Когда говорят о Красной Армии предвоенного периода, то почти всегда упоминают о нехватке командиров.
Мол, тут не только и не столько 1937 год сказался, но ещё и сама РККА росла в те годы как на дрожжах. И где же взять толковых командиров?
Я неоднократно упоминал, что с командирами, особенно взводно-ротно-батальонного уровня, в РККА имелись огромные проблемы.
В 1932 году численность РККА оценивалась где-то в 600 тысяч человек, в 1940 году — в районе 4 миллионов бойцов и командиров! Иными словами, действительно впечатляющий рост, где-то в 7 раз за 8 лет.
Однако, Красная Армия в этом смысле далеко не рекордсмен. Рейхсвер образца 1933 года — всего десяток дивизий, менее 200 тысяч человек. Версальские ограничения вообще предполагали «укоротить» немецкую армию отметкой в 100 тысяч человек (+ 15 тысяч флот).
Но к началу тридцатых годов ограничения эти уже потихоньку нарушались самими офицерами рейхсвера. С 1933 года их стали нарушать открыто, а в 1935 году официально началось строительство новых вооруженных сил, вермахта.
И что же мы видим? Видим мы вообще что-то невероятное. В 1939 году немецкие вооруженные силы достигли отметки в 4 с лишним миллиона человек! В 1940 году — уже 6 миллионов! Сразу говорю, что это и вермахт, и эсэсовцы, и кригсмарине.
Но тут рост за 6 — 7 лет в десятки раз. Правда, не стоит забывать о «скрытых резервах», которые у немцев имелись ещё до Гитлера во власти.
Пограничная охрана, полицейские, «черный рейхсвер» (суммарно свыше 300 тысяч) + всевозможные военизированные организации (через них прошло ещё больше народа).
Так что по факту старт у немцев был не настолько низким. Не стоит забывать о наследии Первой мировой войны и об «опасной политике» межвоенного времени.
Ну хорошо, а как же офицеры? В конце концов, солдат можно обучить за год, два. А как же командный состав?
Тут мы понимаем, что у немцев вообще «всё было немного не так, как у нас». Их офицерский корпус ещё в годы Первой мировой отличался относительной малочисленностью и крайне строгим отбором, основная нагрузка ложилась на плечи подготовленных унтер-офицеров.
При этом, кадровые офицеры Германской империи по большей части пережили 1918 год (после чего мы не видим у немцев ни полномасштабной Гражданской войны, ни эмиграции, ни «чисток»).
А потом... многие из них попали под сокращение. Офицеры рейхсвера в 1920-е — начале 1930-х гг. в прямом смысле слова являлись «белой костью», потомками дворян, офицеров и прочих «помещиков-капиталистов». Офицеры из «социально желательных кругов» (средние и высшие слои общества) в рейхсвере составляли более 90% контингента.
Но с 1933 года эта «белая кость» была серьезно разбавлена новыми пополнениями (чем, кстати, были недовольны многие кадровые). Источников таковых нашлось немало.
Это и производство в офицеры унтер-офицеров рейхсвера, отлично подготовленных. И возвращение на службу ветеранов Первой мировой. И изъятие бывших офицеров из полиции. И ускоренная подготовка новых кадров.
За шесть лет (1933 — 1939) численность немецких офицеров выросла в 6 раз, с 4 до 24 тысяч человек. Но... сами немцы постоянно жаловались на некомплект комсостава. Выручал, опять же, очень высокий уровень подготовки унтер-офицеров, привыкших к самостоятельным действиям и способных взять на себя некоторые обязанности офицера.
«За первые два года диктатуры офицерские звания получили 1500 унтер-офицеров и около 300 дипломированных юристов. Кроме того, в вермахт было зачислено 2500 офицеров полиции и 1100 офицеров кайзеровской армии...
Новый набор в 1935 году, смягчение практики увольнений в связи со служебным несоответствием и включение 1600 офицеров австрийской армии в 1938 году тоже не решали проблему кадров...
Потребность в младших офицерах привела к возрождению в вермахте института офицеров резерва, которые проходили действительную службу в течение двух лет и, как правило, становились командирами взводов...» (с) А. М. Ермаков. Оруженосцы нации. Вермахт в нацистской Германии.
Элитная молодежь, желавшая повоевать, шла в фанен-юнкеры, добровольцы-курсанты. Фанен-юнкеры могли выбирать часть, в которой они хотели бы служить.
Но «кто угодно» не мог стать фанен-юнкером: нужно было образование и деньги из семьи, на приобретение офицерской формы.
Фанен-юнкеров обучали два года и три месяца, причем отбор был достаточно жесткий. Сперва они обучались основам службы в казарме, затем становились унтер-офицерами, только потом — проходили учебный курс в военных школах. Ещё были специальные курсы подготовки. Отсеять могли на любом этапе.
Хотя надо сказать, что уже к 1939 году стандарты подготовки несколько упали. Но всё равно оставались сравнительно высокими. Нарушилась эта система окончательно только в период войны против СССР.
Американский исследователь Дэвид Шёнбаум назвал рост немецкого офицерского корпуса в предвоенный период «тихой социальной революцией». Ранее почти две трети офицеров рейхсвера имели дворянские корни. В 1939 году они составляли где-то четверть офицерского корпуса.
Но несмотря на всё это, подготовка офицерских пополнений серьезно отставала от общего роста вооруженных сил. Немцы постоянно жаловались на нехватку офицеров.
Выручали немцев строгий отбор на место офицера и упомянутое подспорье в лице унтер-офицеров, своеобразного костяка вермахта. Который серьезно был повыбит как раз в 1941 году. После чего качество немецких войск начало снижаться...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!