Если я не знал, что меня ждёт в Ареццо, в Пьенце, во всех этих малых приютах Тосканы, растерзанных солнцем и кипарисами, то Сиена… Сиена всегда жила в моём сердце, храня для меня, для моего созерцания, одну величайших жемчужин – собор… Сиенский собор – один из самых красивых в мире памятников амбициям, мечте и таланту.
Я стоял перед городскими воротами от предвкушения предстоящего знакомства, но не с воодушевлением, сопутствующим меня всегда перед встречей с прекрасным, будто свиданием с прекрасной девушкой, а с чувством легкой досады, что отель на будущую ночь я ангажировал почти у подола Флоренции, на краю Кьянти, надеясь с утра прогуляться по берегу Арно. Я рассчитывал выпить бутылку вина, покрыть собор своими поцелуями, ну пройтись по парочке улиц и двинуть дальше. Но как это часто бывает в моей жизни… шо-то пошло не так.
Город уже с ворот отдавал каким-то манящим волшебством, невидимым светом, лучи которого били прямо в сердце, и, кажется, я начинал влюбляться. Будто вернувшись на школьный осенний бал, увидел голубые глаза Юли Куприной. Знаете же, как это бывает? Чирк, взглядом о сердце и всё, приплыли, пожар, который и за всю жизнь не потушить…
Всё началось с загнутых улочек, моей долгой прогулки от парковки, ворот и людей, которые неспешно гуляли, размышляя и созерцая. Зная, что на город мне отпущено совсем недолго, я пытался впитать всё, что он мне даст, влюбляясь во всё вокруг. В зажатые кирпичом мраморные фасады божьих домов...
В площади...
В людей вокруг...
И в собор, мысль к которому шла на ощупь. Ещё не встреченный, но создавший в воображении такую объёмность, что, покажись он примитивом, не тем, что я ожидал увидеть (а видел я на этой планете немало), рана от разочарования ещё долго бы заживала на моём сердце. Я, в предвкушении идя к цели, продолжал рассматривать детали города.
Детали башни обжоры
Тревожные безносые горельефы с махачкалинскими шеями
Пока не увидел его, мою заветную тосканскую цель, успев за час до закрытия. И это не улыбающийся львёнок, много веков смотрящий на восхищённые от увиденного лица.
А тот самый Сиенский собор, к которому я ехал почти 8 лет с тех пор, как узнал о нём.
Ещё не зайдя во внутрь, я стоял у фасада Джованни Пизано и восхищённо разглядывал детали, богатство которых сводило с ума.
Витражи...
Нежные цвета...
Совершенно другая готика! Без налета традиционной мрачности, но с налётом светлой итальянской роскоши.
Древнейшие послания на стенах, длинная очередь на вход...
И вот результат того, на что способны мечты и деньги...
Расписанный божьей рукой, но под контролем Бальдассарре Перуцци, алтарь с бронзовыми канделябрами-ангелами. Выше круглый витраж апсиды, старейший в Италии. Тринадцатый век не много ни мало, и ещё пара бронзовых канделябров-ангелов на боковых полуколоннах, точно таких же, как у Натана Семёновича Голденблатта на даче в Переделкино.
Мраморная резная кафедра Никколо Пизано с семью библейскими сюжетами. Прошу обратить внимание на фигуры, стоящие на капителях колонн (на верхушках стало быть), – они олицетворяют логику, то, чего катастрофически не хватает нашим бывшим девушкам.
Далее взглянем на мраморный неф, уходящий в бесконечность, исполненный в характерной тосканской отделке тёмно-белым мрамором. Взглянем на игру света, на день и ночь, воплощённые в замысле архитектора.
И опустим восторженный взгляд на уникальный мозаичный пол, гордость собора, работы над которым начались ещё в 14 веке, увидев перед собой самую эмоциональную мозаику собора – "Избиение младенцев".
Одна из деталей "Избиения" – дети, ничком лежащие в каменном смысле мозаики.
И, смотрящий на это всё, равнодушный Пий Два...
...воздевший руку под рассыпанными на потолке звёздами.
Под игрой цвета и света, льющегося сквозь восемь веков...
Чтобы осветить дорогу в библиотеку Пикколомини (впоследствии Пия Три – Племянника Пия Два), а там тоже не гвоздём сделано. Свернём налево и прозреем! Перед вами Рафаэлево дитя, или, как говорят скупщики на Арбате, вещь в работе – расписанные вышеупомянутым мастером стены и потолок. Сон, одним словом.
Три грации, по-дагестански положившие руки друг друг на плечи.
Умопомрачительные витражи, которые, конечно, надо видеть вживую. Вообще все эти фотографии и текст никак не передают ощущения присутствия.
И рукописи! Ряд аккуратно запротоколированных и внесённых в реестр фамильных книг и цветных манускриптов великих мастеров, хранящихся в хрустальных могилках под восторгами уважаемой публики. Это потрясающе! Вам обязательно нужно побывать в Сиенне, в которой, кроме тосканских вин, сияющей луны и утраченной юности, есть шедевры бессмертной истории лучших представителей человечества.
Но время поджимает. Надо ехать, но твёрдое желание вернуться засело занозой в сердце. Закат-маляр принялся неистово красить фасады Сиены рыжим...
Крыши...
Улицы...
Недостроенные стены, так и не ставшие великими...
И меня, человека, отчётливо хотевшего есть. Я гулял по городу в надежде с аппетитом поужинать и ехать в Кьянти, но паста и пиццы мне порядком надоели. И я принял уникальное решение – добавить лёгкости желудку, набив его чистейшим белком японской кухни, от жадности съев за 25 евро килограмм рыбы.
Выйдя, я с грустью прощался с городом. Времени, которое я отпустил для Сиены, оказалось преступно мало. Люди, улочки, архитектура и история. Тут вечностью пропитано всё. Башни...
Дома...
И люди. Счастливые и беззаботные. Весёлые и свободные. Красивые и такие итальянские.
Я уезжал, чтобы вновь вернуться. Я ехал и вспоминал лавки...
Роспись древних манускриптов...
И безупречный Сиенский собор... До встречи во Флоренции, друзья!
Следующие главы:
Глава 12. Флоренция. Базилика Санта-Кроче
Глава 13. Париж. Город моего непроходящего вдохновения
Глава 14. Реймс – родина шампанского и место 25 коронаций
Предыдущие главы:
Глава 3. Лазурный берег. Грас – парфюмерная столица.
Глава 4. Сан-Ремо – родина музыкально фестиваля.
Глава 5. Италия. Специя – ворота в Чинкве-Терре.
Глава 6. Пиза и самое красивое кладбище на планете!
Глава 7. Природа Тосканы – сладкий сон умноженный на вечность.
Глава 9. Пьенца, как замысел "Идеального города"
Глава 10. Ареццо – родина Петрарки и Вазари
Мои проекты и соцсети:
Лавка Макса Верника: vernik.me - продажа и покупка техники Apple и предметов роскоши.
Москва, Глинищевский пер., дом 3, подъезд 4, офис 102
Телефон: +7 915 000-00-08
Подписывайтесь:
Мой канал Макс Верник на YouTube
Мой инстаграм: maxvernik
Телеграм-канал Заметки Макса Верника: https://t.me/vernikmax