое время родительства.
Оксана: - Точно. Ребёнок в это время растёт, пока спит, а во время бодрствования осваивает новую среду. Что же с ним происходит? Какие рефлексы важны в этом возрасте? Сосательный развивается активно, поисковый - он начинает искать грудь матери. Хватательный рефлекс, когда мы подносим пальчик, кулачок ребенка сжимается. Когда мы проводим по стопе, пальчики на ножках тоже сжимаются.
Ирина: - Как у обезьянок.
Оксана: - Да. Это касается рефлексов. Также есть рефлекс Мора и плавательный рефлекс. Кушает ребёнок обычно каждые два часа, но всё индивидуально. Ночью он может поесть от трёх до пяти раз, опять-таки всё индивидуально, я говорю сейчас о усреднённой норме. Затем происходит психоэмоциональное развитие. Что важно дать ребенку в это время? Ребенок должен концентрировать свой взгляд на лице матери и очень важно тепло, которое мама излучает, будучи рядом. Присутствие матери в этот первый месяц - обязательная составляющая. И чем больше мама будет рядом, тем полноценнее будет ребенок развиваться. И задача домочадцев, пап, может быть, бабушек, кто поддерживает, эту возможность маме обеспечить. Потому что так закладывается нормальная работа в психике ребенка.
Ирина: - В последнее время еще одна нехорошая мода появилась, звучит она так: «Не берите ребёнка на руки. Он плачет, потому что он вами манипулирует. Если вы будете его брать на руки, когда он плачет, то он вырастет эгоистом». Абсолютная неправда. Дело в том, что дети никогда не плачут просто так, если ребёнок плачет, он может быть не просто голодный, не просто мокрый, замёрзший. У него элементарно может спинка зачесаться, у него может быть внутричерепное давление повышенное. Если вы ребенка кладете, он сразу начинает кричать, а вертикально ему хорошо. В чем же дело? Ему может солнышко в глазки светить, например. Нам никогда в голову не приходит то, что же его может беспокоить? Поэтому если ребенок плачет, значит что-то происходит. Возьмите на руки. Без материнского тепла на ручках ребенок вырастет не эгоистом, а асоциалом.
Оксана: - Да, потому что крик в этом возрасте - единственный способ общения, единственная возможность выразить любую свою потребность. Поэтому в этом возрасте, в первом месяце жизни, если ребёнок кричит, значит, нужно найти причину и устранить её. Ни в коем случае не думать, что ребёнок действительно в месяц манипулирует вами.
Ирина: - Там пока мышления такого еще нет. Как манипулировать?
Оксана: - Что еще важно сказать? Что происходит в этот первый месяц жизни? Ребенок может перестать плакать, если мы его берем на руки и это хороший признак.
Ирина: - Речевое развитие. В этом возрасте, если есть какие-то проблемы, то это действительно что-то очень серьезное будет в дальнейшем. Что может обеспокоить в речевом плане родителей? Допустим, если ребенок не может сосать грудь, попёрхивается, захлёбывается, молоко идёт носом, то стоит обратиться к специалистам, чтобы посмотрели что не так. Это может быть симптомом расщелин твёрдого нёба, мягкого нёба, или же симптомом пока ещё не дизартрии, но в дальнейшем она, возможно, будет. То есть это всевозможные неврологические нарушения. Ребенок плачет без звука, нет голоса? То же самое, в обязательном порядке нужно провериться, нет ли парезов и параличей голосовых связок. Что еще может быть? В принципе, ребенок должен кричать, Оксана Владимировна верно сказала, что это единственный способ общения с миром. Криком обозначить, что мне что-то не нравится. И, может быть, начать улыбаться, если нравится. Крик пока не модулированный, невозможно отличить, ребенок плачет, потому что он голодный или потому что ему холодно, или потому что ему скучно. Крик пока что одинаковый. Это всё его речевое развитие в месяц.
Оксана: - И в месяц появляется первая улыбка, которая одарит вас счастьем. То есть, когда вы наклоняетесь над ребёночком, ему улыбаетесь, он в ответ вам тоже может улыбнуться в месяц.
Ирина: - Давайте опять же уточним, что месяц – это плюс-минус, от месяца до трёх может появляться первая улыбка. Лежим, ножками дрыгаем, кряхтим, сопим. Вот это все удовольствия ребенка.
Оксана: - Значит, в этот месяц вывод такой, важно ваше материнское тепло, важно находиться всегда с ребенком рядом, реагировать на каждый крик и пытаться этот крик устранить и выяснить, в чем причина. Любить и наслаждаться материнством.
Второй месяц жизни
Оксана: - Итак, второй месяц жизни. С месяца до двух. Как же тут развивается ребенок? Сон у него ночной удлиняется, то есть ребенок может спать от 10 до 12 часов, с перерывами на кормление. Дневной сон укорачивается, ребенок больше начинает бодрствовать. Шею начинает держать, примерно одну минутку, в вертикальном положении. Если ребеночка мы положим на животик, он может головку на 45 градусов уже поднять и удержать ее полминутки. Если мы положим ребеночка на бочок, он может легко перевернуться на спинку. Это говорит все о благоприятном физическом развитии ребенка. Хватательный рефлекс немножко угасает, но, если мы дадим ему в ручку погремушку, он ее будет держать.
Ирина: - Или мамины волосы. Антропологи рассказывают, что вот эти кулачковые хватательные рефлексы у нас от обезьянок. Чтобы малышки обезьянки в мамину шерстку вцеплялись и висели на шерстке, у нас это от обезьян осталось, представляете? Иногда родители говорят: «ой, ребенок не умеет сжимать кулачок», это неправда. Кулачки умеют сжимать все, если уж не совсем какая-то жуткая патология. Если вам кажется, что ребенок не может сжать кулак, дайте ему карандаш в любом возрасте, он его прекрасно будет удерживать, не вытащите даже. Поэтому кулачки мы сжимать умеем, иначе бы мы не выжили.
Оксана: - Что же происходит в эмоциональном развитии? Улыбка становится все чаще, ребенок начинает на вашу улыбку активно отвечать и сам улыбаться.
Ирина: - И на улыбку, и на интонации, кстати.
Оксана: - А это значит, что он реагирует на знакомые звуки. То есть начинает различать звуки на знакомые и незнакомые.
Ирина: - Один из врожденных безусловных рефлексов – это страх громких звуков. Скорее, не страх, а просто ребенок замирает, когда что-то громыхает. В речи у нас появляется следующее. Ребенок начинает акцентироваться на голосе мамы, он может на ее интонацию начать улыбаться. Ну, неосознанно, но тем не менее. В крике по-прежнему нет больших модуляций. Ребенок начинает пробовать собственный артикуляционный аппарат, но коммуникация по-прежнему осуществляется только криком. Замечание, если ребенок в два месяца по-прежнему не держит голову, быстро бежим к неврологам, пускай разбираются почему.
Оксана: - Да, всё верно, потому что может быть гипотонус шеи, который корректируется легко с помощью массажа. Но всё равно на это стоит обратить внимание.
Ирина: - Поскольку, если голова не держится, это свидетельствует о каких-либо проблемах и это замедляет развитие. Я всегда говорю, что один день в жизни ребёнка стоит года нашей жизни. Поэтому не упускайте моментов.
Третий месяц жизни
Оксана: - Итак, третий месяц жизни. Что происходит в физическом развитии? Ребенок уже к трем месяцам должен переворачиваться, причем переворачиваться уже не сбоку на спинку, а наоборот, со спинки переворачиваться на бок. К 3 месяцам он активно держит голову, а если этого не происходит, опять-таки же неврологу об этом нужно будет рассказать и продемонстрировать. Лежа на животе, может приподниматься (упираться на предплечья).
Ирина: - В этот момент начинается выпрямительный рефлекс, умное слово, которое означает, что ребенок лежит не просто глядя в потолок, а начинает изучать окружающий мир в перевернутом виде, в нормальном нашем, предмет у него становится вертикально направленным, так как и должно быть. Без этого выпрямительного рефлекса возможна умственная отсталость. Поэтому переворачивайте детишек на животики. Им полезно.
Оксана: - Да, спина тоже укрепляется, когда он в таком положении приподнимается. Ещё очень важный момент – появляется режим. Уже к трём месяцам мама с ребёнком привыкают друг к другу, и у них появляется одно примерное время пробуждения, время засыпания. Ребёнок днём спит от трёх до четырёх раз, в среднем. Кто-то спит больше, кто-то меньше. В психоэмоциональном развитии гуление расширяется, вокализация расширяется.
Ирина: - Давайте уточним. Многие люди не знают, чем гуление отличается от лепета. Гуление – это звуки, похожие на «АГХХ». Лепет – это более серьезные вещи: «ПА ПА ПА», «ТУ ТУ ТУ». Это уже все повторяющиеся слоги, но это будет позже. Собственно, в три месяца они только-только могут начать появляться. А вот гуление, да, там огромное разнообразие всевозможных звуков, проба пера, что называется. Ребенок изучает свой собственный артикуляционный аппарат, голосовой аппарат, что он может, чего он не может, а могут они многое. Видоизменяется крик, с этого момента мама уже может по разновидности крика понять, что же нужно ее малышу. Хочет ли он на ручки или он хочет кушать. Так что модуляции голоса уже становится возможны. В этом возрасте они уже научаются смеяться.
Оксана: - То есть это уже не просто скудная улыбочка, а это уже прямо смех.
Ирина: - Ну, не само по себе, опять же, а как ответная реакция. И еще один важный момент. В речи ребенок начинает очень активно ориентироваться на голос. То есть с ним нужно очень много разговаривать, меняя интонации, «вот и моя пусечка», вот это вот всё должно быть. Тогда ребенок, слыша голос, сначала как бы замирает, а вот потом уже реагирует на интонацию одобрения, умиления, начинает улыбаться и хихикать.
Четвертый месяц жизни
Оксана: - Итак, четвертый месяц жизни. Что к четвертому месяцу появляется? Во-первых, это период активного слюноотделения, то есть рот начинает готовиться к появлению зубов, зубки пойдут позднее, но уже челюсти готовятся к тому, чтобы зубы появились. Поэтому ребёнок начинает тащить всё активно в рот, он начинает запихивать себе кулачки, тянуть свои ноги. Это становится его любимыми игрушками. Также у ребёнка что появляется? Осознанное движение. Он может тянуться за тем, что ему интересно, рассматривать вертящиеся игрушечки, модули над кроваткой, активно их может рассматривать, сосредотачивать взгляд и пытаться до них дотянуться. Если мы помаячим какой-то погремушкой интересной, он начнет тянуться к этой погремушке.
Ирина: - Это, собственно, очень активное развитие межанализаторных связей, когда у тебя глазки, структуры мозга, отвечающие за зрение, должны сконцентрироваться на предмете и направить руку туда. То, чем мы занимаемся с детьми с сенсорной, с моторной алалией - тренируем межанализаторные, межполушарные связи. Примерно в это время они начинают свое формирование.
Оксана: - Да. А также ребенок прям уже активно он визжит от восторга. То есть ему приятно проводить время с родителями. Он уже распознает маму и успокаивается, когда мама появляется. И нервничает, капризничает, когда мама уходит.
Ирина: - С этого времени у них появляется узнавание своего имени. И на этом я чуть-чуть поподробнее остановлюсь, потому что очень-очень частый вопрос, не аутизм ли у ребёнка с сенсорной алалией, если он не отзывается на имя? В чём здесь секрет? Если у ребёнка сенсорная алалия и звуковой комплекс не связывается с каким-либо понятием, то имя – это такой же звуковой комплекс, не несущий какой-то иной смысловой нагрузки. Почему в норме ребёнок начинает отзываться на имя? Потому что прямо с самого раннего возраста он слышит, как ему мама говорит, Васенька, и после этого ему молока принесли, мамой пахнет. Звук его имени у него связывается с приятными ощущениями, удовлетворением его потребностей. У сенсориков это происходит сложнее и позже. К тому же имейте в виду, что если ребенка называют разными ласковыми именами, его имя будет в ряду всех остальных. То есть он может считать, что его зовут Крошка, а не Вася. Поэтому учитывайте немного этот момент.
Оксана: - Да, лучше называть всегда ребёнка по имени и одним именем, которое выбрали. Ещё, кстати, появляется лепет в этом возрасте. Такие слоги, как «ба», «ма», «па», они являются неосознанными, их ещё совсем-совсем мало, но можно уже услышать в этом возрасте.
Ирина: - Ба-ба-ба-бу-бу-бу. Особенно если мама, наклоняясь над ребенком, подкрепляет его лепет, повторяет то же самое, что он произносит. То же самое, межанализаторные связи. Артикуляционный аппарат согласуется с акустическим аппаратом. Звуки П, Б, М самые первые. Слова, образованные из этих звуков, практически во всех языках мира появляются самыми первыми. Это связано с тем, что эти звуки губно-губные, и их не просто слышно, но и видно. Ну, допустим, звук С ребенок увидеть не может, он происходит внутри рта его мамы. А вот ПА-ПА-ПА это можно увидеть, это можно воспроизвести на себе, поэтому они появляются самыми первыми. У детей с алалиями любого из сортов звуки П, Б и М могут отсутствовать, как ни странно. Несмотря на то, что они были у ребенка в лепете, в говорении, когда он учиться разговаривать, в более позднем возрасте, они могут отсутствовать. Это, кстати, один из критериев, один из симптомов дифференциальной диагностики алалии от других похожих состояний.
Пятый месяц жизни
Оксана: - Итак, а мы продолжаем. Поговорим сейчас, что должен ребенок уметь к пяти месяцам своей жизни. Этот месяц происходит под девизом «хочу двигаться». Движение становится очень важно малышу, движения становится больше. Он активно переворачивается как со спины и на живот, так и с живота на спину и обратно. Может встать уже не на предплечья, а на вытянутые ручки и поднимать головку, лежа на животике, опираясь на вытянутые руки. Также он сидит с поддержкой.
Ирина: - Высаживайте его в подушке.
Оксана: - Либо он может еще немножко заваливает на бочок попку. То есть это уже подготовка к полноценному сидению, которое будет чуть-чуть попозже. В психоэмоциональном развитии что происходит? Ребенок уже активно зовет маму криком, тянет к ней ручки, то есть появляются первые элементы коммуникации. Прямо вот такой маленький диалог.
Ирина: - Да. Собственно, так и есть. Коммуникация – это не только слова. Коммуникация – это любой способ привлечь внимание, передать какую-то информацию и получить информацию. Поэтому да, это уже коммуникация, всё серьезно.
Оксана: - Также, если мы дадим погремушку в ручки, он уже начинает ими греметь. Зарождается предметно-действенное мышление.
Ирина: - Ой, и не только погремушечку. Если мы даём в руку погремушку, и он умеет ей греметь, вы даете ему любой другой предмет, он будет первым делом пытаться им греметь, потому что он пытается постичь, а что с этим предметом делать. Научайте ребенка дальше, что делать с другим предметом. Это развитие мышления.
Оксана: - В речи гуление остаётся, а лепет продолжается.
Ирина: - Появляется вокализация. Вокализация – это когда ребёнок соединяет несколько гласных. Они начинают активно распеваться.
Оксана: - Да, еще он отличает лица близких людей от чужих. И если близкое лицо рядом, он спокоен. А когда кто-то чужой приходит, может закапризничать, бровки нахмурить.
Ирина: - Ой, истерику закатить может. Вот про это как раз говорят «сглазила». Нет, просто ребенок распознал, что чужая тетя, я ее не знаю, что с ней делать непонятно, спасите, помогите. Нормальная реакция.
Оксана: - На этом этапе важно физическую активность ребенка не ограничивать. Если ему тесновато в манежике или в кроватке, обеспечьте ему условия на коврике, расширьте пространство, безопасность создайте, и потихонечку, пусть учится ползать, потому что все предпосылки к этому идут.
Ирина: - Да, в этот момент у него активно развивается такая структура мозга, которая именуется гипоталамус, которая поначалу обеспечивает ориентацию в плоском пространстве, а в дальнейшем гипоталамус у нас занимается памятью, переводом из оперативной памяти в долгосрочную. Хочет двигаться – он должен двигаться.