Найти в Дзене
Литрес

Взлёт и падение начальника НКВД Генриха Люшкова: он предал Сталина, но это не спасло его

Разгромив «левую оппозицию» в 1927 году, Сталин начал свой восход на вершину единоличной власти. Он чувствовал непрочность своего положения, поэтому настороженно относился ко всему. Он ожидал удара от своих вчерашних союзников по партии, бывших белогвардейцев, иностранных агентов и диверсантов и своих нынешних сторонников.

В 30-ых годах подозрительность вождя привела страну к масштабным чисткам и репрессиям. Одни сторонники Сталина, уверившись в своей неприкосновенности, отдали судьбу на волю случая, другие бежали из страны и получили клеймо предателей. Самым высокопоставленным из них стал Генрих Люшков. Комиссар государственной безопасности III ранга и начальник Управления НКВД по Дальневосточному краю перешёл границу с Маньчжурией, не подозревая, что это не спасёт его от гибели.

Генрих Люшков родился в 1900 году в семье портного. Окончив шестиклассное училище в 15 лет, он начал работать на частных предприятиях и параллельно учиться на вечерних образовательных курсах. В 17 лет Люшков увлёкся революционными взглядами и вступил в РСДРП(б). Во время Гражданской войны юноша участвовал в подполье и был арестован, но смог бежать. С 1920 по 1938 годы Люшков работал на руководящих должностях в ВЧК и ОГПУ, сначала в Одессе и Харькове, затем в Москве и на Дальнем Востоке.

На службе он отличился особым рвением: лично вёл допросы, составлял обвинительные заключения. Имея в своих покровителях Генриха Ягоду, он участвовал в расследовании самых громких дел: убийство Кирова, «Кремлёвское дело» (ряд служащих и сотрудников комендатуры Кремля обвинялись в создании антисоветской ячейки и подготовки покушения на вождя), «Дело антисоветского троцкистского центра» (17 человек обвинялись в изменнической, шпионской и террористической деятельности).

Также Люшков лично следил за безопасностью Сталина в водолечебнице на курорте Мацеста. Выявив слабые места, он устранил множество недочётов в охране. Зарекомендовав себя лучшим образом, Люшков получил орден Ленина и орден Красного знамени. В 1937 году Сталин на личной аудиенции назначил Люшкова начальников управления НКВД по Дальневосточному краю.

На новом месте комиссар арестовал сорок своих сотрудников. Офицеров обвинили в организации «троцкистского подполья» и расстреляли. Во время чисток Люшкова в области из 200 000 арестованных человек семь тысяч были приговорены к высшей мере. Именно Люшкову поручили заниматься переселением корейцев в Среднюю Азию. Сталин видел в них угрозу: он боялся, что они в случае войны будут помогать врагам.

Недолго Люшков ходил под счастливой звездой. После ареста Ягоды и назначения на его место Ежова к Сталину поползли шепотки, дескать, в высших эшелонах военных затаилось подполье, которое хочет уничтожить партию. В 1938 году Люшков, приехав в Москву, заметил за собой слежку. Когда он попытался выяснить, в чём её причина, его оставили без ответа. Тогда комиссар понял, к чему всё идёт и решился на побег. Свой поступок позднее он объяснял тем, что до него дошла информация, что Сталин приказал арестовать его.

Бежал Люшков во время организованной же им проверки советско-маньчжурской границы. Приехав на территорию 59-го отряда, он велел пограничнику оставить его, мол, у него назначена встреча с «агентом с другой стороны». Когда пограничник, не смея ослушаться начальство, ушёл, Люшков перешёл границу и сдался японцам. В обмен на убежище и безопасность он выложил им все знания, которыми владел: защита границы, дислокация и вооружённые части, бреши в охране Сталина. Он рассказал и о том, что в японском тылу находятся советские разведчики. Однако, к счастью Рихарда Зорге, Люшков знал только их псевдонимы.

Получив ценные сведения, японцы стали разрабатывать операцию по устранению Сталина на курорте Мацеста. От Люшкова они узнали, что советский вождь надолго остаётся один, когда принимает радоновую ванну. Проникнуть в лечебницу можно было по широкому водостоку, который вёл в кладовую. Участники операции «Медведь» планировали расправиться с истопниками и охраной у входа в комнату, но живыми им всё равно было не выбраться. В группу набрали смертников, но они не смогли перейти границу: на них обрушился пулемётный огонь. Вероятнее всего, информация о покушении попала в руки советских разведчиков, которых Люшков пытался сдать японцам.

Сам Люшков получил имя Ямогочи Тосикадзу и изменил внешность, чтобы безопасно вести в газетах агитацию против сталинского режима. Параллельно он консультировал японцев, ожидая, когда те сделают ему документы, по которым он уедет в Юго-Восточную Азию. В это время его жена Нина Васильевна Письменная отбывала наказание в лагерях как член семьи изменника Родины. Однако в отличие от мужа она проживёт длинную жизнь: она скончается в возрасте 90 лет в 1999 году. Люшкова не станет в августе 1945-го. Японцы устранят его, когда к городу Дайрэне приблизятся советские войска.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2