Найти тему

Что такое моторная алалия

Оглавление

Ирина: - Сегодня мы поговорим в подробностях про моторную алалию.

Мария: - А именно про современные подходы, современный взгляд на данное речевое нарушение. Ещё раз упомянем языковую концепцию Валерия Анатольевича Ковшикова, для любителей читать умные книжки, и напомним, что моторное алалия – это патологическое развитие речи.

Что такое Моторная алалия

Ирина: - Моторное алалия – это тяжёлое речевое нарушение, возникающее в результате органического поражения коры больших полушарий головного мозга перинатальной, натальной или постнатальной период, проявляющиеся в неспособности ребенка самостоятельно осваивать систему родного языка. На самом деле, действительно очень хорошее определение, потому что в нем, в принципе, упоминается несколько очень важных моментов.
Первое - время возникновения, что это возникает во время беременности, во время родов или же в доречевой период развития ребенка. Второе - что это какое-то органическое воздействие. То есть, когда говорят «ой, я испытывала стресс во время беременности, оно могло повлиять?», «ой, ребеночка напугали, оно повлияло?» Нет, не могло, поражение было какое-то материальное. По-умному это называется экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на развитие плода и развитие ребёнка. Родители довольно часто спрашивают о причинах возникновения алалии, так и задают вопрос «почему оно с нами случилось?» Честно, до сих пор у меня нет точного ответа на этот вопрос. В книге Ковшикова существует длинный перечень причин, там так и написано, что сочетание двух и более факторов могут повлиять на то, что речь ребенка будет развиваться по патологическому пути. Там прямо расписано в процентах 8% на одно, 16% на другое, 80% на третье. Больше всего влияет по значимости, асфиксия в родах, гипоксия плода во время беременности, высокая температура у ребенка в доречевой период (поэтому температуру детям всегда сбивайте обязательно, если 38,5 или выше). Возраст родителей, как ни странно, влияет. 30+ и возрастает вероятность возникновения у ребенка моторной алалии. На самом деле иногда родители даже и не могут ничего назвать из всего того большого списка. Такое впечатление, что это просто какая-то шутка природы или никому неизвестный фактор. Не знаю, экология, продукты питания.

Мария: - Дело в том, что иногда, даже когда у ребёнка бывает сильнейшая асфиксия во время родов, ребёнок рождается абсолютно здоровым и у него нет вообще никаких патологий, никаких проблем. Поэтому, скажем так, никто от этого не застрахован, и я всегда рекомендую родителям не копаться в себе, не искать причины, не тратить на это свои нервы, не думать об этом, а думать о том, как помочь сейчас ребенку, потому что самое главное, что с моторной алалией можно справиться, и можно справиться без последствий.

Ирина: - Да, как я и говорю, машину времени пока не изобрели, мы не можем вернуться назад и что-то поменять в прошлом, поэтому нужно смотреть в будущее. Тем не менее, воздействие на мозг ребенка было реально органическое, а вот само нарушение в коре мозга все равно функциональное.
Что еще в этом определении отмечается? Это тяжелые нарушения речи. Мы уже об этом говорили. Тяжелые нарушения речи это те, которые долго исправляются и те, которые могут дать ребенку инвалидность уже и не по речи. Самая главная вещь, которая есть в этом определении, и она даёт нам надежду это то, что там сказано: «неспособность ребёнка самостоятельно усвоить систему родного языка». А это означает, что если создать специальные искусственные условия (логопедическую работу), то ребёнок освоит и, если совсем уж честно сказать, не только систему родного языка, но и систему любых других языков, какие захочется, как у обычного ребёнка.

Итак, мы говорили о языковой концепции, о том, как она изучалась. О том, что это разлитое двуполушарное функциональное нарушение.

Как происходит образование нейронных связей у детей с моторной алалией?

-2

Мария: - Теперь пришло время рассказать о том, что это такое и как оно работает.

Ирина: - Здесь нужно упомянуть следующее. Для того, чтобы осуществлять речевой акт, как восприятие речи, так и воспроизводство речи, необходимо, чтобы клетки мозга, нейроны, могли передавать друг другу информацию от аксона к дендриту. И в месте их соприкосновения образуется узелочек, который будет всегда удерживать нейроны в этом положении. Это может быть автоматизированный акт, это может быть движение, это может быть мысль, это может быть слово. Чтобы ребенок мог говорить, у него таких связей должно быть фактически на каждое слово, на каждую падежную форму, на каждое изменение глагола.
Что же происходит у наших моторных алаликов? У них эти нейронные связи все создаются, но они слабо держатся. Это единственное их отличие от обычных детей. То есть, наша задача, как логопедов, натренировать эти правильные нейронные связи, удерживаться достаточно долго так, чтобы они сами могли существовать без внешней поддержки. Для этого существуют определенные методы и приемы.

Скорее всего, судя по симптоматике и судя по результативности коррекционной работы, эти слабые нейронные связи между центром брака и всеми остальными участками мозга. При этом главная проблема, получается, у ребенка не в том, что он не знает слова или не помнит слова. Это парадокс нашей памяти. Проблема в том, что на самом деле ребенок с моторной алалией знает все слова, которые вы ему произносили, понимает значение всех этих слов, понимает грамматические конструкции по возрасту, то есть он может понять, кто на ком стоял. У него страдает лишь одна штучка, одна маленькая-маленькая штучка. Называется «актуализация». По-человечески это называется выбор. В голове у него 100 тысяч слов есть, но в нужную секунду времени он не может вспомнить название этого понятия.
Вот один из симптомов моторной алалии - ребенок спонтанно, случайно может произносить даже некоторые фразы, несмотря на то, что у него в лексиконе может быть около 20 слов, половина из которых звукоподражание, но он может произнести какую-то фразу. Его сложность в том, чтобы участвовать в диалоге, чтобы вспомнить это нужное слово здесь и сейчас, когда тебя об этом спросили. Монологическая речь у них действительно выстраивается легче, если он подготовился, если он вспомнил все нужные слова. А вот ответить на вопрос быстро и срочно… «Что это?», «Что ты хочешь?», «Куда ты пошел?» - вот это проблема. Поэтому коррекционная работа строится в обязательном порядке не на выучивании слов, а на нахождении ребенком этих слов самостоятельно. Большой-большой секрет коррекционной методики по языковой концепции моторной алалии в том, чтобы с самого первого занятия тренировать выбор. Выбор слова мозгом ребёнка.

Мария: - Приведём примеры, как это происходит. Как это нарушение актуализации происходит у ребенка момент времени. Например, вы у ребёнка что-то спрашиваете. «Что ты хочешь кушать?» И ребёнок там точно знает, что он хотел. И он вроде бы тянулся, и он уже попросил: «Мама дай». И уже забыл что. Забыл слово, он не смог его сказать. Либо, когда ребенок приходит из садика, он порой (на третьем уровне ОНР) сам может что-то рассказать о том, что там произошло и начинает рассказывать. Но как только Вы ему задаете вопрос и просите ответить, вот тут опять возникает сложность выбора, сложность актуализации, чтобы ответить на этот вопрос и ребенку становится тяжело.

Ирина: - На самом деле, вот эта актуализация, её иногда путают с памятью. Иногда родители говорят, что у ребёнка плохая память на слова. Нет, на самом деле это не память. Потеря памяти — это амнезия, ты не помнишь, что ты что-то знал и забыл. Здесь ты помнишь. И это бывает у любого человека. Вспомните себя. Я эту вчера встретила, как её... Господи, ну как? Блин, вот... Ну, на Г. Галя! Вот так оно выглядит у взрослого человека. Но у взрослых, у обычных людей это происходит, дай бог, если раз в месяц. А вот у ребёнка с моторной алалией это происходит каждую миллисекунду времени. Потому что ему нужно вспомнить не только название предмета в именительном падеже, ему нужно вспомнить, какое окончание должно быть у этого предмета, ему нужно вспомнить, какой порядок слогов в этом слове должен быть и какие звуки там есть. Вот из-за этого суматошной попытки выбора нужных элементов в языке ребенок практически не может говорить и испытывает при этом довольно неприятные ощущения. История. Однажды, я забыла, как зовут Николь Кидман. Ничего не стоило посмотреть в интернете, ничего не стоило спросить у близких друзей и родственников. Я решила поставить на себе эксперимент. Я две недели вспоминала, как ее зовут. Две недели я каждый день целенаправленно пыталась ее вспомнить. Знаете, какие ощущения испытываешь? Затылок чесаться начинает. Начинаешь злиться. Представьте, что ребёнок с моторной алалией испытывает такие ощущения примерно каждую единицу времени.

Мария: - При этом всем ребенок с моторной алалией, он ведь очень умный ребенок, и он может осознавать свой дефект. Тем более, когда вы его постоянно просите что-то сказать, что-то ответить, пытаетесь натренировать с ним какое-то слово, он понимает, что у него все равно не получается и ребенок постоянно испытывает стресс.

Ирина: - Ощущает себя несостоятельным.

Мария: - И вот здесь опасность попасть в речевой негативизм, с которым чаще всего к нам приходят дети.

Ирина: - Который в дальнейшем может трансформироваться в поведенческий негативизм. Это то, что называют агрессивные дети. И утверждают, что наши дети с моторной алалией на 60% агрессивнее своих ровесников. Это неправда. Это всего лишь комплекс неполноценности. Это ответная реакция и вторичное изменение личности. Наша задача не допустить этого. А для этого что нужно сделать? Во-первых, не давить на ребенка, забыть слова «скажи» и «повтори». И второе – исправить речь. И всё, и тогда будет самый милый малыш.

Мария: - И делать это правильно, потому что, если Вы начинаете заниматься с ребёнком или с ним начинает заниматься специалист, который не понимает, что там происходит и какие нарушения, то даже логопед может сформировать у ребёнка вот этот речевой негативизм. Повторяем и повторим еще раз. Специалист, работающий с тяжелым нарушением речи, у которого могут быть тяжелые последствия, должен четко представлять всю картину нарушения, понимать, что там происходит у ребенка, для того, чтобы понимать, как ему помочь, и чтобы не навредить ребенку, не сделать еще хуже, чем было. Потому что, когда у ребёнка к его речевому нарушению добавляются ещё психологические проблемы, ребенку и родителю становится очень тяжело.

Ирина: - Бороться со всем вместе, с многоголовой гидрой довольно сложно.

Мария: - А это маленький ребёнок, на которого сваливается такое огромное количество проблем. Поэтому подходите грамотно к выбору специалиста и к методу работы с таким тяжёлым нарушением.

Что такое речевой негативизм?

-3

Ирина: - Мы не сказали как выглядит и в чем проявляется речевой негативизм.

Итак, когда нашего умненького, замечательного, сообразительного ребёночка с моторной алалией заставляли «скажи» и повтори, И он осознал, что он не такой, как все, что он не самый лапочкой красавчик, что у него что-то не получается. Дальше начинаются два возможных варианта развития событий.

Вариант первый. Ребенок уходит в себя. Начнем с того, что дома в ответ на просьбу родителей он может просто демонстративно молчать, надувая щечки, как хомячок. Такое бывает прямо с самого раннего возраста. В детском саду, если посещают детский сад, речевой негативизм, проявляющийся в стеснительности, может выражаться точно так же. Ребенок сидит один, ни с кем не играет.
Вариант второй. Ребенок становится агрессивным. Он прекрасно знает, что он не может попросить понравившуюся ему игрушку у приятеля в детском саду, поэтому просто подходит и начинает ее вырывать из рук. Тот, разумеется, не отдает. Что делать, если нет слов? Что делать? Бить кулачком в нос. Тут уже начинают ругаться воспитатели и чужие родители. Тогда наших детей пытаются выгонять из детского сада. Говорят, что они агрессивны. Это на самом деле не агрессия. «Я не умею говорить, но как-то надо добывать желаемое…»

Мария: - Ребенку просто не остается выбора. Он маленький ребенок. Какой выход нашел из этой ситуации, тот выход он и использует.

Ирина: - Да, собственно, все проблемы в мире из-за этого происходят, что люди не смогли договориться словами. И тогда приходится драться или браться за оружие. Способ борьбы с речевым негативизмом, если уж такое случилось, я на данный момент придумала только один. Снизить давление на ребёнка психологическое, снизить речевую нагрузку временно и зацеловывать макушку за любую попытку открыть рот и что-то сказать. Просто зацеловывать его, захваливать за всех сил, чтобы он ощутил себя любимым, полноценным и обычным ребёнком. А дальше коррекционная работа.

Мария: - Да, и в начальных этапах коррекционной работы, когда так происходит, что пришёл ребёнок ко мне уже с речевым негативизмом мы не требуем от ребёнка качественного произношения, чтобы он красиво что-то произнес слово. Потому что, когда начинается коррекционная работа, родители видят результат, им сразу хочется от ребёнка большего. А он уже боится. И хочется, чтобы и все звуки были, и чтобы целое слово получилось. И начинают требовать от ребёнка ещё больше. В этот момент я всегда говорю, мы сейчас хвалим ребёнка, мы довольствуемся просто тем, что он хоть как-то сказал это слово, и хвалим, хвалим, хвалим, хвалим бесконечно.

Ирина: - В плане коррекционной работы так и написано. Цель первого этапа – сформировать у ребёнка желание подражать вербальной речи взрослых. А это можно сделать только похвалой. Заставить невозможно.

Сроки исправления Моторной алалии

Ирина: - Еще один важный вопрос, который задают родители, которые принимают решение заниматься исправлением моторной аллалии у своего ребенка. Это сроки. Вернемся к трем концепциям. Моторная концепция, то бишь заучивание слов, заучивание фраз. Выведение ребенка до уровня ОНР3 занимает 5 лет. Объективно, доказано, проверено долгой историей советской логопедии. Фактически при условии круглосуточной работы, потому что в советское время этим занимались в садах ТНР с утра и до вечера множество специалистов на несколько детей. Пять лет работы, результат не очень.

Сколько времени занимает психологическая концепция? Неизвестно. Возможно, потому что реально нет никакой информации, кроме упоминания нескольких авторов и их рассуждений о причинах моторной алалии. Что с ними делали, так и неизвестно.

Языковая концепция. При условии квалифицированного логопеда, при условии очень заинтересованной мамы, которая будет выполнять все домашние задания и указания логопеда в точности и заниматься чуть ли не 24 часа в сутки, коррекционная работа занимает около двух лет. Ну, плюс еще влияет возраст ребенка. Чем раньше, чем меньше возраст ребенка, тем быстрее, можно достичь результатов. В последнее время можно утверждать, что если с ребенком начали заниматься в два года, то моторную алалию можно исправить за год. Такое тоже бывает. Чем позже, тем хуже, потому что опять же психологические наслоения, исправление понимания (потому что при нарушении говорения в любом случае с возрастом наступает нарушение понимания обращенной речи). И как обычно, вся нагрузка ложится на маму. Больше других вариантов сейчас нет. Сады ТНР сейчас детей с двух лет не принимают. Сейчас их берут с пяти лет, когда фактически нв начало занятий уже опоздали. Сензитивный период упущен, поэтому с пяти лет заниматься можно очень и очень долго.

Мария: - Итак, отвечая на вопрос родителей «Как долго займет эта работа?» Вы должны понимать, что здесь Вам нужен не только качественный логопед, который понимает, что делать с вашим ребенком, здесь также нужна Ваша готовность делать и работать. Потому что не забываем про то, что моторная алалия – это тяжелое нарушение речи. С тяжелым нарушением речи нельзя справиться, просто ходя к логопеду два раза в неделю по полчаса. Здесь нужна постоянная работа родителей. Поэтому те сроки, которые мы сейчас оговариваем при языковой концепции, мы обозначаем при условии совместной работы родителей с логопедом.

Ирина: - Бывает даже логопед не показывает свои уроки, оставляя родителей за дверью. Если не даёт домашние задания - впереди вечность. Это просто неизлечимо.

Мария: - Тогда вы не сделаете это так быстро и за несколько лет. Даже по языковой концепции. Поэтому очень важно, чтобы здесь была комплексная работа. С тяжелым нарушением можно справиться и можно выйти в норму только при комплексном подходе и слаженной работой логопеда и родителей. Поэтому спрашивайте у логопеда, по какой концепции он работает. Но если при этом вам не дают домашних заданий или вы не знаете, что вы делаете – быстрого результата за пару лет не ждите. И эти сроки тогда теряют силы, те, которые мы сейчас упоминаем.

Что такое комплексный подход?

-4

Ирина: - Так, мы тут уже упоминали, чуть-чуть поподробнее на этом остановимся. В коррекционной работе по языковой концепции в обязательном порядке используется комплексный подход к исправлению речи. Комплексный подход – это не значит набрать себе всех специалистов, каких найдёте, нужны-не нужны, подходят-не подходят, знают-не знают. Комплексный подход – это полноценное и гармоничное развитие всех сторон личности ребенка с моторной алалией. То есть, занимаемся не только речью, как обычно логопеды работают. Вот речь, все остальное как-нибудь само. Нет, с моторными алаликами этот номер не пройдет. Дело в том, что необходимо создание прочных, устойчивых нейронных связей между различными отделами мозга, между двумя разными полушариями мозга. Все это достигается помощью развития общей моторики, развития мелкой моторики, развития зрительного восприятия, лепки рисования, бегания, прыгания и тому подобных вещей. Все, что делает ребенок своим телом, все, что он делает своим разумом развивает его мозг. Мы добавляем ко всем этим его мероприятиям оречивление. По факту ребенок будет у нас заниматься, не сидя за столом и повторяя глупости, нарисованные на картинках. Никаких картинок в мире не хватит, чтобы ребенок мог усвоить все богатство, допустим, русского языка. Поэтому ребенок фактически должен жить, играть, должен заниматься спортом, развиваться как обычный ребенок, просто его родители знают, что нужно ко всему этому добавить развитие речи.

Мария: - Итак, в этот комплекс входит работа логопеда, работа родителей совместной с логопедом, выполнение всех заданий. И выполнение заданий не только на речь, но и выполнение заданий на общую моторику, на мелкую моторику, как Ирина сказала, лепка, рисование, то есть это все в комплексе. И получается, что каждую тему отрабатываете Вы с ребенком не только сидя за столом и выполняя какие-то речевые задания, вы эту же тему проносите в жизнь ребенка, вы ее проносите и в физические упражнения, ребенок выполняет их вместе с вами. Например, если вы там набираете глагольный словарь, ребенок во время выполнения физических упражнений, будь это просто зарядка или побегать вместе, попрыгать, там ребенок может называть эти команды и учить эти глаголы. И оно гораздо быстрее сформируется, связь у ребёнка, когда это происходит не только в одном месте. То есть, мы это делаем и за столом на занятиях, и мы это делаем, выполняя зарядку с ребёнком. Потом мы можем нарисовать с ребёнком целый сюжет, можем слепить этот сюжет. И учить во время рисования, во время лепки те же самые глаголы. И у ребёнка это не будет восприниматься всё как постоянная какая-то учёба, или он что-то должен. Нет, это будет просто жизнь и просто игра.

Ирина: - Есть ещё один момент. Моторная концепция не работала не только из-за зубрёжки, но ещё из-за того, что детям давали правильный словарь с точки зрения механистического запоминания. Да, это были слова попроще, короче, более доступные по произносительной стороне, но они были совершенно не нужны детям как таковые. Зачем ребенку трех лет знать слова дама или дата? Незачем. Вот в прогулке с родителями «пинай!», «гол!», «мимо!», «попал!» это настолько важные слова, что ребенок их усваивает мгновенно. Не придется тратить несколько часов на то, чтобы зубрить ненужные слова. Он их сам возьмет из жизни. Точно так же, кроме детских занятий, у родителей есть своя жизнь. Например, нужно мыть посуду, нужно ходить по магазинам, готовить еду. Можно, конечно, нанять домработницу. Но лучше, если мама будет делать все то же самое, но вместе с ребенком. Тем самым не нужно будет отдельно по картинкам изучать темы посуда, одежда, фрукты, овощи. Нет, в реальной жизни, когда у него предмет в руке, когда он это яблоко помыл и отрезал, когда он этот салат посолил и выучил, что это помидоры и огурцы. Вот так усвоение лексики проходит намного более продуктивно. Это тоже комплексный подход.

Мария: - Да, приведу пример. Недавно мы с ребёнком изучали тему осени, которая подошла. Изучали тему одежды. Так вот, мама вместе с мальчиком разбирали гардероб, складывали одежду. Они заодно изучили и повторили предлоги. Они рассказали, какая бывает одежда. Согласование. Мужская и женская обувь. Что обувь — это обувь, одежда - это одежда. То есть обобщающие понятия. Вот, в обычном, простом действии, которое мама должна была сделать и найти на это время, а они смогли вместе сделать и позаниматься с ребёнком. И всё это было очень комфортно. И ребёнок он не чувствовал какого-то давления. Он чувствовал, что он помогает маме. Чувствовал в этот момент счастье. А когда это момент счастья, когда это приносит удовольствие маме и ребёнку, то связи формируются гораздо легче. И мы должны понимать, что вот эти связи, которые усваиваются у ребёнка в процессе игры, выполнения ещё каких-то заданий, то, чем больше вот этих нейронных связей формируется, тем легче формируются другие связи. Соответственно, сходив просто, поиграв с ребёнком в футбол и проговорив с ребенком слова «мяч», «гол», «беги» и так далее уже следующие связи будут формироваться ещё легче.

Ирина: - Вот поэтому результативнее и выгоднее заниматься маме самой с ребёнком, чем искать где бы то ни было кинезиологов, эрготерапевтов. Суперпрофи.
Некоторые подробности из использования комплексного подхода мы будем рассматривать отдельно и специально.

Ещё больше информации на нашем канале:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Записаться на занятия онлайн к логопеду: