Найти в Дзене
Елена Шаройкина

Программа адаптации к климатическим изменениям должна учитывать проблемы всех значимых видов животных и растений

Глобальное потепление вызвало вспышку инфекционной катаральной лихорадки (вирус блютанг) среди скота в Сардинии. Уже пало 20 тысяч овец, под угрозой половина поголовья, а ведь овцеводство является одной из основ экономики острова.

Блютанг приходит на Сардинию каждый год, но на сей раз – намного раньше обычного, что застало фермеров врасплох. Для людей вирус не опасен, но вот любителям овечьего сыра пекорино придётся несладко – деликатес явно подорожает.

Мелочь? В общем, да, хотя заболевшие овцы считают иначе, к тому же вирус может перекинуться на материковые популяции. Но такие «мелочи» происходят по всему миру.

Серьёзные проблемы, например, у… ленивцев. Эти млекопитающие с исключительно медленным метаболизмом не успевают адаптироваться к росту средней температуры. Энергетические затраты организма на охлаждение станут непомерными для большинства популяций уже в ближайшие десятилетия – и неизвестно, хватит ли у них сообразительности мигрировать в более прохладные области.

Тает родной дом белых медведей. Меньше льда – меньше пространства для охоты. Медведи больше не могут круглосуточно охотиться на нерп и вынуждены уходить на материк, где для них просто нет экологической ниши. Температура в Арктике растёт в 2-4 раза быстрее, чем в других частях планеты.

Начались войны между видами птиц, мирно сосуществовавшими ранее: так, в Европе синицы (ранее не склонные к насилию) стали уничтожать мухоловок-пеструшек, обитающих с ними в одном ареале.

Каждая весна – трагедия для северной ласки. Снег уходит раньше, чем она меняет свой белоснежный окрас на серый, и животное становится лёгкой добычей для хищников.

Согласно американскому исследованию, при нынешних темпах потепления к 2100 году может погибнуть большинство антарктических видов пингвинов. Безусловно, мы должны учитывать, что для США борьба с потеплением – в первую очередь экономический проект (им жизненно важно ограничить рост производства в развивающихся странах), но игнорировать эти предупреждения тоже невозможно: их просто нужно тщательно перепроверять.

Теплолюбивые огари постепенно вытесняют наших любимых серых уток по всей средней полосе России – утки вынуждены мигрировать севернее, где встречаются с новыми опасностями и, опять же, конкурируют с местными видами птиц.

Из таких мелочей складывается общая картина невиданного за историю цивилизации изменения биологического равновесия на планете. У людей нет исторического опыта адаптации к подобным катаклизмам и тем более помощи «братьям меньшим». Но уж коли Господь сделал нас ответственными за матушку Землю, мы не можем молча смотреть на происходящее, прячась от жары в кондиционированных офисах.

России необходима тщательно продуманная программа адаптации к климатическим изменениям с учётом проблем всех значимых видов животных и растений. Нам нужно понимать, кто и как реагирует на ситуацию, увидеть явные и скрытые опасности, просчитать модель нового экологического равновесия при разных сценариях потепления. Нужно понять, кого мы можем спасти, а кто – увы! – обречён на поддержание существования в заповедниках.

Это огромная работа, которую учёные, эксперты, государство и бизнес должны делать сообща, в том числе с использованием вычислительных мощностей искусственного интеллекта.

К сожалению, многим всё это не кажется первоочередной задачей, хотя настоящая ответственность перед будущими поколениями, перед планетой, перед Богом в этом и заключается. Очень хочется, чтобы усилия экологов не пропали даром, чтобы наш голос был услышан, а из наших предупреждений сделаны соответствующие выводы.

Потому что процесс потепления не прерывается ни на секунду. Пока писала этот пост, в октябрьской России становилось всё холоднее, но средняя температура по планете всё равно выросла – пусть на десятитысячную долю градуса. И значит, проблема стала ещё острее, чем была вчера.

#биоразнообразие

Елена Шаройкина. Подписаться