Привет.
Начинающему бухгалтеру очень сложно определить классификацию расходов. Конечно, здесь опорой должна быть учетная политика, которую разработает главный бухгалтер.
А я попробую понятно объяснить, чем они друг от друга отличаются.
Прямые расходы - это все, что входит в себестоимость произведенной продукции.
Например, вы производите пончики.
Ваши прямые расходы (в бухгалтерском учете это счет 20):
- мука;
- соль, сахар, разрыхлитель, дрожжи;
- вода покупная;
- варенье для начинки и прочее сырье;
- заработная плата пекаря, работника, кто делает тесто и т.д.;
- страховые взносы производственных работников;
- аренда цеха или оборудования для производства продукции.
А вот косвенные или их еще называют накладными - это вспомогательные расходы, которые прямо не относятся к продукции, но без этих затрат вы не сможете нормально работать. Что относится к накладным или косвенным расходам (в бухгалтерском учете, например, счет 26):
- зарплата АУП (бухгалтер, юрист, кадровик, служба безопасности, механики оборудования, отдел контроля качества и т.д.);
- сотовая связь, интернет;
- обслуживание программ 1С;
- консультации, аудит;
- аренда офисного помещения и т.д.
Есть распределяемые расходы. Если электроэнергию нам выставляют и на производственный цех, и на офис, то, конечно, грамотно их делить, например, в зависимости от площади помещений. На практике, этим никто не замарачивается и обычно все относят на счет 20.
Что относится к прочим расходам компании?
- штрафные санкции;
- курсовые разницы;
- убытки прошлых лет;
- переоценка;
- проценты по кредитам и займам;
- списанные товары на маркетплейсах и т.д.
Чтобы в голове уложить и разделить затраты - нужно сесть и собрать абсолютно все расходы за несколько периодов. И подумать: фурнитуру мы покупали для изделий (значит, прямой), запчасти для оборудования (прямой), питьевую воду в офис (косвенный), канцелярские товары на всех (косвенный), хозяйственные товары уборщице (косвенный), метлу для дворника (косвенный). Когда построчно их разделите, тогда и понимание придет полное, чем живет и дышит организация.
Этот способ особенно будет полезен, когда вы приходите в новую компанию и еще не знаете специфики ее работы.