Найти тему
Lace Wars

Как философ стал самым жестоким революционером Южной Америки

Оглавление

От философии к революции: становление Абимаэля Гусмана

Абимаэль Гусман, родившийся в 1934 году в перуанском городе Мольендо, прошел путь от скромного преподавателя философии до одного из самых жестоких революционеров Южной Америки. Его детство и юность прошли в атмосфере нищеты, бесправия и религиозного фанатизма, характерных для многих латиноамериканских городов того времени.

Несмотря на непростое происхождение - Гусман был метисом, потомком испанских конкистадоров и местных индейцев - ему удалось получить хорошее образование. Он окончил философский факультет Национального университета в Арекипе, получив степень бакалавра философии и юриспруденции. Именно там, в университетской среде, молодой Гусман начал проникаться коммунистическими идеями.

В начале 1960-х годов судьба забросила Гусмана в Париж, где он продолжил изучение философии. Однако гораздо большее влияние на него оказало общение с представителями левых радикальных движений. Среди его знакомых того периода был даже будущий лидер "красных кхмеров" Пол Пот. Именно в это время у Гусмана начали формироваться идеи создания революционной организации, которая должна была преобразовать не только Перу, но и весь мир.

Идеологическим фундаментом будущего движения стала смесь марксизма и маоизма, набиравшая популярность среди радикальной молодежи того времени. Гусман настолько проникся идеями Мао Цзэдуна, что в 1965 году совершил поездку в Китай, где лично встретился с "великим кормчим" и получил от него памятный значок.

"Сияющий путь" к революции

Вернувшись в Перу, Гусман начал активно распространять свои идеи среди студентов университета в Арекипе. Его лекции представляли собой причудливую смесь марксизма, маоизма, элементов христианства и перуанского национализма. Студенты, ошеломленные напором и харизмой профессора, дали ему прозвище "Шампунь" - за его стремление к "промыванию мозгов".

При поддержке ректора университета Эфрена Мороте Бесты, который разделял радикальные взгляды Гусмана, в учебном заведении была создана студенческая маоистская группа. На ее основе впоследствии возникла Коммунистическая партия Перу, получившая неофициальное название "Сияющий путь" (Sendero Luminoso). Это название было вдохновлено лозунгом "Марксизм - это светлый путь в будущее".

К середине 1970-х годов "Сияющий путь" значительно расширил свое влияние, захватив контроль над студенческими советами в нескольких крупных университетах страны. Однако падение правительства Хуана Веласко Альварадо, поддерживавшего левые движения, заставило Гусмана пересмотреть свою стратегию. Он оставил преподавательскую деятельность и полностью посвятил себя разработке новой революционной теории.

Именно в этот период Гусман начал позиционировать себя как "четвертого классика марксизма" после Маркса, Ленина и Мао. Подражая своему китайскому кумиру, он присвоил себе титул "Председатель Гонсало".

От теории к практике: кровавый путь сендеристов

Практическая деятельность "Сияющего пути" началась в мае 1980 года с, казалось бы, безобидной акции - сожжения избирательной урны во время выборов. Однако это было лишь началом. Вскоре сендеристы перешли к более радикальным действиям, организовав ряд подпольных собраний в регионе Аякучо, где внимательно выслушали жалобы и пожелания бедных крестьян.

Боевые отряды "Сияющего пути", состоявшие в основном из молодых индейцев до 20 лет, прошедших обучение в подпольных партизанских школах, начали действовать в отдаленных районах Анд. Их тактика была жестокой и беспощадной: врываясь в деревни, они убивали зажиточных крестьян, представителей местной администрации и управляющих. Для привлечения новых сторонников устраивались показательные суды над "врагами народа" - хулиганами, наркоманами, проститутками.

Гусман, следуя тезису Мао "Деревня окружает город", считал, что в странах "третьего мира" именно деревенская беднота должна вести войну против города как средоточия эксплуатации и капитализма. Поэтому сендеристы регулярно совершали нападения на города, взрывая электростанции, театры, магазины, убивая активных сторонников режима.

Жестокость и фанатизм: идеология "Сияющего пути"

Идеология "Сияющего пути" представляла собой причудливую смесь марксизма-ленинизма, маоизма и элементов древней культуры инков. Гусман, играя на чувствах своих последователей, часто апеллировал к великому прошлому коренных народов Перу. При этом он не гнушался использовать дурманящие вещества и кровавые ритуалы для поддержания своего авторитета среди боевиков.

Методы борьбы сендеристов отличались исключительной жестокостью. Они практиковали отрубание рук и голов, различное глумление, утопление в кипятке и другие отвлратительные вещи, описывать которые нет ни малейшего желания. Гусман обещал своим последователям, что после уничтожения "белых эксплуататоров" в Перу возникнет новое государство - Народная Республика Новой Демократии.

Борьба с сендеристами и арест Гусмана

К началу 1990-х годов власти Перу наконец осознали масштаб угрозы, которую представлял "Сияющий путь". К этому времени на счету повстанцев было около 70 тысяч убитых, множество раненых, разрушенные дома и инфраструктура. Президент Альберто Фухимори, пришедший к власти в 1990 году, объявил решительную войну сендеристам.

Районы Перу, которые "Сияющий путь" контролировал в разные годы
Районы Перу, которые "Сияющий путь" контролировал в разные годы

Противостояние между правительственными силами и повстанцами длилось несколько лет и отличалось крайней жестокостью с обеих сторон. Однако Гусман, опьяненный кровью и безнаказанностью, допустил ряд стратегических ошибок. Повстанцы, контролировавшие южные районы Перу, слишком рьяно боролись с частной собственностью, запрещая рыночную торговлю и вводя жесткие ограничения на владение скотом. Эти меры оттолкнули от них крестьян, которые раньше тайно поддерживали движение.

Все эти годы Гусман руководил повстанческим движением дистанционно, скрываясь в Лиме. Однако в сентябре 1992 года силам безопасности удалось выследить и арестовать лидера сендеристов в квартире одной из его любовниц. Суд приговорил Гусмана к пожизненному заключению, заменив смертную казнь на обещание признать свое полное поражение.

Вскоре после ареста Гусман выступил по телевидению с призывом к своим сторонникам сложить оружие. Это обращение нанесло серьезный удар по боевому духу "Сияющего пути", и число активных боевиков значительно сократилось. Однако часть сендеристов отказалась подчиниться приказу своего лидера и продолжила вооруженную борьбу.

Так завершилась одна из самых кровавых страниц в истории Перу. Абимаэль Гусман, начинавший свой путь как преподаватель философии, превратился в жестокого революционера, чьи действия привели к гибели десятков тысяч людей. Его идеи, смешавшие марксизм, маоизм и культ древних инков, оказались губительными для страны, которую он якобы стремился освободить. Сам Гусман умер в тюрьме в 2021 году. История "Сияющего пути" стала еще одним трагическим примером того, как благие намерения в руках фанатиков могут привести к неисчислимым страданиям.