Путешествуя по России каждый из нас сталкивается с «визитными карточками» регионов – традиционными уникальными узнаваемыми местными брендами.
Например, МТС в своих приветственных смс-сообщениях при пересечении границ призывает попробовать окрошку на белом квасе в Тамбовской области, десерт калинник в Рязанской, калачи в Новгородской, донского ерша и императорскую воду в Липецкой и сарептскую горчицу в Волгоградской.
Для поддержания самобытности и укрепления позиций локальных производителей в 2020 году законодатель ввел новый упрощенный механизм защиты таких обозначений – «географические указания», который стал действовать наряду с уже существующими «наименованиями мест происхождения товаров».
☝🏻Если вы работаете с региональными брендами, производите или продаёте традиционные локальные товары, обязательно прочитайте эту статью.
Получить права на географическое указание не сложно и это открывает большие возможности для укрепления собственного бренда и повышения доходов, а также предоставляет преимущества в конкурентной борьбе🙌🏻
1. Что такое географическое указание
Официальное определение:
Географическое указание – это обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара).
Другими словами, это:
- слово или словосочетание
- которое регистрируется в отношении 1) конкретного вида товара и 2) конкретной территории происхождения
- товар должен отличаться качеством, репутацией или другими характеристиками, непосредственно связанными с указанной географией
Для регистрации географического указания не обязательно, чтобы все стадии производства товара осуществлялись на заявленной территории. Связка товара и территории должна быть по хотя бы по одному существенному этапу производства.
Географическое указание признается и охраняется только при его государственной регистрации в Роспатенте.
📜Примеры географических указаний
В сентябре 2024 Роспатент зарегистрировал 4 новых географических указания: «ХОЛМОВСКАЯ ЗЕМЛЯНИКА (КЛУБНИКА), «КОВРИЖКА ЗАРАЙСКАЯ» «ЛЕНИНГРАДСКИЕ ПЫШКИ» и «ГОРОХОВЕЦКИЙ ПРЯНИК».
В качестве географических указаний регистрируются не только продукты питания и напитки, но и изделия народного промысла, природные объекты, например, «МСТЁРСКАЯ ВЫШИВКА», «ЯКУТСКИЙ НОЖ», «КОТОВСКАЯ НЕВАЛЯШКА», «БАЛАХТИНСКИЙ УГОЛЬ», «МАНСУРОВСКИЙ ГРАНИТ».
Всего Роспатентом зарегистрирован 359 географических указания.
Отличить зарегистрированное географическое указание можно по:
- знакам охраны "зарегистрированное географическое указание", "с защищенным географическим указанием", "зарегистрированное ГУ"
- или разработанной Роспатентом эмблеме.
👨🏻🏫Если на товар нанесён такой знак, вы как потребитель можете рассчитывать, что производителем соблюдена технология производства, товар соответствует ожидаемому качеству и произведен на традиционной для этого товара территории.
2. Права и запреты
Начнём с того, что правообладатель географического указания — это не только тот, кто первым его зарегистрировал, но и любой другой предприниматель, производящий подобные товары на той же территории, который присоединился к регистрации позднее.
Географическое указание – коллективное средство индивидуализации товаров.
Первый и последующие правообладатели географического указания равны в своих правах.
Правообладатель может использовать географическое указание сам:
- на товарах, этикетках, упаковках товаров;
- на документации и иных материалах, связанных с продажей товаров
- в объявлениях о продаже, на вывесках, в рекламе;
- в сети "Интернет", в том числе в доменном имени
- другими не противоречащими закону способами
Правообладателям и любым другим предпринимателям запрещено:
- использовать географическое указание в отношении товаров, которые не соответствуют зарегистрированным характеристикам или произведены на другой территории
- вводить потребителя в заблуждение относительно места происхождения или характеристик товара при использовании географического указания или его имитации
Эти правила позволяют избегать размывания регионального бренда даже при множественности производителей и являются механизмами контроля качества и соответствия.
Также правообладатель может запрещать использовать географическое указание (в том числе в переводе или со словами "род", "тип", "имитация" и подобными) предпринимателями, не присоединившимся к регистрации, и требовать:
1. изъять из оборота и уничтожить контрафактные товары
2. возместить убытки или выплатить компенсацию.
❗❗❗Размер компенсации:
- от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, по усмотрению суда исходя из характера нарушения
- двукратная стоимость контрафактных товаров
Как мы видим, ответственность вполне реальная и существенная. А это значит, что мы разбираемся в вопросе дальше.
3. Как стать правообладателем?
Есть два пути:
Вариант № 1: Зарегистрировать новое географическое указание (если интересующий вас региональный бренд ещё не зарегистрирован)
Как минусы, так и плюсы этого варианта очевидны.
Вам самостоятельно нужно будет провести работу по доказыванию перед Роспатентом соответствия обозначения требованиям закона, но при этом у вас будет возможность повлиять на «правила игры» – предложить своё описание товара и процесса его производства. Это описание в последующем станет общеобязательным для других производителей.
Заявку на регистрацию нового географического указания может подать:
- один гражданин или несколькими граждан
- одно юр.лицо или несколько юр. лиц
- ассоциация, союз или другое объединение
Размер патентных пошлин:
- для малых предпринимателей и граждан – 4 830 рублей при подаче заявки и 6 300 рублей в конце (всего 11 130 рублей)
- для среднего и крупного бизнеса – 16 000 рублей при подаче заявки и 18 000 рублей в конце (всего 34 000 рублей).
Вариант № 2: Присоединиться к уже зарегистрированному географическому указанию
Это проще и быстрее. Правообладатель по первой заявке уже описал товар и способ его производства. Вам же необходимо подать заявление в Роспатент и предоставить документы, подтверждающие, что:
- Вы производите товар в границах той же территории
- Производимый товар соответствует зарегистрированным ключевым характеристикам
Размер патентных пошлин:
- для малых предпринимателей и граждан – 6 300 рублей
- для среднего и крупного бизнеса – 18 000 рублей
Продать, купить, передать права на географическое указание нельзя
При несоответствии товара нужным характеристикам, систематическом несоблюдении способа производства, условий хранения или транспортировки, исключительное право правообладателя может быть прекращено Роспатентом по заявлению любого лица, например 👿потребителя.
4. Рекомендации💥
Каждому предпринимателю, который производит или продаёт традиционные местные товары, мы рекомендуем:
1. Проверить, какие географические указания зарегистрированы в России и особенно в вашем регионе (совсем скоро, в конце статьи вы найдете ссылку для проверки)
Для продавцов:
2. Проверить, включает ли ваш ассортимент товары с географическими указаниями и, если да, выяснить, зарегистрирован ли производитель как правообладатель (подтвердить это может свидетельство из Роспатента)
Если обозначение нанесено на товар незаконно, товар является контрафактным и к продавцу могут быть применены меры ответственности.
Для производителей
3. Если же вы сами производите товары под региональным брендом (например, жарите ленинградские пышки или печёте выборгские крендельки), стоит проработать вопрос присоединения к регистрации для приобретения прав на обозначение
4. Причем если обозначение ещё не зарегистрировано, но имеет все шансы стать географическим указанием, вы можете выступить первопроходцем и подать заявку на регистрацию💪🏻, что принесет колоссальную пользу как вам, так и родному региону
🎓Подробнее:
Описанные в статье правила закреплены в статьях 1516-1537 ГК РФ.
Полный список географических указаний по регионам размещен здесь (последний столбец, актуализируется с небольшой задержкой).
Подробнее о географических указаниях читайте в специальном руководстве Роспатента и в тематическом разделе на сайте регулятора.
_____________________
команда КопиВайт
Понравилась статья?
👇🏻🤝🏻
Присоединяйтесь к нашему ⚡Telegram-каналу "КопиВайт | для авторов, о брендах", чтобы получать уникальный закрытый контент
Будьте с нами, не пропускайте важное!