Правительство подготовило законопроект о республиканском бюджете на 2025 год и внесло его на рассмотрение парламента – соответствующий документ появился на Национальном правовом интернет-портале. Как и в предыдущие годы, главный финансовый документ сведен с дефицитом, поскольку рост расходов опережает рост поступлений на 4,46 млрд руб., что ниже значения, установленного в 2024 г.
Основная ставка на рост налоговых поступлений
Как следует из представленного законопроекта, доходная часть республиканского бюджета в 2025 г. запланирована в размере 45,84 млрд руб. (+14,8% к доходам 2024 г.), расходы прогнозируются на уровне 50,30 млрд руб. (+12,6%). Таким образом, как и ожидалось ранее, республиканский бюджет на 2025 год сформирован с дефицитом в объеме 4,46 млрд руб.
Основную часть поступлений в бюджет составят налоги – налоговые поступления в структуре доходов бюджета достигают 75%. В 2025 г. ожидается, что налоги обеспечат поступление в бюджет в размере 34,48 млрд руб., что на 17,2% больше, чем в 2024 г. Это прежде всего налоги на товары (работы, услуги) – 22,94 млрд руб. (+17,9%) и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 8,01 млрд руб. (+11,7%). На третьем месте по размеру поступлений, но не по темпам роста находится налог на прибыль, который должен принести в казну в следующем году 2,79 млрд руб. (+29,8%).
Планируется, что неналоговые источники доходов составят 4,63 млрд руб., что на 6,9% больше, чем в 2024 г. Еще 6,73 млрд руб. поступят в форме безвозмездных поступлений, в т.ч. 4,37 млрд руб. – от иностранных государств. Как и в текущем году, в 2025 г. правительство ожидает получения межбюджетных трансферт из российского бюджета, предусмотренных договором об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, о которых мы писали ранее. Таким образом, без выплат из российского бюджета дефицит республиканского бюджета был бы как минимум в два раза выше.
Что касается дефицита госбюджета, его планируется профинансировать за счет внутренних и внешних источников. Это в основном неиспользованные остатки бюджетных средств прошлых лет (5,93 млрд руб.) и новые заимствования. Так, в 2025 г. планируется привлечь на внутреннем и внешнем рынках более 8,3 млрд руб., при этом выплаты по ранее предоставленным кредитам и займам составят 10,6 млрд руб. Любопытно, что впервые итоговые поступления с внешних рынков ожидаются отрицательные, т.е. Беларусь планирует выплатить в погашение внешних долгов больше, чем привлечь заимствований из-за рубежа.
В лидерах – расходы на государственную деятельность, оборону и экономику
Совокупные расходы республиканского бюджета запланированы на уровне 50,3 млрд руб. Крупнейшей расходной статьей, как и в нынешнем году, стала общегосударственная деятельность – на данные цели будет выделено 23,39 млрд руб., что составляет 46,5% всех расходов бюджета. По сравнению с текущим годом в 2025 г. расходы по данной позиции вырастут на 7,2%. Сюда входят выплаты на обслуживание государственного долга (4,74 млрд руб.), межбюджетные трансферты местным бюджетам и внебюджетным фондам (12,32 млрд руб.), деятельность государственных органов общего назначения (1,37 млрд руб.).
Почти на треть будут увеличены расходы на национальную оборону – на эти цели запланировано выделить 4,73 млрд руб. Еще 5,34 млрд руб. будут направлены на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – по сравнению с прошлым годом эта статья госрасходов увеличилась на 14,3%.
Расходы на социальную сферу и госпрограммы
Остальные расходы бюджета выглядят следующим образом: национальная экономика – 7,59 млрд руб. (+16,2%), здравоохранение – 2,78 млрд руб. (+11,6%), образование – 2,18 млрд руб. (+15,9%), физическая культура, спорт, культура и СМИ – 0,86 млрд руб. (+21,1%).
На предоставление жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства выделено всего 9,14 млн руб. Связано это с тем, что данные расходы финансируются прежде всего через местные бюджеты.
Замыкает список основных статей республиканского бюджета расходы на социальную политику – в 2025 г. на данные цели будет направлено 3,21 млрд руб. (+14,6%). При этом расходы на пенсионное обеспечение составят 2,17 млрд руб. (+19,2%), на помощь в обеспечении жильем – 298,6 млн руб. (+10,4%), на государственную молодежную политику – 16,7 млн руб. (+10,5%), на соцзащиту – 5,65 млн руб. (+10,6%). А вот помощь семьям, воспитывающим детей, продолжит сокращаться и составит 361 млн руб. против 382,52 млн руб. в 2024 г.
На реализацию госпрограмм планируется направить 26,24 млрд руб. (+6,8%), в т.ч. на программу «Аграрный бизнес» на 2021–2025 гг. – 1,55 млрд руб., «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 г. – 8,08 млрд руб., «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 гг. – 3,12 млрд руб., «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг. – 2 млрд руб., «Строительство жилья» на 2021–2025 гг. – 1,87 млрд руб.
Дотации, субвенции и межбюджетные трансферты
Как и в предыдущие годы, законопроект по республиканскому бюджету предусматривает перераспределение средств между бюджетами разных уровней и регионов. Так, предусмотрены дотации ряду областей на общую сумму 6,7 млрд руб. (+18,6%), в т.ч. Брестской области – 1,22 млрд руб. (+19,6%), Витебской – 1,50 млрд руб. (+8,3%), Гомельской – 1,32 млрд руб. (+21,8%), Гродненской – 0,91 млрд руб. (+16,7%), Могилевской – 1,76 млрд руб. (+27,55). Таким образом, самой дотационной областью остается Могилевская, требующей меньше дотаций – Гродненская. Часть средств, перераспределяемых в пользу регионов, республиканский бюджет получает от Минска и Минской области. Так, в 2025 г. местный бюджет столицы и столичной области направят в республиканский бюджет 2,28 млрд руб. (+9,8%), в т.ч. Минск – 2,12 млрд руб. и Минская область – 0,16 млрд руб.
Субвенции из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН составят 1,97 млрд руб. (+13,2%). Большая часть этих средств (94%) пойдет на выплату пенсий государственным гражданским служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей и иные отдельные виды пенсий, предусмотренные действующим законодательством.
В республиканский дорожный фонд будет направлено более 1,17 млрд руб. средств республиканского бюджета, а его совокупные расходы составят 2,09 млрд руб.
Как и в прежние годы, резервный фонд Президента будет увеличен за счет дополнительного финансирования на сумму 601 млн руб. и составит более 1 млрд руб. Аналогично будут повышены резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов, которые получат дополнительно 287,8 млн руб. Данные средства являются традиционным резервом для повышения заработной платы госслужащих и военнослужащих, а также финансирование расходов, связанных со строительством (реконструкцией) объектов, включенных в региональные инвестиционные программы, со строительством, реконструкцией, капитальным и текущим ремонтом автомобильных дорог.
Лимиты госдолга снижаются
Проектом республиканского бюджета традиционно определены лимиты государственного долга. Так, лимит внутреннего госдолга РБ в размере 20 млрд руб. (-13,4% к лимиту 2024 г.), внутреннего долга, гарантированного государством, – 8 млрд руб. (без изменений), лимит внешнего госдолга – 19,2 млрд USD (+1%), лимит внешнего долга, гарантированного государством, – 2,1 млрд USD (-16%).
Таким образом, по большинству позиций лимиты пересмотрены в сторону снижения. Одновременно законопроектом определены порядок возмещения выплат при погашении обязательств, гарантированных государством, а также размер компенсации, взимаемой с организаций за произведенные по таким основаниям выплаты.
***
В целом бюджет на 2025 год во многом повторяет структуру бюджета текущего года. Правительству удалось свести документ, не допустив увеличения дефицита и обеспечив понятные источники финансирования нехватки бюджетных средств. Следует отметить, что финансирование дефицита бюджетных средств не приведет к увеличению внешнего долга, наоборот, предполагается дальнейшее его сокращение за счет внутренних источников.
Остается непонятным, за счет каких внутренних источников правительство планирует привлечь необходимые средства, а также обеспечить поступление межбюджетных выплат от России в условиях ожидаемого снижения цен на нефть. Не ясны и другие исходные данные и параметры, которые использовались при формировании бюджета, например, рост курсов иностранных валют USD / BYN и RUB / BYN.
Читайте также:
Беларусь и Россия унифицируют законодательство по косвенным налогам